Экспериментальные модели советских автомобилей
ГАЗ-24-95 «Волга» Опытный (1974 год)
В 1974 году было построено всего пять экземпляров полноприводных ГАЗ-24-95. В опытных внедорожных версиях «Волги» использовались узлы и агрегаты от настоящего внедорожника — УАЗ-469. Важной особенностью полноприводного ГАЗ-24-95 было отсутствие рамы. Один из пяти выпущенных экземпляров обслуживал Л. И. Брежнева в его охотничьем поместье Завидово. Остальные машины отправили на тестирование военным и милиции в Горьком и области.
Серийное производство данного ГАЗ-24-95 так и не началось. Конструкция опытных автомобилей была слишком сложной и дорогой. Завод попросту боялся отсутствия спроса на модель. До сегодняшнего дня сохранилось не менее двух «живых» экземпляров этой уникальной машины.
ВАЗ-2103 «Универсал» (1976 год)
В середине 1970 годов ВАЗ совместно с Fiat активно работал над люксовой модификацией 2101, которая в итоге получила название 2103. Уже в 1974 году, когда предсерийная «тройка» в кузове седан была готова, итальянцы предложили ВАЗу проект «люкс-универсала». Первоначально руководство российского предприятия отвергло эту идею, но позже к проекту пятидверного ВАЗ-2103 вернулись.
В 1976 году по указанию руководства предприятия с конвейера сошли три автомобиля ВАЗ-2103 «Универсал». Целью тестовых машин была проверка их на соответствие европейским требованиям (планировалось поставлять модели за рубеж). Из трех собранных автомобилей один был передан на «АвтоВАЗтехобслуживание», второй отдан на Дмитровский автополигон, а третий образец оказался в Центре стиля УГК ВАЗ. В серийное производство универсал так и не пошел. Следующим после ВАЗ-2102 универсалом в 1984-м стала «четверка».
АЗЛК «Москвич-408 Турист» (1964 год)
С московского завода АЗЛК в 1964 году сошли два опытных экземпляра «Москвич-408 Турист». Это была своего рода попытка создать модификацию «Москвича» с открытым верхом. В основе этого элегантного кабриолета лежали шасси и детали корпуса серийного седана 408. Один из двух построенных экземпляров имел кузов с алюминиевыми наружными кузовными панелями, другой — со стальными.
Под капотом одного из выпущенных кабриолетов находился двигатель от седана, оборудованный системой впрыска топлива ЦНИТА с электронным управлением. 1,4-литровый бензиновый мотор развивал 63 л. с. и был способен разогнать открытый автомобиль до скорости 130 км/ч. На прототипе была жесткая съемная крыша. Планировалось выпускать «Турист» мелкими сериями для экспорта, но позже проект закрыли. До сегодняшнего дня не «дожил» ни один экземпляр этого опытного кабриолета.
ГАЗ-18 (1955 год)
В апреле 1955 года от ЦК КПСС на завод ГАЗ была отправлена директива, указывающая на необходимость спроектировать компактную машину для инвалидов. Чтобы не сделать примитивную мотоколяску, к проектированию маленького автомобиля на ГАЗе подошли не менее серьезно, чем к обычному. После изготовления тестового экземпляра его опробовали инвалиды с разными увечьями. Модель ГАЗ-18 получила закрытый кузов (чем-то даже напоминала «Победу»).
Согласно требованиям двигатель машины должен был развивать «около 10 л. с.». Специалисты ГАЗа не нашли ничего более подходящего, чем «разрезать» пополам 4-цилиндровый силовой агрегат от «Москвича», получив 2-цилиндровый мотор. Его установили сзади. Для налаживания производства новой модели требовались средства, а МЗМА (так назывался московский автозавод c 1945-го по 1968 год) и НАМИ уже проектировали «Москвич-444» (будущий ЗАЗ-965). В 1958 году проект ГАЗ-18 закрыли, и история необычной российской малолитражки закончилась. Всего было выпущено два рабочих экземпляра машины.
МЗМА-403Э-424Э «Купе» (1951 год)
На шасси экспериментальной модели МЗМА-403Э-424Э в 1951 году были построены два опытных экземпляра автомобиля с двухдверным кузовом купе. Примечательно, что в этом же году автогонщик А. Ипатенко, выступая на чемпионате СССР за рулем одной из этих машин, занял второе место.
На купе для разных соревнований использовался либо опытный мотор модели 403, либо форсированный агрегат от 400-й. Последний имел масляный радиатор и впускные клапаны увеличенного диаметра. Его головка цилиндров и впускной коллектор были отлиты из алюминия, а фазы газораспределения изменены. Оба опытных автомобиля участвовали в различных соревнованиях и установили несколько всесоюзных рекордов.
РАФ-М1 «Роксана» (1990 год) и М2 «Стилс» (1991 год)
В 1990 году в Латвии начали подготовку микроавтобуса, который по плану должен был «и в ХХI веке быть современным». Начальство Рижской автобусной фабрики (РАФ) всячески хвалило опытный экземпляр и даже искало инвесторов для реализации проекта. На прототипе (заводской индекс М1) стоял впрысковый двигатель ЗМЗ-406. Этот агрегат был самым современным в Союзе на то время. Пятиступенчатую коробку передач позаимствовали у моделей УАЗ. Рулевую рейку и усилитель для прототипа взяли от Ford Transit.
В 1990-м микроавтобус успел сделать первый рейс по улице Дунтес в Риге. Год спустя РАФ выпустила еще один прототип современного микроавтобуса М2 «Стилс». Но, к сожалению, из-за отсутствия финансовых средств оба проекта пришлось заморозить.
ЗАЗ-970Б и 970Г (1962 год)
С 1962-го по 1964 год на ЗАЗе активно работали над новой моделью с индексом 370, которая должна была иметь три варианта кузова — закрытый фургон, грузовик с открытым кузовом и пассажирский (как бы сейчас сказали) мини-вэн. В 1962 году были изготовлены первые опытные образцы 970-й модели. Автомобиль получил короткий капот и внешне слегка напоминал ЗАЗ-965. В этом же году на заводе были подготовлены первые экземпляры 970Б и 970Г, которые вовсе не имели капота.
На модель устанавливали 27-сильный двигатель, который разгонял машину до 70—75 км/ч. При этом расход топлива во время испытаний у 970-й составлял 7,5 литра на 100 км. Прототипы с различными типами кузова тестировались возле Запорожья, но экспериментальные образцы так и остались во дворах завода. Интересно, что 6-местный ЗАЗ-970 многие считают одним из первых автомобилей класса «мини-вэн».
ВАЗ-Э1101 (1971 год)
Над созданием первого советского микроавтомобиля начали задумываться в 1966 году. В конце 1968-го небольшому коллективу конструкторов дали задание: необходимо разработать малолитражный автомобиль Э1101 «Чебурашка» с передним приводом силами исключительно отечественных специалистов.
В 1971 году в экспериментальном цехе ВАЗа был собран первый экземпляр Э1101 с двигателем. Это была первая вазовская модель, разработанная без помощи итальянцев, и первый переднеприводной автомобиль. На машину устанавливали новый 0,9-литровый мотор (50 л. с.) и 4-ступенчатую «механику». В 1972-м начались испытания новинки. В 1973 году на свет появилась вторая серия — ВАЗ-2Э1101, которая была создана с учетом замечаний испытателей. Третий вариант ВАЗ-3Э1101 отдали на ЗАЗ, где он позже превратился в «Таврию».
ИЖ-19 «Старт-Комби» (1975 год)
Хетчбэк ИЖ-19 «Старт-Комби» создавался молодой командой как «молодежный автомобиль». Особенностью машины был модный «горб» на капоте, подразумевавший V-образную «шестерку», расположенную в подкапотном пространстве. Естественно, в данном случае «горб» был скорее для красоты, т. к. никакого V6 на опытный ИЖ не устанавливали.
Молодежный автомобиль получил высокую оценку среди юных автолюбителей, но показался слишком «революционным» консервативному руководству предприятия. После выпуска нескольких опытных экземпляров проект 19 «Старт-Комби» был закрыт. Возможно, зря от него отказались. В истории российского автопрома не так много серийных машин со столь ярким выделяющимся дизайном.
АЗЛК-2139 «Арбат» (1990 год)
Первое место сегодняшнего рейтинга занимает семиместный… «Москвич»! В 1990 году московский завод выпустил опытный семиместный мини-вэн с пластиковыми панелями, крепившимися к стальному каркасу. Автомобиль был построен на шасси 2141-го «Москвича». Работа над экспериментальной моделью началась еще в 1987 году, а в металле опытный мини-вэн был воплощен в 1991-м.
«Арбат» получил трансформируемый салон с поворачивающимися передними сиденьями, у которых вдобавок регулировалась длина подушки. Прототип имел многофункциональный руль и электронную приборную панель. На заводе существовали планы серийного производства. Даже было выбрано место, где будут собирать мини-вэны АЗЛК, — город Сухиничи Калужской области. Но в конце 1991 года проект закрыли, и модель так и осталась опытным прототипом.
Кроме вошедших в рейтинг прототипов в истории автомобилестроения СССР хватает других примеров интересных разработок. Например, ВАЗ-Э2121 «Крокодил», который является «дедушкой» хорошо известного нам внедорожника «Нива». В 1976 году немецкая компания Porsche представила свою версию новой модели ВАЗ-2103. А «семерка» чуть не получила в 1986-м «морду» в стиле «Волги». А сколько было интересных разработок у ГАЗа… Опытный ВМ-1938 с гусеничной конструкцией вместо задних колес, скоростной СГ2 «Торпедо-ГАЗ», напоминавший скорее самолет, двухместный полноприводной концепт М-73 (1955 года), несколько прототипов «Чайки»… Список можно продолжать еще очень долго. Жаль, что многие перспективные проекты советских автопроизводителей были похоронены еще до рождения.
ЗИС-101А Спорт 1938 г.
Выпущен один экземпляр.
Спортивную версию модели 101 (название 101А Спорт — условное) спроектировала в КБ экспериментального цеха по собственной инициативе группа молодых инженеров: Владимир Кременецкий, Николай Пульманов, Анатолий Пухалин. Над дизайном работал Валентин Ростков. Опытный образец появился благодаря тому, что молодым инженерам удалось внести автомобиль в список "подарков Матери-Родине" к 20-летию комсомола в 1938 году В 1939-м директор завода ЗИС И. А. Лихачев показывал автомобиль на московской партконференции.
Молодые инженеры увеличили степень сжатия и мощность двигателя, в подвеске применили стабилизаторы поперечной устойчивости. По расчетам автомобиль должен был развить 180 км/ч, на испытаниях ЗИС-101А Спорт показал 162,4 км/ч.
Технические характеристики
- Размеры, мм:
- длина х ширина х высота 5750x1900х н.д.
- база 2605
- Кузов родстер
- Компоновка:
- двигатель спереди
- ведущие колеса задние
- Максимальная скорость, км/ч: 162
- Двигатель бензиновый, карбюраторный, рядный:
- число цилиндров 8
- рабочий объем 6060 см3
- число клапанов 16
- расположение верхнее
- мощность, л.с./кВт 141/103,7 при 3300 об/мин
- Коробка передач: механическая трехступенчатая
- Подвески:
- передняя зависимая, на продольных рессорах
- задняя зависимая, на продольных рессорах
- Тормоза механические, с вакуумным усилителем:
- спереди барабанные
- сзади барабанные
- Электрооборудование 6 В
- Размер шин 7.50—17
Эксклюзивные автомобили в наших фильмах
Автомобили, снятые в наших фильмах – это очень интересная и обширная тема. Поскольку автомобиль прочно вошёл в наш быт, то и современные фильмы без него немыслимы. Иногда автомобили просто мелькают на заднем плане, выполняя, как и в повседневной жизни, свои функции. Бывает, режиссёры делают их героями событий, и даже главными героями, одушевляя их ( в фильме «Зелёный огонёк» автомобиль «Москвич-407», являясь, безусловно, главным героем, разговаривает человеческим голосом). Но истинный автомобилист всегда, даже когда автомобиль лишь эпизод, часть пейзажа, вроде декорации, присматривается к нему, иногда забывая о самом фильме. А уж если автомобили диковиннные, малоизвестные, или, как сейчас говорят, эксклюзивные...
В 1972 году режиссёром Игорем Масленниковым был снят фильм "Гонщики" с Евгением Леоновым и Олегом Янковским в главных ролях. Этот фильм не оставил равнодушным ни одного автомобилиста. Многие заметили, что там наряду с "Москвичами", составлявшими тогда костяк советского автоспорта, фигурировал очень интересный автомобиль, принадлежавший главному герою. На нём передвигалась его жена (артистка Лариса Лужина). Автомобиль примечателен тем, что являл собой самодельную конструкцию. Вид у него был необычный, сугубо утилитарный, эдакий маленький грузовичок с открытой кабиной и без дверей. Имелся съёмный брезентовый верх и съёмные двери. В те годы в СССР существовало такое направление – строительство самодельных автомобилей. Были разработаны специальные технические требования для них, эта тема освещалась на страницах журналов, они участвовали в специальных пробегах, демонстрировались на выставках. В этом фильме как раз был запечатлён такой момент.
"Турист" (так назывался автомобиль) был построен в Тбилиси. Оппозитный двигатель воздушного охлаждения от тяжёлого мотоцикла располагался сзади, под полом. «Косолапая» задняя подвеска была сделана по типу «Запорожцевской». Передняя подвеска торсионная, от мотоколяски СЗА. Автомобиль весил 580 кг и развивал скорость 80 км/ч. Интересный момент: его рулевое управление было взято от "Гафлингера". Что же представлял собой "Гафлингер"?
Мини-грузовики повышенной проходимости "Гафлингер" ("Haflinger") выпускались австрийской фирмой "Штейр-Даймлер-Пух" (кстати, автомобиль "Штейр-100" этой фирмы в 30-е годы совершил первое кругосветное путешествие, которое заняло почти три года). "Гафлингеры" появились в 1959 году и выпускались до 1974 года. Гафлингер – это порода низкорослых лошадей. Этот маленький поджарый грузовичок с высокой посадкой и длиной 2830 мм действительно напоминал маленькую лошадь. И не только внешне. Осенью 1963 года он был представлен на торгово-промышленной выставке в Москве. В один из дождливых дней автомобиль демонстрировал свою отменную проходимость на Ленинских горах. Он уверенно двигался по пересечённой местности, легко преодолевал крутые подъёмы, переезжал через канавы, брёвна и другие препятствия. За счёт чего же была достигнута столь высокая проходимость? Прежде всего, конечно, за счёт полного привода. Трансмиссия, помимо широкого силового диапазона, имела блокируемые дифференциалы. Для повышения дорожного просвета на автомобиле применили цилиндрические колёсные редукторы. Это при 12-дюймовых шинах обеспечило дорожный просвет 240 мм.
Плоский оппозитный двухцилиндровый двигатель воздушного охлаждения объёмом 643 куб.см и мощностью 24 л.с. располагался сзади под полом платформы и был объединен в один блок с коробкой передач, двухступенчатой раздаточной коробкой и главной передачей. Интересная особенность: автомобиль имел хребтовую раму в виде трубы, внутри которой проходил карданный вал. Такая конструкция отличается высокой жёсткостью при малом весе. Задняя подвеска была выполнена по схеме "качающаяся полуось", т. е. являлась "косолапой" (как на ЗАЗ-965).
Над главными передачами расположены поперечины, к которым прикреплены цилиндрические пружины подвески и находящиеся в них полые резиновые упругие элементы. К этим же поперечинам снизу крепятся телескопические амортизаторы, а сверху, на резиновых подушках, кузов.
Внимательный читатель, конечно, обратил внимание на такие особенности, как хребтовая рама в виде трубы, "косолапая" задняя подвеска, двигатель воздушного охлаждения. Да, это всё родовые черты автомобилей "Татра". И это не случайно. Дело в том, что проектировал "Гафлингеры" Эрих Ледвинка, сын знаменитого Ганса Ледвинки, конструктора "Татр"...
Самодельный автомобиль "Турист" унаследовал от "Гафлингера" не только рулевое управление, но и всю его концепцию. И очень похож на него внешне. Правда, выполнен он значительно проще. Нет полного привода, хребтовой рамы, иная подвеска. Но так же сзади под полом расположен оппозитный двухцилиндровый двигатель воздушного охлаждения. Из советских для этих целей подходил только двигатель тяжёлого мотоцикла. Надо сказать, в своё время, когда разрабатывался ЗАЗ-965, для него тоже пытались использовать подобный двигатель. Но из-за малой мощности и низкого ресурса от этой затеи отказались.
Следует отметить, что самодельный аналог "Гафлингера" получился очень удачным. Он был удобен, устойчив, свободно вмещал пятерых человек при малых габаритах, со снятыми сидениями мог перевозить солидный груз. Недаром этот микроавтомобиль был отмечен дипломом журнала "За рулём" за наиболее рациональную компоновку. Сейчас неизвестно, как "Гафлингер" (или его рулевой механизм?) попал тогда в Тбилиси. Но его, говоря современным языком, клон вследствие очень удачной концепции завоевал не только призы и дипломы, но и попал в знаменитый фильм.
Ещё один очень интересный самодельный автомобиль стал главным героем фильма «Путешествие будет приятным». Герой артиста Бориса Галкина, который по сценарию являлся хозяином данного авто, сам построил его. А на самом деле создателем автомобиля был москвич Игорь Рикман, кандидат технических наук, создатель угольных комбайнов и горной техники. Автомобиль примечателен тем, что является амфибией. У него есть имя собственное – «Ихтиандр». Работа над ним заняла четыре года. Кузов (или корпус, ведь это амфибия) сделан из дюралюминия. Ширина – как у «Волги». Правда, длина значительно меньше. Двигатель от «Жигулей». Коробка передач и главная передача – от «Запорожца». Силовой агрегат расположен в задней части. Помимо задних ведущих колёс, он приводит в действие и силовой насос водомёта. Насос включается зубчатой муфтой с электромагнитным управлением. Для удаления воды, попавшей в корпус, предусмотрены два электронасоса. Подвеска всех колёс – независимая, пружинно-торсионная. Передние торсионы – пластинчатые, задние – стержневые. Интересно решено уплотнение выходящих из корпуса валов и рычагов. Это масляные гидростатические затворы, представляющие собой две уплотнительные манжеты, между которыми заложено густое масло, находящееся под некоторым избыточным давлением, ибо бачок, из которого оно поступает, находится на 400мм выше уровня воды. Тормоза дисковые у всех колёс (они менее чувствительны к воде). Автомобиль массой 1100 кг мог развивать скорость 130 км/ч на суше и 18 км/ч на воде. Этот симпатичный автомобиль-амфибия с элегантным дизайном, безусловно, украсил фильм.
Необычный автомобиль можно увидеть в фильме «Идеальный муж» с Юрием Яковлевым в главной роли. Это автомобиль 19 века, больше напоминающий экипаж. Он тоже являлся самоделкой, но несколько иной категории – репликаром. Изготовил его работник одной из Московских автобаз С. Григорян. Как-то на день рождения ему подарили маленькую модель первого автомобиля «ФИАТ» 1899 года. И он, глядя на неё, решил самостоятельно изготовить модель побольше, в масштабе 1:1. Двигатель и задний мост использованы от «Москвича-407», коробка передач от «Москвича-401». 19-дюймовые покрышки – от тяжёлого мотоцикла. Всё остальное изготовлено вручную, самостоятельно. Автомобиль динамичен и может развивать скорость свыше 100 км/ч, однако на высоких скоростях он очень опасен. На нём следует передвигаться не спеша, под стать эпохе. Это первый советский репликар – копия старинного автомобиля. Фильму «Идеальный муж» он подошёл как нельзя лучше. Правда, однимённая пьеса Оскара Уайльда увидела свет в 1895 году, а модель автомобиля 1899 года, но это можно простить...
Достаточно редкий и малоизвестный у нас автомобиль, хоть и не самоделку, можно заметить в фильме «Москва слезам не верит». Вначале, когда действие по замыслу авторов происходит в 1958 году, к зданию, где проходит фестиваль французских фильмов, подъезжает маленький белый двухдверный автомобиль с килевидной формой задних крыльев. Это «Рено-Флорида», известный в Америке как «Рено-Каравелла». Да, автомобиль конструировался в расчёте на американский рынок, наиболее выгодный в 50-е годы. Поскольку основным конкурентом «Рено» на американском рынке был «Фольксваген», последняя модель которого, «Фольксваген-Карманн-Гиа» (спортивное купе на базе «Жука»), имела большой успех, фирма «Рено» решила создать свой аналог «Карманн-Гиа» - спортивное купе на базе модели «Дофин». В разработке внешнего вида также принимала участие фирма «Гиа». Так родилась модель «Флорида». Как и «Фольксваген», она имела двигатель, расположенный сзади, но жидкостного охлаждения. Первоначально мощность двигателя объёмом 845 куб.см. составляла 36 л.с. , что для спортивного автомобиля было явно недостаточно. Поэтому он получил прозвище «овца в волчьей шкуре». Впоследствии появились новые, более мощные двигатели.
Надо сказать, авторы фильма немного погрешили против истины, ибо в 1958 году эта модель ещё не производилась серийно.
В этой статье рассказано о четырёх редких моделях автомобилей, показанных в фильмах. Разумеется, этот список можно было бы продолжить, например, рассказать о микроавтобусе «Старт», который мелькнул в конце фильма «Кавказская пленница». Или об автомобиле ГАЗ-11-40, завершающем довоенный (1940г) фильм «Светлый путь», серийному производству которого помешала война. Можно вспомнить и очень красивый автобус ПАЗ-Турист, который был отмечен в 1969 году на Международной автобусной неделе в Ницце, но в серию так и не пошёл. Его показали в конце фильма «Развлечение для старичков». И много чего ещё. Эта тема слишком обширна...