Пусть мир музейных экспонатов органично вписывается в Вашу жизнь. … Мальчик любит технику — идите в музей старинных автомобилей...
МУЗЕЙ МОСКОВСКИХ МАЛОЛИТРАЖЕК
Александр Новиков
Москва, Волгоградский проспект, дом 42, 911-72-70
Метро "Текстильщики"
Понедельник - пятница: с 9.00 до 17.00 по предварительной записи
Вход бесплатный
В здании, по форме напоминающем "летающую тарелку",
расположился музей производственного объединения "Москвич", некогда
процветавшего предприятия, а теперь перебивающегося на муниципальные
подачки. В самом центре здания, на круглом подиуме выставлены
автомобили, первый из которых был выпущен более 70 лет назад, а
последний - "Князь Владимир" - покинул ворота ПО "Москвич" в конце 1998
года.
Идея создания музея "Московского завода имени Ленинского
Комсомола" родилась у его главного инженера, сына тогдашнего директора
ЗИЛа - Павла Дмитриевича Бородина - Юрия Павловича Бородина в середине
семидесятых годов. Его поддержал директор АЗЛК Валентин Петрович
Коломников. В 1980 году идея создания музея воплотилась в бетоне, и
постепенно помещения наполнились четырёхколёсными раритетами.
Круг ветеранов открывает четырёхдверный фаэтон голубого цвета
"Форд-А", ставший развитием автомобиля века - знаменитого "Форда-Т".
Семьдесят лет назад небольшой автосборочный завод, прародитель
крупнейшего объединения в СССР по производству малолитражек, собирал
этот дешёвый, простой по устройству и исключительно надёжный автомобиль.
Но главной проблемой СССР в 30-е годы была острая
потребность в грузовой автотехнике, поэтому было принято решение
перевести завод на сборку полуторатонных грузовиков. Первая
машина "Форд-АА", серийное производство которой было начато в 1930-м
году, имела грузоподъёмность полторы тонны, её четырёхцилиндровый
нижнеклапанный двигатель рабочим объёмом 3285 см3 развивал
мощность 42 л.с. при 2600 об/мин. Этого вполне хватало для надёжной
работы машины в любых, даже самых сложных дорожных условиях. Музейный
экземпляр находился в очень плохом состоянии, поэтому реставраторы
затратили три года на воссоздание былого блеска машины, сегодня это
лучший экземпляр этого автомобиля. Особенно высокой была проходимость
машины по песку, где требовалось большое тяговое усилие на колёсах.
Вместе с тем "полуторка" была достаточно быстроходной - максимальная
скорость с грузом на шоссе составляла 70 км/час.
Следующим легковым автомобилем после "Форда-А", который
уже строился, а не собирался из частей на автозаводе КИМ, стал
малолитражный "КИМ-10". Он был легче "Форда-А" на 250 кг, имел закрытый
цельнометаллический двухдверный кузов, установленный на облегчённой
раме, служившей только для сборки автомобиля на конвейере и
приобретавшей необходимую жёсткость после склёпки с металлическим
кузовом. Четырёхцилиндровый двигатель при рабочем объёме 1,17 литра
развивал мощность 30 л.с., позволявшую разгоняться до 100 км/час. То
была первая модель завода собственной конструкции - недорогой
малолитражный автомобиль для массового покупателя.
Подготовленный к серийному производству перед Великой
Отечественной войной, он был растиражирован всего в 500 экземплярах,
несколько машин имели открывающийся кузов-кабриолет. Освоить его
массовый выпуск завод не смог - пришлось срочно переходить на выпуск
лёгких танков, называвшихся тогда танкетками. Машина "КИМ-10",
экспонирующаяся в музее, была передана заводу семьёй Лазаря Кагановича,
она сохранилась в идеальном состоянии, имея на спидометре всего 500
километров.
После окончания войны, по указанию товарища Сталина "КИМ-10" не
был снова запущен в производство, вместо него появился "Москвич-400",
скопированный с трофейного "Опеля-Кадета". "Москвичом" он был назван в
честь жителей столицы СССР. "Москвич-400" имел компактный, обтекаемый,
закрытый, безрамный цельнометаллический кузов типа "седан". Его
нижнеклапанный двигатель, мощностью 23 л.с. позволял развивать скорость
90 км/час, расходуя при этом менее 9 литров бензина на 100 км. На базе
"Москвича-400" выпускались автомобили-фургоны и машины со складывающейся
крышей, соответственно "Москвич-400-420А" и "Москвич-400-422". До 1954
года таких машин было выпущено около четверти миллиона штук. С этой
модели в 1949 году начались регулярные поставки советских автомобилей
на зарубежные рынки. Сначала в Финляндию, Бельгию, Швецию, а затем и в
другие страны Европы, Азии, Африки и Америки.
После увеличения мощности на 3 л.с., установки
усовершенствованной коробки передач с рычагом переключения на рулевой
колонке, нового двухспицевого рулевого колеса, рычага ручного тормоза
под панелью приборов и многого другого, автомобиль получает индекс
"401". Рядом с ним стоит автомобиль с принципиально другим по
конструкции кузовом. На этом автомобиле впервые в отечественной
практике использованы гнутые переднее и заднее стёкла, заметно
повысившие обзорность. Просторнее стал изолированный от салона багажник.
Комфорт повышен установкой отопителя и радиоприёмника. Такая машина
выпускалась заводом с 1956 года под индексом "402". Её конструктивными
новинками стали передняя бесшкворневая подвеска, телескопические
амортизаторы вместо рычажных, рулевой механизм типа "глобоидальный"
червяк с двойным роликом. Мощность двигателя повысилась до 35 л.с.
Более поздняя модель - "407" - внешне мало отличается
от своей предшественницы. Её подлинное новшество скрывалось под
капотом - верхнеклапанный двигатель рабочим объёмом 1,36 литра и
мощностью 45 л.с. Благодаря ему максимальная скорость "москвичей"
возросла со 105 до 115 км/час. Модель "407" и её грузопассажирский
вариант с кузовом "универсал" (модель "423") в 1958 году были удостоены
золотых медалей Всемирной выставки в Брюсселе. Кроме того, на этих
машинах впервые применили четырёхступенчатую коробку передач и гипоидную
главную передачу. С 1958 по 1963 годы построили 360 000 "москвичей"
"четыреста седьмой" модели.
Полноприводный "Москвич-410", выпускавшийся в 1957 - 1958
годах специально для эксплуатации в сельской местности, выделяется из
всего семейства уникальным дорожным просветом (220 мм) в нагруженном
состоянии. В остальном же, за исключением раздаточной коробки, он был
идентичен модели "402". Переходная машина "Москвич-403"
выпускалась в течение всего двух лет, пока завод полностью не перешёл
на выпуск модели "408" с совершенно новым кузовом, двигателем мощностью
50 л.с. и новой передней подвеской. На этой машине впервые появился
капот, открывающийся вперёд, гидравлический привод сцепления,
открывание замка багажника с места водителя. В первом миллионе
"москвичей" на эту машину приходится более половины.
Двухмиллионным "москвичом", собранным в 1974 году,
стал автомобиль модели "412", на долю которого выпало больше всего
успехов на спортивном поприще. Его производство было начато в 1968 году.
Новый двигатель рабочим объёмом 1,48 литра и мощностью 75 л.с.
обеспечивал машине скорость до 140 км/час. Он имел
верхнерасположенный распредвал и степень сжатия 8,8. "Москвич-412"
удовлетворял всем международным требованиям безопасности. С ним связаны
незабываемые успехи заводских команд в таких труднейших автомобильных
сверхмарафонах, какими были ралли "Лондон - Сидней" 1968 года и
"Лондон - Мехико" 1970 года, "Тур Европы" 1971 года и "Сафари 73"
1973-го. Спрос на советские "москвичи" за рубежом в начале семидесятых
был необычайно высоким. Завод тогда поставлял на экспорт более половины
своей продукции. За 1973 год, например, в одной только Великобритании
было продано 13 000 "москвичей".
Трёхмиллионным "москвичом" в 1980 году стал
"Москвич-2140", выпуск которого начался в 1976 году. На нём были
установлены дисковые передние тормоза с двухконтурной системой привода.
Четырёхмиллионный автомобиль занял своё место в музее в сентябре 1986
года. И хотя Автомобильный завод имени Ленинского Комсомола не имел
перспектив по технологическому обновлению производства,
экспериментальный отдел продолжал работать над новыми моделями, которым
предстояло сменить "Москвич-2140". Стояла задача создать машину,
занимающую промежуточное положение между "Волгой" и "Жигулями". Опытный
"Москвич-3-5-6" был укомплектован пятиступенчатой коробкой передач и
пружинной подвеской задних колёс. Следующие образцы "С-1" и "С-3" имели
кузова типа "хэтчбек" и переднюю подвеску типа "Мак-Ферсон".
Принятая для новой модели переднеприводная компоновка с
продольной установкой силового агрегата была впервые воплощена в
прототипе "С-7", изготовленном ещё в марте 1967 года. Конструкция
следующей модели "Москвича-2141" была полностью оригинальной, не похожей
на современные советские легковые машины. Однако стайлинг кузова по
"рекомендации сверху" был создан с оглядкой на французскую "Симку-1308"
1974 года.
В музее "Москвич-2141" представлен во всех его модификациях.
Как раз в период с 1984 - 1988 годов велось самое интенсивное пополнение
экспозиции Московского музея малолитражек.
Очень редкими экспонатами, несомненно, являются первые
советские внедорожники "Москвич-2150" с закрытым цельнометаллическим
кузовом и кузовом с мягким брезентовым верхом. Они стали продолжением
работ над джипами, начатых ещё в 1957 году по инициативе заместителя
главного конструктора АЗЛК Игоря Гладилина, однако отсутствие
производственных площадей для выпуска таких машин, как и в начале
шестидесятых, сделало их всего-навсего опытными образцами, никогда не
увидевшими массового выпуска.
И, конечно, внимание посетителей привлекут гоночные
машины "Москвич-Г4" 1963 года и "Г-5" 1969-го. Первый в практике МЗМА
стал экспериментом использования реечного рулевого механизма,
независимой передней подвески всех колёс на двойных вильчатых рычагах.
Этот проект являлся плодом совместной работы Игоря Гладилина и Льва
Шугурова.
Первоначально "Москвич Г4" оснащался 76-сильным мотором, но
очередное усовершенствование, произведённое в 1969 году, позволило
установить на машину двигатель от "Москвича-412" мощностью 100 л.с. при 5
800 об/мин. Новая машина получила индекс "Г-5", на ней и её
модификациях гонщики Н.Н. Казаков и Ю.В. Теренецкий завоевали три
золотые, одну серебряную и одну бронзовую медали на первенствах СССР.
Кроме настоящих автомобилей на стендах много побочной
продукции - педальных автомобильчиков для детей, тысячи переходящих
знамён, кубков и грамот, полученных заводом за успехи в труде и спорте.
Конечно жаль, что не сохранились многие опытные и серийные
машины, делавшиеся на КИМе, МЗМА и АЗЛК: "КИМ-10-51",
"Москвич-403Э-424Э" 1950 года, "Москвич-купе 403Э-422Э" 1951 года,
"Москвич-408 Турист" 1963-го с двухместным открытым кузовом типа
"хардтоп" и другие.
Около двух миллионов малолитражек, выпущенных в Москве,
ушло на экспорт более чем в 80 стран пяти континентов, что позволяет
надеяться на будущее Московского завода имени Ленинского Комсомола и его
музея.