Впервые за последние два десятилетия единственный сохранившийся в России автомобиль марки «Руссо-Балт» покинет Политехнический музей, чтобы 8-11 марта принять участие в «Олдтаймер-Галерее» Ильи Сорокина.
Ровно сто лет назад об этой русской марке говорил весь мир – в январе 1912 года автомобильные журналисты Андрей Нагель и Вадим Михайлов на двухместном «Руссо-Балте» С 24/30 приняли участие в ралли, организованном Автомобильным клубом Монако. Сегодня оно называется Rallye Monte Carlo, а в тот год соревнование проводилось лишь во второй раз. Ралли проводилось по принципу «звездного сбора»: предварительно заявившим о себе участникам начислялись очки за протяженность маршрута, преодоленного ими по дороге в Монте-Карло от точки старта, а также за среднюю скорость на всем пути и еще за количество мест в автомобиле.
31 декабря по старому стилю Нагель и Михайлов стартовали из Петербурга – самой дальней точки сбора – и преодолели 3257 км за 195 часов 23 минуты. Итогом стали первые призы в категориях маршрутов и туризма, а также 9-е место в общей классификации. За все время автомобиль ни разу не подвел отчаянных журналистов, стартовавших сумеречным петербургским утром при температуре минус 19 градусов. Оказался невостребованным и запас резины из нескольких камер и покрышек – настолько надежной оказалась продукция рижской мануфактуры «Проводник». Михайлов потом шутил по этому поводу: «В Монако мы приехали с петербургским воздухом, чем, быть может, и объясняется холод, царивший на Сöte d`Azur во все время нашего там пребывания». Всю дорогу не потребовали внимания к себе и магнето Bosch, и свечи Oleo, а запасная рессора пролежала в багажнике до Монако – настолько прочными были автомобили в начале ХХ века!
Самым сложным оказался перегон до Пскова – на первой передаче «Руссо-Балт» с трудом пробивался сквозь снежные заносы. К вечеру свет от ацетиленового генератора едва освещал дорогу. После ночевки в Пскове путь лежал в сторону Риги: «Особенно трудно было на Псково-Рижском шоссе, – писал потом Нагель, – которое очень узко, а по бокам разложены камни, засыпанные снегом». Из Риги в Петербург полетела телеграмма: «Заносы у Изборска. Едва пробрались. Торжественная встреча. Все благополучно. Едем дальше, пять утра». Миновав русский и немецкий пограничные посты, автомобилисты вечером прикатили в Кенигсберг – дальше пошли Мариенбург, Берлин, Эйзенах, Гейдельберг, Страсбург, Бельфор… В районе последнего «Руссо-Балт» попал на сплошной лед и машина отказывалась брать подъемы – цепы с задних колес выбросили еще в Гейдельберге, а за новыми пришлось идти в ближайшую деревню, где Нагелю продали цепи, которым связывали винные бочки при транспортировке.
На контроле в Лионе Нагелю сообщили новость – один из немецких участников уже прошел Страсбург. Как вспоминал потом сам Андрей Платонович, «здесь началась бешеная гонка» – скорость он не сбавлял даже в населенных пунктах, обливая грязью не только стены домов на узких улочках, но и случайных прохожих. В Монако российский экипаж влетел около 11 утра под дождем и, ориентируясь по флагам и надписям, вырулил на центральную площадь к месту финиша – только по овациям и поздравлениям Нагель и Михайлов поняли, что пришли первыми.
Таким было славное начало российской автомобильной марки. Потом за рулем «Руссо-Балта» Нагель будет путешествовать по России, Европе и Африке, всегда оставаясь верным продукции Русско-Балтийского вагонного завода. Всего до революции выпустили около шестисот машин – легковых, грузовиков, автобусов, броневиков… Еще несколько автомобилей были собраны в начале 20-х в Москве, куда завод был частично эвакуирован из Риги.
До сегодняшнего дня уцелел лишь один из них – «Руссо-Балт» К 12/20, выпущенный в 1911 году. Еще один, но не полностью оригинальный экземпляр грузовой модели хранится в рижском Мотор-музее. Автомобиль Нагеля, к сожалению, не уцелел в ревущем ХХ веке, но специально к 100-летию участия российского автомобиля в Rallye Automobile Monaco организаторы «Олдтаймер-Галереи» попробуют организовать встречу двух уцелевших «Руссо-Балтов» под крышей выставочного центра «Крокус-Экспо». Возможно, к этой паре присоединится и бельгийский Fondu – именно этот автомобиль стал прототипом для первых моделей Русско-Балтийского вагонного завода. Пресс-служба "Олдтаймер-Галереи" 16.1.2012 | 13:35