Жителей
города Тольятти нелегко удивить новым автомобилем. На своих улицах они
первыми встречают перспективные модели Волжского автозавода, новинки
зарубежных фирм. Но где бы ни появился миниатюрный желтый автомобильчик с
веселым названием «Колобок», он неизменно привлекает внимание прохожих
и, конечно, автолюбителей. А после передачи «Это вы можете», где
конструкция была представлена многомиллионной зрительской аудитории,
интерес к ней возрос еще больше.
Отвечая
на многочисленные просьбы телезрителей и читателей нашего журнала, мы
публикуем описание и чертежи этой интересной машины, подготовленные ее
автором инженером-конструктором ВАЗа Виктором Тимофеевичем Горбуновым и
нашим корреспондентом С. Наджаровым.
Прочно
вошел в быт современного человека легковой автомобиль. Модели,
предлагаемые промышленностью, отличаются надежностью, удобством
эксплуатации и обслуживания, универсальностью. Однако, самодеятельные
автостроители, даже используя максимальное число стандартных агрегатов,
редко копируют их, а создают, как правило, оригинальные конструкции,
наиболее отвечающие конкретному назначению машины. Любителей отдыха на
природе привлекают схемы полноприводных автомобилей, с увеличенным
клиренсом; автотуристов - напротив, низкие, приземистые машины с
обтекаемым кузовом; тех же, кто предпочитает отдых «на колесах» всей
семьей, больше устраивает компоновка микроавтобуса.
А
какой же автомобиль нужен городскому жителю для каждодневных поездок на
работу, за покупками, по бытовым нуждам, для недальних загородных
маршрутов? Ответы специалистов к настоящему времени «приходят к общему
знаменателю». Такой автомобиль должен иметь минимальную длину около 3
метров, просторный, удобный для частой посадки и высадки кузов с емким,
трансформируемым за счет складывающихся задних сидений багажным
отделением. Он должен обладать отличной маневренностью, а его двигатель -
в первую очередь экономичностью и малой токсичностью выхлопных газов. И
действительно, кто из автолюбителей не замечал: движение в общем
транспортном потоке уравнивает достоинства и стремительных «Жигулей», и
мощных «Волг», и юрких «Запорожцев»: все они движутся с одной скоростью.
А на просторных магистралях максимальная скорость ограничена величиной,
легко доступной любому современному автомобилю. Зато водитель
маленького, короткого автомобиля чувствует себя в городе гораздо
увереннее: ему проще маневрировать на дорого, найти место на стоянке или
у тротуара и быстро припарковать машину. Несмотря на скромные внешние
габариты, кузов мини-автомобиля не менее удобен. Ведь, как показывает
статистика, в среднем каждый автомобиль перевозит одного-двух человек и
незначительный груз. Поэтому даже малолитражка с 4-5-местным салоном и
емким багажником большую часть времени перевозит... воздух. В то время
как у мини-автомобиля задняя часть салона может использоваться по
необходимости и как пассажирское, и как грузовое отделение. Такое
компоновочное решение и позволяет значительно сократить длину кузова.
Мощности двигателя в 30-40 л. с. для легкой машины вполне достаточно. И,
двигаясь по городу, вы не ощутите разницы в динамике и скорости в
сравнении с серийными легковыми авто. При этом топливные расходы будут
значительно ниже: лучшие модели микролитражек на 100 км пути тратят
около 5 л бензина. Да и токсичность выхлопных газов меньше. Поскольку
чем меньше мощность двигателя, тем чаще он работает на режимах, близких к
номинальному, там, где наименьший удельный расход топлива и минимальное
содержание вредных компонентов в отработавших газах.
Исходя
из этих требований и был спроектирован и изготовлен «Колобок». Его
длина 3,1 м и ширина 1,5 м, но в салоне свободно размещаются четыре
взрослых человека. При езде вдвоем задняя часть кузова превращается во
вместительное багажное отделение с ровным дном. Доступ в него - через
большую заднюю дверь. Нижняя плоскость ее разъема находится на высоте
всего 0,5 м от земли, поэтому погрузка даже тяжелых предметов в машину
не вызывает затруднений. Малые габариты кузова, большие углы поворота
управляемых колес при базе чуть больше 2 м обеспечивают машине
прекрасную маневренность. Салон даже в четырехместном варианте удобен
для водителя и пассажиров. Комфорт получен за счет увеличения высоты
кузова: посадка на более высоких сиденьях привычней и удобней, особенно
при частых остановках и выходах из машины. Конечно, такой автомобиль
менее обтекаем для встречного потока воздуха, но для городских скоростей
увеличение аэродинамического сопротивления не столь значительно.
Более подробно об устройстве автомобиля.
Кузов
- несущий, трехдверный, с трубчатым усилением пола и моторного отсека.
При его изготовлении использованы детали кузова ВАЗ-2102: боковые и
задняя дверь, крыша, стойки и пороги. Чтобы подогнать их под выбранные
размеры, двери увеличены по длине и высоте на 100 мм, а крыша
существенно укорочена и на 100 мм сужена.
Нижняя
и верхняя части кузова изготавливались отдельно. Сначала был сварен
трубчатый каркас с кронштейнами установки рычагов подвесок, двигателя и
элементов амортизации. Затем он обшивался стальными листами, образующими
пол салона и четыре колесные ниши. Форма последних - полусферическая,
без карманов и ниш, где могла бы задерживаться влага. Такие ниши
доступны для контроля н тщательной обработки антикоррозионными
составами. Верхняя часть кузова - собранные вместе стойки, крыша и борта
задней части салона монтировались на нижнюю; после сварки они образуют
жесткий несущий кузов. Трубчатое усиление дна салона позволило облегчить
пороги; у каждого одна из его стенок, выходящих в салон, была вырезана.
Кроме уменьшения ширины порога, это способствует упрощению
антикоррозионного ухода за кузовом: теперь внутренняя полость порога
через перфорированную большими отверстиями стенку имеет отличный доступ
для нанесения «антикора».
Передок
кузова, усиленный трубчатой рамкой, имеет съемную конструкцию: крепится
он болтами. Это позволит легко его заменить в случае аварии, а также с
наибольшим удобством обслуживать или ремонтировать двигатель.
Капот - аллигаторного типа. Его можно откидывать назад почти до ветрового стекла, полностью открывая подкапотное пространство.
Вместо
бамперов, ограничивающих максимальные габариты машины, но периметру
кузова установлена эластичная предохранительная накладка. Она выполняет
также и функцию декоративного молдинга, придающего относительно высокому
кузову большую стремительность.
Для
остекления салона использованы стандартные боковые стекла от «Жигулей»:
с подъемными механизмами - в дверях и установленные неподвижно - в
задней части кузова. Ветровое стекло - от автомобиля ЗАЗ-968, заднее -
от ВАЗ-2102. «Форточки» у передней и задней стоек - самодельные,
установлены неподвижно, но вентиляция салона через выходные отверстия в
задних стойках кузова достаточно эффективна.
Силовым
агрегатом «Колобку» служит двухцилиндровый четырехтактный двигатель
воздушного охлаждения от мотоцикла «Урал». Его мощности - 36 л. с. при
5600 об/мин - достаточно для движения машины массой 700 кг со скоростью
до 100 км/ч. Средний расход бензина А-76 на 100 км пути - 6 л. Благодаря
своей оппозитной схеме двигатель отлично «вписался» в крохотное
подкапотное пространство, а воздушное охлаждение, не требующее установки
радиатора в передней части машины, дало возможность придать кузову
клиновидную форму. Достоинства выбранного двигателя позволили сделать
машину такой короткой.
Насколько
экономно использовано подкапотное пространство в носовой части кузова,
настолько просторным и вместительным получился салон автомобиля.
В
системе питания вместо двух карбюраторов, установленных на каждом
цилиндре, применен один - типа К-127. Он крепится к сваренному из
стальных труб общему впускному коллектору над двигателем - там, где
удобно производить его регулировку. Для улучшения работы в холодное
время года коллектор снизу подогревается теплом выхлопных газов: к его
нижней стенке вплотную примыкает дугообразная трубка, соединяющая
выхлопные трубы обоих цилиндров. Во время работы двигателя часть горячих
газов проходит через нее и нагревает своим теплом стенку впускного
коллектора.
Воздушный
фильтр - масляно-инерционного типа. За счет его небольшого диаметра под
капотом слева от него осталось достаточно места для размещения
запасного колеса.
Топливо
в карбюратор подает бензонасос диафрагменного типа, приводимый в
действие эксцентриковой шайбой от вала масляного насоса.
Для
равномерного охлаждения цилиндров и исключения перегрева при работе в
жаркое время года двигатель оборудован принудительным обдувом: перед
каждым цилиндром установлен металлический трехлопастный вентилятор,
приводимый во вращение клиноременной передачей. Для устройства такого
привода пришлось дообработать переднюю часть двигателя. В крышке
распределительных шестерен соосно коленчатому валу было расточено
отверстие под корпус узла приводного шкива. Крепится он на крышке
болтами или с помощью специальной сварки. Валик шкива установлен в
корпусе на шариковом самоустанавливающемся подшипнике
и приводится во вращение шлицевой втулкой, прикрепленной к торцу
шестерни коленчатого вала. Сдвоенный шкив, собранный из двух шкивов
водяного насоса ВАЗ, монтируется на хвостовике валика со шпонкой и
фиксируется храповым болтом. Клиноременная передача от ведущего шкива к
вентиляторам осуществляется двумя ремнями. Правый приводит вентилятор и
генератор, левый - только вентилятор. Натяжение первого регулируется
положением генератора, второго - дополнительным роликом.
Система
смазки двигателя в целом осталась без изменений. Однако масляный фильтр
из компоновочных соображений пришлось установить горизонтально: для
этого понадобилось несколько стальных втулок и резиновых уплотнительных
колец. А для улучшения охлаждения масла к нижней стороне поддона
приварены несколько стальных уголков.
Для
осуществления пуска двигателя электрическим стартером маховик
доработан. На удлинительное кольцо, концентрично приваренное к торцу
маховика, напрессован стандартный зубчатый венец от маховика ЗАЗ.
Стартер с обратным вращением крепится на точеном стальном картере
сцепления.
Сцепление двухдисковое, сухое. Его конструкция усовершенствована по типу автомобильного. Привод выжимного рычага - тросовый.
Коробка
передач стандартная, жигулевская, но крепится она не к картеру
сцепления, как у большинства автомобилей, а через удлинитель с
промежуточным валом, так что на автомобиле она расположена между
передними сиденьями. Такая компоновка, несмотря на небольшое усложнение
трансмиссии, обеспечивает лучшую развесовку машины, а главное, позволяет
более свободно разместить педали управления.
Удлинитель
представляет собой отрезок тонкостенной стальной трубы (в качестве
заготовки можно использовать карданный вал от автомобиля «Москвич-408»).
С одной стороны он вварен в круглый фланец, для подсоединения к картеру
сцепления двигателя. С другой стороны в трубе прорезан продольный паз, а
поверх надет широкий хомут - для соединения со стаканом фланца коробки
передач. Этот фланец изготовлен из торцевой стенки стандартного картера
сцепления двигателя ВАЗ. В его центральном отверстии закреплен сваркой
стальной толстостенный стакан, в котором установлены подшипник и
уплотнение промежуточного вала. Дополнительную жесткость соединению
придают четыре стальных подкоса. Промежуточный вал опирается передним
хвостовиком на подшипник, запрессованный во внутренний фланец маховика, а
задняя - через соединительную шлицевую муфту - на подшипник стакана
фланца коробки. Этот вал передает вращение от ведомых дисков сцепления к
первичному валу коробки передач. При сборке узла корпусные детали
промежуточного вала объединяют двигатель и коробку передач в единый
силовой агрегат, который крепится к кузову автомобиля в трех точках: к
двум кронштейнам подрамника и на поперечной перекладине, под задней
частью коробки.
С
главной передачей коробка соединяется еще одним валом. Так как на
автомобиле применена независимая подвеска задних колес, картер главной
передачи крепится к кузову практически неподвижно - с помощью
резинометаллических втулок. Поэтому у соединительного вала вместо
карданных шарниров можно использовать упругие пальцевые муфты.
Редуктор
главной передачи имеет передаточное отношение 4,1. Его короткие полуоси
соединены с колесными полуосями двумя карданными валами.
Ступицы
и подшипниковые узлы задних колес можно использовать от мотоколяски
СЗА. Для увеличения надежности и долговечности вместо штатных колесных
полуосей установлены самодельные, с увеличенным диаметром шеек под
подшипники № 205 и №206.
При
выборе размера колес (5,0-10) учитывалась не только недефицитность и
дешевизна покрышек. Их размер во многом определил всю компоновку кузова:
чем меньше колеса, тем меньше величина колесных ниш, а следовательно,
больше места в салоне. Применение легких, маленьких колес благоприятно
сказывается на комфорте и динамике движения: чем они легче, тем меньше
их момент инерции и неподрессоренные массы подвесок. И наконец, меньший
наружный диаметр колес определяет и меньшее передаточное отношение
трансмиссии: более компактный редуктор главной передачи. Недостатки
малых колес - несколько более быстрый износ и худшая проходимость.
Однако первый компенсируется дешевизной резины, а второй в условиях
города имеет второстепенное значение.
Подвеска
всех колес - независимая. Передних - на поперечных, а задних - на
продольных рычагах, поддемпфированных спиральными пружинами и
гидравлическими амортизаторами ВАЗ.
Рулевое
управление - традиционной схемы: червячный механизм (от «Запорожца»)
своей сошкой перемещает поперечную рулевую тягу, соединенную
сферическими шарнирами с рычагами рулевой трапеции на ступицах передних
колес.
Электрооборудование
автомобиля - 12-вольтовое, с генератором и реле-регулятором ВАЗ.
Аккумуляторная батарея - 6-СТ-45, но удачная компоновка подкапотного
пространства допускает установку любого аккумулятора от легковых
автомашин. Имеется все необходимое сигнальное и контрольное
оборудование: фары, указатели поворотов, стоп-сигналы, звуковой сигнал,
щиток приборов - от ВАЗ-2103. Не забыто и дополнительное: освещение
салона, вместительный перчаточный ящичек, электрообогрев заднего стекла и
его стеклоочиститель, а также радиооборудование - приемник и
магнитофон.
Необходимый комфорт при эксплуатации машины в холодное время года обеспечивает оригинальный отопитель салона.
Устроен
отопитель так. Выхлопные трубы правого и левого цилиндров через
гофрированные термостойкие трубы присоединены к теплообменнику -
сваренной из листовой нержавеющей стали емкости. Там трубы сходятся в
одну, которая далее выводится наружу и соединяется с системой глушения. К
верхней части корпуса теплообменника приварены два коротких патрубка
для подающего и отводящего воздушных шлангов, а внутрь емкости вварена
продольная стальная перегородка, направляющая поток воздуха между ними
по максимальному пути - вдоль разогретых выхлопными газами труб. Для
уменьшения теплообмена с встречным потоком воздуха, обдувающим при
движении агрегат, корпус теплообменника изолируется асбестом. Циркуляцию
воздуха через отопитель обеспечивает двухскоростной вентилятор,
установленный под капотом возле лючка воздухозаборника. Температуру
подаваемого в салон воздуха можно регулировать заслонкой в лючке,
изменяющей соотношение холодного и нагретого воздуха. В салоне выходные
отверстия системы выполнены вдоль ветрового стекла, по бокам передней
панели, с дефлекторами для подачи воздуха на боковые стекла, и в нижней
части салона: у ног водителя и пассажира на переднем сиденье.
Все сиденья в
машине раздельные. Передние имеют регулировку положения по длине и
наклону спинки. Задние могут складываться вперед. Причем, помимо
пассажирского и грузового вариантов, возможен промежуточный: сложив одно
из задних сидений, получаем трехместный салон с грузовым отделением
сбоку от заднего пассажира.