Рождение такого хобби, как коллекционирование игрушечных
автомобилей, родилось в Англии. Известно, что сам Уинстон Черчилль не
был равнодушен к этому увлечению.
Однако пристрастие к маленьким авто не чуждо и
украинцам. В небольшом киевском дворике расположился компактный, но
уютный дом, в котором "поселились" 5000 автомобилей. Обладателем столь
экзотической коллекции является столичный предприниматель Валерий
Улыбышев.
Советские автомобили, грузовая автотехника, экипажи
и кареты, городской и строительный транспорт, автомобили из культовых
кинофильмов, транспортные средства мировых знаменитостей, лимузины
исторических личностей, спортивные и гоночные авто - все эти поистине
ценные экземпляры, аккуратно расставленные на полочках, умело
сортированные и классифицированные, не требуют дорогого ухода или
горючего. Зато они нуждаются в бережном отношении и любви. Ради них
удивленные гости приходят в упомянутый дворик на бульваре Тараса
Шевченко, чтобы попасть в Музей истории автомобилей в моделях, которому
15 июля исполнится ровно год.
Родом из детства
Кто в детстве не собирал игрушечные автомобили? Эти
маленькие машинки, разные по форме и цвету, для многих были любимыми
игрушками, ассоциировавшимися с мечтой в будущем "увеличить" свой
мини-транспорт до размеров реальных автомобилей.
Но далеко не каждый сумел превратить детское
увлечение во взрослое хобби, приносящее окружающим радость и
удовлетворяющее жажду познания. А вот у Валерия Улыбышева это
получилось. Ведь его огромная коллекция, не имеющая аналогов в Украине,
родом из детства.
"Первенцем" стала маленькая модель отечественного
авто. Далее, с появлением следующих экземпляров, возникало непреодолимое
желание пополнять коллекцию все новыми и новыми автомобилями.
Преследовало ощущение, что еще не хватает одной, а после - еще одной
модели. На сегодня их уже 5000. Из рассказа самого коллекционера стало
известно, что существует в мире и более крупная коллекция: десятью
тысячами маленьких авто владеет японский коллекционер. Но сегодня
"коллегам" Валерия по хобби нет необходимости ехать в Японию.
Пути приобретения маленьких авто - достаточно
разнообразны: подарки родных, друзей и знакомых, знающих о пристрастии
Валерия, автомобили, приобретенные во время работы в других странах или
путешествий, в конце концов, купленные на всевозможных аукционах.
Кстати, одна маленькая модель может стоить более 1500 долларов. Но
существуют ли финансовые преграды для истинного коллекционера!?
Газ-12 (ЗИМ)
BMW 600
DUREA
Мечта в небе - автомобиль в руках...
На полках музея - не только история мирового
машиностроения. Изучая коллекцию, можно получить достаточно много
интересной информации о культуре и политике. Ведь рассмотрев маленькие
авто и фигурки их обладателей, гостям предоставляется возможность
узнать, на каком автомобиле ездили Де Голль и Брежнев, Кеннеди,
Эйзенхауэр и папа Римский, актеры и другие известные личности. Можно
увидеть своеобразные автостилизации кинофильмов советских времен
(например, "Бриллиантовая рука"), встретиться с Джеймсом Бондом,
лицезреть фантастическую технику из культовых блокбастеров. Что уж
говорить о старинных кадиллаках, каретах, экзотических лимузинах,
пожарной и милицейской технике, отечественных ЗИЛах и автомобилях
мировых разведок. Каждый "ручной автомобиль" по-своему уникален и
совершенен, любим и востребован. Каждая машина имеет свою историю,
возраст, специфику и ценность. Весь этот автопарк - увлекательное
зрелище как для детей, так и взрослых.
Правда, у успешного коллекционера Валерия Улыбышева
есть еще одна мечта: в небольшом дворике предоставлять возможность
коллекционерам реальных ретро-автомобилей демонстрировать свои
приобретения, ведь этим людям просто необходимо встречаться, чтобы, как
говорится, "на других посмотреть и себя показать".
BMW 501
Chevrolet Corvette Marko Shark
The Wells-Fargo Overland Stagecoat
Мини-ценности
Коллекционер уверен в том, что качество
производства маленького авто также важно, как и при изготовлении
оригинального транспортного средства. Тонкость в исполнении и
максимальная схожесть с оригиналом - вот те характеристики, которые
заставляют коллекционера платить внушительные суммы за экземпляр. Так, в
коллекции музея есть автомобили ручной сборки, сделанные в единственном
экземпляре. Конечно же, такие модели особенно ценны. Имеются
автомобили, состоящие из 200-300 деталей, с зажигающимися фарами,
поднимающимся и опускающимся стеклом и даже настоящим автомобильным
радиоприемником. Подобными удобствами коллекционер вряд ли пользуется,
но гостей, безусловно, впечатляет! Кстати, наиболее совершенными
являются не иностранные модели, а образцы, произведенные на территории
постсоветского пространства: чего только стоит электрофицированная
"Чайка" - "визитная карточка" советских вождей и "розовая" мечта
современного коллекционера ретро-автомобилей.
Напоследок
Несмотря на то, что коллекция Валерия Улыбышева
ассоциируется с игрой, она также может быть полезной и не ограниченной
возрастными рамками. Ведь такое "собрание" маленьких автомобилей - это
объемный материал для изучения истории общества, который, к тому же,
приносит настоящее душевное наслаждение. Так что коллекционированию все
возрасты покорны!