Среди самодельных грузовиков, о которых рассказывает наш журнал,
этот один из самых старых. Большинство «модифицированных» ЗИЛов или
«газиков» построено в 1990-х годах, когда частным грузовиком уже было
не удивить. Автомобиль, о котором пойдет речь, появился на свет
значительно раньше – в 1981 году.
Микроавтобус цвета хаки с первого взгляда похож не на самоделку, а
на серийный автомобиль незнакомой марки. Простая угловатая форма кузова
вполне соответствует модному в 1970–1980-е гг. дизайну. Нестыковок или
грубых гаражных недоделок в облике этой машины вы не найдете: кузов
изготовлен аккуратно. Более того, можно подумать, что некоторые детали
сделаны на заводе! Есть в экстерьере автомобиля характерные черты
индивидуальности. Например, приподнятый над проемами дверей контур
боковых водосточных желобков. На рубеже 1970–1980-х купить
грузовик или микроавтобус в частную собственность было нельзя. Но
построить самостоятельно и с помощью клуба «самодельщиков»
зарегистрировать в ГАИ иногда получалось. Проблема комплектующих
решалась достаточно просто. На автобазах списывали немало
микроавтобусов, выработавших свой ресурс или побывавших в ДТП. Годные
для применения детали, снятые с этих машин, нередко выбрасывали на
свалку. Машину, о которой наш сегодняшний рассказ, построил москвич
Анатолий Мишуков. В ее основе – немного переделанное полноприводное
шасси от УАЗ-452. Мы будем упоминать старый индекс «буханки», так как в
те годы, когда Анатолий Константинович изготовил свой автомобиль,
индексов 3741, 3962 и 2206 ульяновский завод еще не применял. Создатель машины Длина машины Мишукова немного меньше, чем у «буханки»: задний свес
укорочен на 20 см. Передний свес остался стандартным, но так как нос
машины немного «приподнят» по сравнению с УАЗ-452, углы въезда и съезда
получились более выгодными – существенный показатель для автомобиля
высокой проходимости. По ширине самодельная «буханка» на те же 20 см
меньше ульяновской. Кузов машины изготовлен по технологии,
применяемой при серийном производстве средних и больших автобусов: к
каркасу из труб прямоугольного сечения приварены стальные панели.
Только вместо пространственного основания агрегаты прикреплены к
обычной «уазовской» раме. Получился очень жесткий остов, ни при каких
нагрузках проемы дверей и окон не перекашивает. Не в ущерб жесткости
кузов можно превратить в частично открытый «сафари». Объемная крыша из
стеклопластика отстегивается, панели боковин с окнами снимаются.
крыша и ее каркас Такая несущественная на первый взгляд деталь, как перемычка,
разделяющая ветровое стекло, у машины Мишукова тоже несет силовую
нагрузку. Известно, что проем ветрового стекла – слабое место кузова
многих микроавтобусов и кабин некоторых бескапотных грузовиков. Кстати,
серийными машинами, у которых проем получился жесткий, были УАЗ-452 и
РАФ-977 – у них сильно гнутое стекло.
Несмотря на массивный
каркас, кузов машины Мишукова не отличается избыточной массой. По
словам создателя, он легче, чем у серийной «буханки». Этому
способствуют уменьшенные габариты, фанерный пол салона,
стеклопластиковая крыша. Мишуков однажды взвешивал на «грузовых» весах
порожний автомобиль. Оказалось, что масса машины немного больше 1,6 т.
Для сравнения: масса фургона УАЗ-452 – 1720 кг.
Расположение
дверей как у большинства микроавтобусов: по левому борту только
водительская, по правому – две двери, распашная задняя. Наружные петли
не портят внешнего вида машины, зато передние двери открываются на 90°,
как на УАЗ-452 и РАФ-977. По характерным подштамповкам заметно, что
тыльная сторона дверей кабины заводского изготовления, – это
перекроенные сваркой двери УАЗа.
Двери кабины оснащены нормальными форточками и стеклоподъемниками,
взятыми от УАЗ-452. При этом Мишукову удалось придать рамкам дверей
оригинальную форму. Арматура дверных замков взята от когда-то
популярного польского микроавтобуса Nysa. Молдинги в виде деревянных
брусков создатель машины выполнил примерно так, как они сделаны на
полноприводном бескапотном Volvo.
Мишуков сознательно
проектировал заднюю часть своей машины, похожей на Land Rover Defender:
широкая распашная дверь посередине, узкие окна справа и слева от нее.
Стекло двери оборудовано задним «дворником». Запасное колесо, висящее
снаружи на двери, типично для «джипов». Небольшие круглые задние фонари
незнакомой марки. Оказывается, они заимствованы у «бамовского»
самосвала Magirus Deutz. Фаркоп и два задних буфера антикварные, с
легендарного джипа Willys времен войны. В 1960-х такая машина была у
Мишукова.
В интерьер салона отлично вписалась приборная
панель от РАФ-2203. Дизайн и расположение приборов у нее современнее и
эргономичнее, чем у УАЗ-452. Под панелью размещен странный кожух
отопителя с двумя большими круглыми решетками воздуховодов – по виду
явно «фирменный». Оказывается, печка взята от автобуса Mercedes-Benz
«408-й» серии: в 1970-х такие машины служили в качестве «скорой помощи»
в закрытых ведомственных больницах. Второй отопитель салона установлен
за правым сиденьем, на том же месте, где у «ГАЗели» ГАЗ-3221. Эта печка
от Nysa. Кожух рулевой колонки с переключателями сигналов поворота, фар
и «дворников» от ВАЗ-2106.
Замок зажигания от FIAT, сделанный по лицензии фирмы Neiman. Его
применяли на советских «легковушках» до 1983 г. От замка нынешних
«Жигулей» он отличается тем, что ключ вынимается в двух положениях:
выключенном и «нейтральном».
За много лет хозяин заменил
некоторые детали. Рулевое колесо от Opel появилось на машине уже в наше
время. Головное освещение стало работать эффективнее, когда круглые
фары уступили место прямоугольным от ВАЗ-2105. В сочетании с
доработанной облицовкой «Москвича-2140» они прекрасно вписываются в
облик машины. Передние сиденья РАФ-2203 уже выработали ресурс, и
будущим летом хозяин планирует заменить их подходящими креслами от
иномарки.
Салон машины предназначен для перевозки грузов:
вместо сидений – грузовой отсек. Настил пола при необходимости можно
разобрать, сняв резиновые коврики и отвернув винты крепежа панелей
пола. Таким образом, открывается невозможный на обычном УАЗе доступ из
салона к коробке передач, раздаточной коробке, карданной передаче
заднего моста.
Говорят, что в непогоду двигатель УАЗа,
стоящего вне гаража, удобно регулировать, сидя в кабине. Но этим
придется заниматься, поворачиваясь в кабине, где мешают руль, рычаги,
открытая крышка капота. Кроме того, на УАЗ-452 капот открывает доступ
не ко всему двигателю. Примерно над третьим цилиндром нависает
перегородка кузова, а четвертый цилиндр задвинут в нишу и со стороны
грузового отсека накрыт несъемным кожухом, поэтому вынуть головку
цилиндров и штанги толкателей клапанов четвертого цилиндра – проблема.
В кузове машины Мишукова нет перегородки. Двигатель ЗМЗ-402 накрыт
полностью снимающимся капотом, добраться к нему можно с любой стороны.
А регулировки и ремонт любой сложности можно проводить, находясь в
просторном грузовом отсеке. Обратим внимание: двигатель не ульяновский,
а заволжский, работающий на бензине Аи-92 или газе. Место правого
бензобака занял газовый баллон.
У Мишукова аккумулятор стоит
за спинкой левого сиденья, как на обычной «буханке», но, чтобы
добраться до аккумулятора УАЗа, из-за перегородки надо откидывать
сиденье водителя. В самодельном кузове ящик с аккумулятором просто
стоит в углу. Он не занимает полезную площадь, и при необходимости
батарею легко вынести из салона.
На передней панели над
облицовкой расположена крышка «ложного» капота, примерно такого типа,
как у РАФ-2203. Под ней находится узкий отсек между облицовкой и
передним щитом салона, там расположены главные цилиндры тормозов и
сцепления, механизм стеклоочистителя, бачок стеклоомывателя,
расширительный бачок, радиатор отопителя, пластиковые крышки ламп фар,
некоторые приборы электрооборудования. Все эти узлы серийные. Например,
главные цилиндры использованы от ГАЗ-24.
Стандартные рессоры УАЗа оказались слишком жесткими для машины с
более легким кузовом. Поэтому подбор листов индивидуальный, чтобы
обеспечить оптимальное для этого автомобиля сочетание грузоподъемности
и плавности хода. По длине примененные рессоры близки к тем, которыми
оснащали УАЗ-451, модификацию «буханки» без привода на передние колеса.
Рулевая колонка содержит интересный узел – промежуточный вал с
карданными шарнирами от древнего грузовика МАЗ-200.
Машине
в этом году исполнится 25 лет. По словам владельца, ему много раз
приходилось возить грузы по тяжелому бездорожью. Именно на это
рассчитан любой УАЗ, в том числе оснащенный несерийным кузовом. Еще в
советское время Мишуков неоднократно участвовал в дальних пробегах,
которые организовывал клуб владельцев «самоделок». Участники тех
пробегов побывали во многих уголках СССР. Сейчас автомобиль в идеальном
техническом состоянии. На кузове нет ни пятнышка ржавчины, а агрегаты
не сложно обновлять: серийные ульяновские и заволжские запчасти
продаются в любом магазине.
В России мало известны такие
автомобили, как австрийский Steyr Pitzgauer или шведский бескапотный
полноприводный Volvo. Даже случайно попавший в Москву Land Rover
вагонной компоновки стал сенсацией. Названные машины не одно
десятилетие служат в армиях европейских стран. Их используют полиция,
пожарные, аварийные службы. В России данная ниша рынка занята
«буханкой» УАЗ.
Интересно, что у европейских внедорожных «вагонников» кузова
примитивной угловатой формы, а УАЗ сделан с претензией на «цивильный»
дизайн: «пухлая» передняя панель, гнутое ветровое стекло, округлые
панели боковин, объемная крыша. Автобус Мишукова похож не только на
Volvo или Steyr, он напоминает прототип, которым в 1980-х ульяновские
конструкторы собирались заменить старую «буханку». В
советское время существовало мощное движение создателей самодельных
автомобилей. Они проводили групповые парадные выезды и дальние пробеги.
Многие самодеятельные конструкторы прославились своими автомобилями: о
них писали журналы, и снимало сюжеты телевидение. Большинство
«самоделок» были легковые. Мишуков один из немногих, кто 1980-е годы
решился самостоятельно изготовить небольшой грузовик. Другой пример –
конструкторы из Грузии, строившие двух- и даже трехосные машины с
агрегатами шасси УАЗа и кузовами из кусков кабин КАЗ-608В «Колхида».
Источник: http://blooming.ucoz.ru/publ/samodelki/samodelnyj_gruzovik/bukhanka_domashnej_vypechki/6-1-0-67 |