В 1962 году на ЗИЛе был создан новый флагман
отечественного автомобилестроения - "ЗИЛ-111Г". Фактическое отличие от
предыдущей сто одиннадцатой модели заключалось в полном изменении
передней и задней части кузова без кардинального затрагивания
центральной части машины.
В связи с изменением конструкции оперения и
бамперов на автомобиле "ЗИЛ-111Г" оказалось невозможным применение
домкрата из комплекта инструмента "ЗИЛ-111". Опробование гидравлического
домкрата, применявшегося на автомобиле "ЗИС-110", показало, что для
отрыва колеса от земли и выемки колеса из ниши автомобиля "ЗИЛ-111 Г"
необходимо пользоваться двумя домкратами "ЗИС-110", что в эксплуатации
неприемлемо. По предложению бюро испытаний легковых автомобилей был
спроектирован и изготовлен образец нового механического складывающегося
винтового домкрата - 2Э111Г по типу того, что применялся на автомобиле
"кадиллак" 1961 года.
К моменту создания домкрата автомобиль
"ЗИЛ-111 Г" ещё не был готов, и испытывать новое изделие пришлось на
"ЗИЛ-111 В" (кабриолет), так как из существующих автомобилей он имел
наименьшее расстояние от нижней части рамы до дороги.
Установка домкрата под раму так же, как
пользование им для подъёма автомобиля с целью смены колеса, не вызывает
затруднений и в принципе удобна. В полной мере эти "удобства" оценили в
ГОНе (Гараж Особого Назначения). На предыдущей машине "ЗИЛ-111"
домкрат был винтовым. Чтобы поменять колесо, достаточно было подставить
его под левую или правую часть переднего или заднего бампера, зацепиться
за специальные проушины и, слегка наклонившись, поворачивать рукоятку,
пока колесо не будет вывешено. С новым домкратом дело обстояло иначе,
его нужно было подсовывать под раму до соприкосновения со специальным
буртом на верхней площадке. Проделать такую операцию, не запачкав брюки,
было невозможно: именно поэтому первое впечатление о новом домкрате
было резко негативное. И между тем, заказчик не мог не отметить и явные
преимущества нового домкрата, к которым относятся: легкость,
компактность, мобильность. Последнее в ГОНе оценили сразу. В штатном
снаряжении домкрат разделялся на три составные части и укладывался в
специальный брезентовый чехол, но в связи с тем, что у гоновцев были
временные нормативы на смену колёс, домкрат всегда лежал в багажнике
собранный.
Наименование, тип - Домкрат механический, складывающийся, винтовой
Изготовитель - ЗИЛ, МСЦ-6
Штатная принадлежность - Легковой автомобиль "ЗИЛ-1 ИГ"
Номер по каталогу запасных частей - 111Г-3913310
Высота подхвата - 100 мм(рис. 4)
Высота подъема - 317 мм (рис. 5)
Грузоподъемность - 1500 кг
Вес - 7,7 кг
Рекомендации из
инструкции по эксплуатации "ЗИЛ-111Г"
об использовании домкрата
Домкратом можно пользоваться для подъёма
автомобиля с целью замены одного из колёс. Перед подъёмом автомобиля
необходимо затормозить его стояночным тормозом и со стороны,
противоположной подъёму, подложить вплотную под одно колесо два
деревянных башмака с таким расчётом, чтобы автомобиль в момент подъёма
или в поднятом состоянии не мог сдвинуться вперед или назад.
Деревянные башмаки должны быть предусмотрены в комплекте инструмента.
Устанавливается домкрат под раму:
а) для смены переднего колеса на уровне стыка переднего крыла с передней дверью (см. рис. 1)
б) для смены заднего колеса на уровне стыка заднего крыла с задней дверью (см. рис. 2)
При необходимости поддомкрачивания
автомобиля при двух спущенных шинах на одной стороне и невозможности
установки домкрата под раму в исключительных случаях домкрат можно
устанавливать под кронштейн рамы (см. рис. 2, 3)
В этом случае необходимо частично поднять
автомобиль на такую высоту, чтобы можно было под раму положить
какой-либо предмет (дерево или плоский прочный камень) по высоте,
несколько большей, чем высота домкрата в сложенном состоянии. После
этого опустить домкрат до соприкосновения рамы с подложенным предметом,
освободить домкрат и, подставив его под раму, начинать поддомкрачивание
автомобиля для смены поочерёдно каждого колеса.
Для смазки винта домкрата применять
графитовую смазку ДЗ-12. Смазку шарнирных соединений производить
капельно маслом, применяемым для двигателя.
Домкраты, применяемые сегодня на автомобилях ЗИЛ,
не имеют принципиальных отличий от тех, что были созданы в 1962 году.
Домкрат был усилен, упрочнён, так как масса автомобилей выросла. Замене
подверглось и несовершенное соединение составных частей домкрата.
Использовавшаяся на первом домкрате соединительная чека уступила место
запорному кольцу, способному обеспечить лучшую фиксацию элементов.
О том, что конструкция этого домкрата является удачной и совершенной, говорит и тот факт, что производят его без малого 40 лет.