В публикуемой сегодня статье речь будет идти о деталях, которые, хотя и не имеют решающего значения для ходовых качеств автомобиля, но, безусловно, определяют его лицо. Утрата такой детали сразу бросается в глаза, кажется, что в автомобиле чего-то не хватает, он как бы становится безликим. Мы имеем в виду заводской знак, или, говоря проще, эмблему. Автомобильная геральдика причудлива и символична. Тема эмблем автомобильных фирм поистине неисчерпаема, как и сами автомобили, как и весь окружающий нас мир, полный символов. В последнее время мы всё больше задумываемся об их смысле и только чуть-чуть начинаем понимать его...
Хочу поделиться мыслями, пришедшими ко мне в тот момент, когда я положил рядом две эмблемы автозавода ГАЗ - эмблемы "ГАЗ-21" "Волга" I-II выпусков и III выпуска (в дальнейшем для краткости будем называть их "ранней" и "поздней" соответственно).
Вообще, впервые олень на эмблеме "ГАЗа" появился в 1950-м году на автомобиле "ГАЗ-12" "ЗИМ", перекочевав туда с герба города Нижнего Новгорода - Горького - Нижнего Новгорода. А когда он воздвигся на капоте "ГАЗ-21" I и II выпусков в виде скульптуры, то превратился и в символ этого самого массового и популярного в своё время в СССР автомобиля. Поэтому, сравнивая раннюю и позднюю эмблемы 21-ой, можно сделать интересные выводы.
Описывать отличия эмблем не буду - они видны невооружённым глазом. Основное впечатление: ранняя эмблема символизирует дух 50-х годов, поздняя ассоциируется с "пластмассовым футуризмом" 60-х.
При взгляде на раннюю эмблему просыпается давно забытое чувство гордости за наше советское, которое "лучшее в мире". Массивные, широкие, в меру закруглённые хромированные поверхности ранней эмблемы вызывают ощущение прочности и надёжности; радуют глаз мелкие детали и полоски, которые, хотя и не обусловлены какой-либо функциональностью, подчёркивают смысл отдельных элементов эмблемы и создают приятное впечатление целостности. Сама форма заводского знака, расширяющаяся кверху, с верхней границей, углом направленной вверх, символизирует развитие, движение вверх к венчающей эмблему звезде. Средство для этого движения дают отчётливо выраженные крылья. Олень с высоко поднятой головой весьма реалистичен, спокоен и величественен. Отметим, что общая форма заводского знака (кроме "крыльев") и рисунок оленя пришли от "ЗИМа", выпущенного ещё при Сталине. В целом, можно сказать, что ранняя эмблема "ГАЗ-21" олицетворяет прочность советского строя и его неуклонное движение вперёд к светлому будущему.
Новая форма заводского знака ГАЗ, которая встречается на поздней эмблеме, впервые появилась в самом конце 50-х на "Чайке" "ГАЗ-13" при Хрущёве. Там эмблема располагалась на решётке радиатора в сочетании со стилизованным изображением чайки, поэтому в "крыльях" не нуждалась. При взгляде на позднюю эмблему "ГАЗ-21", прежде всего, бросается в глаза изменение её "геральдического смысла": верх ограничен горизонтальной линией, звезда исчезла, вместо неё верх дополнительно "замурован" крепостной стеной. Зато нижняя граница углом изломана вниз. Развитие закончилось, началось движение вспять! Формы заострились, утончились, потеряли надёжность.
Крылья деградировали до двойной полоски, уже слабо на них похожей (у последующих моделей крылья эмблемы отомрут совсем). Олень стал более угловатым, стилизованным, и застыл, неестественно выпятив грудь. Так что, пусть простят меня скептики, поздняя эмблема "ГАЗ-21" ещё в 1962-м году безошибочно предсказала эпоху застоя и развала СССР!
Эмблемы последующих моделей "ГАЗ", сохраняющие всё ту же форму и полностью лишённые крыльев, только иллюстрировали (и иллюстрируют) наступившие для страны (и для ГАЗа) тяжёлые времена. Может быть, пора создать новую эмблему, которая, при сохранении основных элементов, символизировала бы начало нового движения вперёд?
P.S. Уже после того, как эта заметка была написана, автору стало известно о существовании ещё одного типа эмблемы 21-й "Волги" - суррогатной, штампованной, цельнометаллической, по форме воспроизводящей раннюю, но при этом вообще не содержащей изображения оленя. Интересно, что, судя по расположению приваренных с обратной стороны шпилек, суррогатная эмблема предназначена для установки вместо эмблемы позднего типа! Как удалось выяснить, такие суррогатные эмблемы устанавливались на автомобили такси после капитального ремонта во второй половине 60-х и начале 70-х годов.
Смысл появления суррогатной эмблемы очевиден. Внешне сохраняя по форме (и то в "размытом" виде) символику советского строя, эмблема лишилась содержания! Что, собственно, и началось в те годы в нашей стране... (И не надо здесь возражать, что это рационализация и упрощение производства, а также экономия дефицитного металла и пластика.)
Для оформления статьи использованы предметы из коллекции автора и Яна Якушкина.