Машины со стилизованным Араратом на передке наравне с
«Колхидами» были одними из самых ненавистных водителям: древняя
конструкция, жуткое качество сборки и комплектующих… Неудивительно, что
любое предприятие старалось избавиться от них как можно быстрее, а
водители и механики, работавшие на них, ругались на весь мир после
очередной поломки. Сейчас автомобили из Кутаиси и Еревана практически
вымерли, а оставшиеся в живых ЕрАЗы и КАЗы доживают свои дни в качестве
автолавок и складов. Так ли они плохи? – задумались однажды новые
владельцы древнего 762В – и взялись за работу…
К 15 годам ЕрАЗ-762В 1988 года выпуска уже, что называется, подустал –
облезла краска, двигатель и КП доживали последние дни, дыры в кузове
уже были пригодны для вентиляции… Потому и был продан новому владельцу
– для прихода к новой жизни! Сначала было решено не ремонтировать
старый, порядком ушатанный двигатель, а поставить новенький ЗМЗ-402.
Вслед за двигателем под замену отправилась КП и редуктор заднего моста
– их пришлось взять с РАФа. Потому фургон, гудящий «как Волга» и
подъезжающий сзади, может и напугать – ведь слышно же было, что это
ГАЗ-24! В заднюю подвеску решили добавить дополнительные листы рессор,
дабы машина могла перевозить тяжелые грузы. Этим вызван своеобразный
эффект: машина снималась дважды, но оба раза – порожней. Из-за этого
создавалась иллюзия перегруженности передней части, а корма прямо-таки
казалась задранной. Но уже после съемки в машину сели пассажиры,
занесли груз – и все встало на свои места: задняя подвеска «прогнулась»
под нагрузкой и линия крыши стала параллельной линии дороги.
Помолодевший душой ЕрАЗ стал куда резвее и экономичнее, а не ползет по
улице на манер чемодана на колесиках, – он уже умеет ездить! Позаботились о внутренностях, пора и о кузове подумать! Восстановленный
ЕрАЗ можно смело звать «Ерафиком» – неискушенный человек в 99% случаев
признает его за вымерший РАФ-977ДМ «Латвия» из-за врезанным стеклам.
Ереванский завод не выпускал микроавтобусы на базе ЕрАЗ-762 (по крайней
мере документально этот факт не подтвержден). Сами же стекла пришлось
заказывать: проще встретить на улице Терминатора, чем найти подходящие
по размеру стекла от РАФ-977, причем если в пассажирском салоне они не
сдвигаются и не опускаются, то в передних дверях удалось установить
стеклоподъемники, но ради этого пришлось пожертвовать частью оконного
проема. Весьма любопытно восстановлен низ кузова: дверь в салон
объединена с наружной панелью боковой юбки, а колесные арки хоть и были
переварены, но сохранили первозданную форму. В ходе производства ЕрАЗы постоянно менялись, причем чаще всего
модернизации проходили в целях упрощения и удешевления конструкции.
Именно упрощение и удешевление стало причиной ввода гофр на бортах –
сначала выпуклых (ЕрАЗ-762Б конца 1970-х), а потом – западающих внутрь,
как и на этой машине – ЕрАЗ-762В 1980–1990 гг. Другой конструкционной проблемой РАФ-977 и ЕрАЗ-762 всегда была слабая
вентиляция моторного отсека: машины жутко грелись! Каждый лечил это
по-разному: кто-то впихивал дополнительные вентиляторы под капот,
кто-то вырезал отверстия в передней панели… А у «Ерафика» вопрос
вентиляции решен радикально – почти весь центр передней панели передан
ей в угоду. Полностью переделан передок: решетка радиатора, тянувшаяся
полосой внизу, скрыта бампером, а сверху появилась самодельная маска,
которая и дизайн встряхивает, перенося его из шестидесятых в
восьмидесятые, и громадную прорезь маскирует. Конечно, новый дизайн у
ЕрАЗа весьма и весьма спорный, но на практике это куда лучше, чем
стандартный, настроенный на прохладный прибалтийский климат, вариант.
Головная оптика взята с ВАЗ-2107 (не изобрели еще ту машину, на которую
ее нельзя нацепить!), а громадный лувр, образовавшийся в передке,
закрывают несколько решеток от ГАЗ-24. Бампер взяли с ВАЗ-2109,
который, оказавшись узким для ЕрАЗа, был… разделен пополам так же, как
некогда на исходной машине, а госномер, прикрученный между ними,
зрительно их объединяет. А вот стандартный передний бампер переехал
назад: экономии ради в Ереване их не ставили. Если не обращать на него
внимания, то корма переделкам не подвергалась – даже родные круглые
фонарики вместе со всеми гофрами остались на месте. В сравнении со стандартным ЕрАЗом в переделанной машине для водителя и
пассажира организован прямо-таки рай. В кабине сиденья и «низкая»
приборная панель от «Лада Спутник», которая не вошла по ширине и
разделена пополам самодельной консолью – в ней вместилась простенькая
магнитола и блок переключателей. Невиданная для ЕрАЗа роскошь –
стеклоподьемники вместо сдвижных окон вместе с дверными замками
перекочевали с «Москвича-412». Стекла в дверях, кстати, тоже пришлось
заказывать, в отличие от стандартного варианта опускаются целиком. В
салоне появилось другое чудо: кабина, изнутри обита ковролином (на
стандартных ЕрАЗах интерьер представлял комбинацию «листы ДВП + голый
металл»). Некогда глухая перегородка между кабиной и салоном обзавелась
сдвижным окном: до переделки водителю и экспедитору незачем было
общаться с грузом, в вот в микроавтобусе без сдвижного окна не
обойтись. Салон экс-фургона полностью самодельный: мягкий потолок,
борта, обшитые ДВП с тканевыми вставками, динамики по углам. Там, где
еще недавно возили товары народного потребления, появились пять сидений
с туристского «Икаруса» – именно пять, чтобы не переводить машину в
категорию D. Между креслами – столик, а сзади оставлено место для
багажа – нередко приходится возить очень крупные и тяжелые грузы,
которые как-то надо расположить внутри. Из-за того, что в салоне теперь
ездят люди, пришлось решать вопрос вентиляции салона (вот ведь как: и
технике, и людям душно..). Хоть окна и прорублены, но открывались
только те, что были в дверях. Потому помимо небольшого люка над кабиной
водителя, который ставили на заводе, в крыше появился второй люк
побольше – прямо над задним свесом. В сравнении с современными микроавтобусами, фаршированными
электроникой аки командный пункт ракетных войск, такой микроавтобус,
естественно, проиграет. Но с другой стороны, цена вопроса куда ниже,
чем у молодняка. А такой машины вполне достаточно для перевозки бригады
дорожников в пределах города. Тем более, какой фургон может об этом
мечтать? А опыт владельцев этой машины показал: после «обработки
напильником» даже, казалось бы, безнадежное армянское чудо можно
превратить в оригинальный автомобиль.