Интернет-Аукцион МЕШОК
ГАЗ-А-Спорт
ГАЗ-А-Спорт
"Последнее сентябрьское утро 1937 года выдалось в Киеве теплым и безветренным. Красные стяги на флагштоках за дощатой трибуной, построенной накануне у обочины Житомирского шоссе, а ночью убранной энергичными лозунгами и еловыми ветками, безжизненно повисли.
- ...Советский автомотоспорт должен стать массовым! Все должны уметь управлять мотоциклом и автомобилем, чтобы в нужный момент суметь использовать это незаменимое боевое оружие и бить врага на его же территории!
Первый Герой Советского Союза полковник Анатолий Ляпидевский победно вскидывает правую руку. Громовое "ура" проносится над рядами выстроившихся перед трибуной участников первенства СССР по мотоспорту, немногочисленных зрителей, и под мощные аккорды "Интернационала" прямо с ярко-голубого неба на двух парашютах спускаются букеты цветов и приветственный вымпел..."
Что и говорить - всего пару лет назад автомотоспорт считался буржуазной заразой, а сегодня, 3 марта 1937 года, летчик Ляпидовский, только что получивший звезду героя Советского Союза за спасение челюскинцев, призывает молодежь сесть за руль автомобиля или мотоцикла, недвусмысленно давая понять, что это - кратчайший путь подготовки будущих механиков танков и военных водителей. Автомотоспортом в мгновение ока "заболела" вся страна. Как грибы после дождя возникали автомобильные клубы не только в городах, но даже и селах!
Серийный ГАЗ-А-Спорт конструкции А.И. Гиреля. 1937 г.
Между тем советский автоспорт находился в плачевном состоянии. Конечно, не было заводских спортивных автомобилей (Даймлер-Бенц еще с 1920х годов серийно выпускал спорт-купе, не отстали в этом вопросе и американцы - Chrysler и Cadillac). А кроме того, весь опыт создания автомобилей с повышенными динамическими характеристиками ограничивался ГАЗ-А-Аэро инженера А.О. Никитина, и даже этот автомобиль преследовал большей частью научные цели.
Все производство спортивных автомобилей сводилась к единичным образцам спортсменов-любителей, собранных в кустарных условиях буквально на коленке. Вся работа по подготовке автомобилей к соревнованиям сводилась к изготовлению обтекаемого кузова без крыльев на базе ГАЗ-А или ГАЗ-М1, умеренная форсировка двигателя, иногда - установка коротких выхлопных труб и нескольких карбюраторов.
Таким путем пошел и 57-летний ленинградский водитель Ленсовета Антон Гирель. В качестве донора он выбрал "народный" автомобиль тех лет - ГАЗ-А, серийно выпускавшийся с 1932 по 1936 год. Он удлинил базу автомобиля на 300 мм и изготовил обтекаемый кузов без выступающих частей (крыльев, фар и т.д.), уменьшив массу автомобиля до 950 кг. На хвосте автомобиля красовался киль, наподобие того, что были на рекордных "синих птицах" Малькольма Кэмпбелла, чуть ли не ежедневно ставивших новые рекорды скорости.
Двигатель ГАЗ-А, как безнадежно устаревший и не имеющих практически никаких перспектив для увеличения мощности, А. Гирель отмел сразу, установив на свой автомобиль четырехцилиндровый рядный силовой агрегат ГАЗ-М1, бывший, кстати, копией двигателя Ford-BB, тоже не первой свежести. Оставив объем двигателя неизменным (3282 см. куб.), конструктор увеличил степень сжатия до 5,5 единиц, установил два карбюратора и прямоточную выхлопную систему - четыре короткие выхлопные трубы, повысив мощность двигателя до 55 л.с. при 2800 об./мин. Цифра смешная, если учесть что в Европе давно существовали аппараты мощностью более 100 л.с. Но для кустарно собранного мотора - отличный показатель! Правда, горько становится, если вспомнить что такой же мощностью обладал двигатель Руссо-Балта С24/55, победившего в ралли Монако в 1912 году.
На ходовых испытаниях в июле 1937 года ГАЗ-А-Спорт с трехступенчатой коробкой передач и уменьшенным передаточным числом показал скорость в 127,6 км/ч. Напомню, что последний рекорд скорости в царской России составлял примерно 142,5 км/ч.
И вот, 30-го сентября 1937 года на Житомирском шоссе под Киевом сошлись четыре (!) отечественных суперкара: ГАЗ-А Гиреля, ГАЗ-ЦАКС Цыпулина, ГАЗ-А Жарова и ГАЗ-А Клещева. Речи героев-летчиков, "ура" и так далее, и вот - начались гонки, в результате которых, кстати, родились рекордные заезды СССР на километр с ходу. ГАЗ-А-Спорт Гиреля показал скорость в 129 км/ч, не достав до рекорда 24-летней давности более 10 км/ч. Но старые рекорды в те времена не считались. Другая страна - другой спорт, и за А.И. Гирелем был официально зарегистрирован всесоюзный рекорд скорости.
Источник: http://www.sovetcars.ru/gaz-a-sport/ |