Характер игрушек советского времени, их назначение в игре ребёнка, навыки, умение, знания, представления, прививаемые игрушками, весьма разнообразны и охватывали почти все отрасли науки, искусства, труда, а также многие предметы и явления природы.
В секции игрушек Центрального универмага Мосторга
Все игрушки, в т.ч. наборы для игровых занятий по труду и спорту, разделяли по общим игровым признакам условно разделены на следующие 12 групп: 1) игрушки, способствующие развитию первоначальных движений и восприятий маленького ребёнка (до 1 года); 2) игрушки для подвижных и спортивных игр; 3) игрушки, знакомящие детей с предметами окружающей жизни, их назначением, действием, внешним видом; 4) игрушки и наборы для театральных и драматизированных игр; 5) настольно-печатные игры и игрушки на общеобразовательные темы; 6) игрушки и наборы для игр-опытов по физике и химии; 7) игрушки, знакомящие с трудовыми процессами и прививающие первоначальные трудовые навыки; 8) сборно-разборные игрушки, знакомящие с устройством и конструкцией отдельных предметов; 9) игрушки, развивающие способности к самостоятельному конструированию и строительству; 10) декоративные игрушки; 11) весёлые игрушки-забавы; 12) музыкальные игрушки.
Сейчас можно добавить ещё и пункт 13 - компьютерные игры и электронные игрушки.
1. Игрушки для детей раннего возраста (до I года). Для малютки игрушка не просто забава, а предмет первой необходимости, который развивает его физически и умственно, поднимает бодрость и жизнерадостность. С помощью игрушек у детей развивается зрение, слух, осязание, координация движений, восприятие цвета, формы. Игрушки привлекают маленького ребенка уже на втором месяце жизни. Дети в этом возрасте подолгу рассматривают подвешенные над кроваткой яркие, блестящие предметы, наблюдают, как они передвигаются, покачиваются. Для этой цели хороши целлулоидные, пластмассовые, деревянные пустотелые шары 10—15 см в диаметре приятных для глаза расцветок, красочные попугаи и другие птицы, свободно укреплённые на жёрдочке или в кольце. С 3—4-месячного возраста у ребёнка появляется желание схватить, удержать понравившийся ему предмет. Чтобы удовлетворить эту потребность, над грудью ребёнка подвешивают яркие деревянные, костяные, пластмассовые кольца, крупные бусы, нанизанные на прочный шнур, весёлых клоунов и зверюшек. Ещё больше привлекают внимание детей игрушки, к которым прикреплены звучащие колокольчики и бубенчики. Одной из лучших игрушек для малышей 3—5 месяцев будет погремушка — яркая, лёгкая, из гигиеничного материала, чётко и приятно звучащая, по величине и форме удобная для захвата и удерживания ручками ребёнка. Месяцев с пяти дети начинают интересоваться свойствами предметов, попавших к ним в руки; они берут игрушку в рот, перекладывают её из руки в руку, помахивают ею, постукивают, а после полугода с удовольствием выбрасывают игрушки из кроватки, наблюдая, как они упадут и покатятся. Для ребёнка этого возраста нужны самые разнообразные лёгкие и гигиеничные игрушки — рыбки, шарики, мисочки, бочонки, куколки и зверюшки резиновые и целлулоидные, ваньки-встаньки, деревянные молоточки и т. п. (Игрушки пластмассовые, Игрушки резиновые, Игрушки деревянные). С 9—10 месяцев знакомство со свойствами предметов у ребенка всё усложняется, появляется желание закрывать и открывать, вкладывать одну вещь в другую, рассыпать и собирать и т. п. У детей начинает развиваться координация движений, находчивость и сообразительность. Для этого возрастного периода незаменимы различные вкладные чашечки, бочонки, пустотелые шары, яйца, матрёшки, где в большой вещи (например, шаре) находится несколько постепенно уменьшающихся таких же вещиц; нужны небольшие пирамидки, конусы, башенки, в которых 5—7 широких цветных колец надеваются на стержень, яркие коробочки с открывающимися крышками и т. п. В возрасте 8—9 месяцев дети начинают ползать, пытаются вставать, а в 9—10 месяцев появляется потребность ходить. К имеющимся у ребенка игрушкам надо добавить большой мяч, за которым ребёнок с удовольствием ползает, и кресло-каталку с перильцами, на небольших колёсах. Ребёнок, опираясь на спинку или перильца каталки, встаёт и, толкая её перед собой, шагает за нею. Каталка должна быть довольно крупной и прочной, чтобы ребёнок мог в неё сесть.
К концу первого или в начале второго года жизни дети начинают ходить и для них в какой-то мере потребуются игрушки почти всех нижеперечисленных групп. Необходимо иметь в виду, что маленький ребёнок тянет игрушку в рот, что движения его в игре ещё недостаточно координированы, что игрушки находятся в кроватке, где он спит и проводит основное время своей жизни. Вот почему к игрушкам для детей этого возраста предъявляются особые требования: они должны быть гигиеничны, т. е. хорошо мыться, не линять и не портиться от воды; краски, покрывающие их, должны быть абсолютно безвредными; поверхность игрушек должна быть гладкой, полированной, без заусенцев и колючих остроугольных деталей; игрушка должна быть безопасна по величине, т. е. не слишком большой, чтобы ребенок не мог об неё ушибиться, и не слишком маленькой, чтобы он не мог её проглотить. Игрушки должны быть прочными и красивыми по художественному оформлению и продаваться в хорошей гигиеничной упаковке.
2. Игрушки для подвижных и спортивных игр — это предметы, помогающие играм, в которых ставится задача преодолеть какие-либо препятствия путём физических и волевых усилий. Овладение приемами игры с той или иной спортивной игрушкой, достижение победы в спортивной игре приходят после длительного повторения одних и тех же целесообразных движений, они требуют находчиности, выдержки, сообразительности, дисциплинированности как отдельных игроков, так и соревнующихся между собой команд.
Оборудование подвижных и спортивных игр весьма разнообразно. Для малышей до 3 лет нужны яркие резиновые мячи диаметром от 5 до 30 см, шары и яйца, которые можно катать с лотков, кегли, расставляемые на полу, широкие и невысокие обручи — шириной 7 см, диаметром 25—40 см, всевозможные каталки, платформы, тележки, которые ребёнок возит за собой или толкает перед собой. Каталки должны быть образными, персонажи, изображенные на них, подвижными, а тележки и платформы иметь хорошо движущиеся колеса и приспособления для того, чтобы в них можно было складывать и перевозить различные мелкие предметы — кубики, шишки, палочки; нужны вожжи с бубенцами для игры в лошадки, кони на палочке для имитации наездников, небольшие трёхколесные велосипеды, различные образные удобные качалки, качели с квадратным сиденьем и перильцами, сани с яркой росписью и т. п.
Для дальнейшего гармонического развития организма ребёнка необходимы постоянные упражнения мускулатуры, верхних и нижних конечностей, ловкости, гибкости и выносливости всего тела. Поэтому в распоряжении детей должны быть одновременно самые разнообразные игрушки, развивающие детей всесторонне в соответствии с их возрастными возможностями. Из отдельных тренировочных игрушек для игры в комнате и на воздухе общеизвестны мячи, волчки, бильбоке, игрушки-загонялки с шариками и т. п. В СССР наиболее богат был ассортимент настольных спортивных игр и аттракционов с определёнными правилами, таковы, например, блошки, бирюльки, китайские палочки, щелчки, летающие колпачки, настольный баскетбол, настольный теннис, настольный футбол, китайский биллиард и т. п. Имелись такие же наборы для игр на воздухе или в комнате на полу по определенным правилам — кегли, серсо, мячебросы, кольцебросы, биллиард, крокет, городки, бабки, теннис, баскетбол, фонтан мячей и т. п.
Для упражнений в ходьбе, прыжках, беге и езде существуют ходули, прыгалки на одного, двух и трёх человек, обручи, кубари, спортроллеры, трёхколесные и двухколесные велосипеды, педальные автомобили, коньки, лыжи, разнообразные санки, а также спортивные сооружения типа качелей, каруселей, гигантских шагов и т. п., для которых в магазинах продавались металлические детали и крюки, прочные верёвки с сиденьями и т. п.
Подвижные и спортивные игры развивают у детей осязание, гибкость рук и пальцев, меткость и глазомер, точность и соразмерность мелких и крупных движений, слабых и сильных ударов, толчков и бросков; играющие приучаются приспосабливать мускульные усилия к зрительным впечатлениям, удерживать равновесие, управлять движущимся предметом, развивают силу, выдержку, смелость, внимание, сосредоточенность и другие качества, служащие хорошей подготовкой к будущей трудовой деятельности.
3. Игрушки, знакомящие детей с предметами окружающей жизни, их назначением, действием, внешним видом. Игра — такая деятельность, в процессе которой ребёнок вступает в определенные взаимоотношения с окружающей жизнью и в своеобразной, увлекательной и доступной его развитию и кругозору форме отражает действительность. Наиболее полно эти особенности выявляются в процессе творческой сюжетной игры.
Игрушки для творческих сюжетных игр интересуют детей уже с 9—10 месяцев жизни и до среднего школьного возраста. Маленькие дети играют с отдельной игрушкой и чаще в одиночку. С возрастом игровой коллектив расширяется, построение и оформление игрушек усложняется и количество их увеличивается. Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста надо иметь целые комплексные наборы игрушек на определённые темы: детский сад, школа, ферма, завод, магазин, порт, ж.-д. узел, электростанции, зоопарк и т. п., а также этнографические наборы, знакомящие детей в игре с жизнью разных народов. Центральное место в творческих играх занимают игрушки, отражающие образы людей — детей и взрослых всех возрастов и различных национальностей. Особо многочисленна группа кукол. Куклы в СССР делались с подвижной головой и конечностями, с надевающейся и снимающейся одеждой, иногда с закрывающимися глазами, говорящие, ходящие. Фигурки делали из одного какого-либо материала — дерева, керамики, резины, пластмассы и т. п., они стояли неподвижно, одежда их не снималась, а показывалась рельефом и росписью непосредственно на материале. Домашние животные, звери, птицы, рыбы подавались в игрушках в большинстве случаев в виде статичных фигурок. Некоторые из них — медвежата, зайки, котята, лисы — часто давались из мягкой ворсистой ткани, с подвижными конечностями на шарнирах по типу кукол (Игрушки мягконабивные). Многие игрушки озвучивали, вставляя пищики, имитирующие голоса животных. Чтобы несколько оживить статичные фигурки, их ставили на подставки с колёсами, иногда колёсики укрепляли прямо на лапах животных, коней ставили на качалки. Для маленьких детей игрушечных рыб, птиц и зверей делали иногда надувными из тонкой резины. Представлен в игрушке и мир растений — деревья, кусты, клумбы, цветы в горшках, овощи, фрукты, сделанные из папьемаше, люфы, картона, бумаги и т. п.
Чтобы ребёнок мог полнее отобразить в игре домашний быт, в СССР существовал большой ассортимент игрушечной мебели для кукол, домашней посуды и утвари с оформлением, характерным для национального искусства разных народов. К этой категории игрушек относятся и различные строения и помещения, которые как бы отделяют «мир игры» от окружающей обстановки — настольные трёхстенные кукольные комнаты с окнами и дверью, игральные домики в рост детей и т. п Для передачи жизни и труда людей вне дома существовало много игрушек, отображающих различный транспорт — городской, ж.-д., водный, воздушный, подземный, для перевозки людей и груза, а также машины со специальным оформлением и с различными приспособлениями для коммунальных, дорожных и прочих работ, которые дети часто встречают, особенно в больших городах — пожарные и санитарные машины, торговые автомобили для перевозки хлеба, молока, машины для поливки улиц, дорожные катки и т. п. Дети любят работу строителей и сами охотно играют в строительство жилых массивов, гидростанций, метро, каналов, железных дорог. Для такой игры существовали игрушечные подъёмные краны, экскаваторы, землечерпалки, ветродвигатели и т. п. Основные с.-х. работы также увлекают ребят, они охотно играли в колхоз, применяя в этой игре игрушечные тракторы, комбайны и другие с.-х. машины (Игрушки металлические, Игрушки деревянные, Игрушки пластмассовые и др.).
Все игрушки для творческих сюжетных игр должны ярко и правдиво передавать жизненное назначение и внешний образ предмета, который они изображают. Но в игрушке разрешаются и некоторые отступления от подлинной конструкции этих предметов, например сложные моторы и двигатели внутреннего сгорания в транспортных игрушках и машинах могут быть заменены простейшими механическими двигателями — инерционными, резиновыми, пружинными, действующими с помощью завода ключом, и т. п. Однако эти механизмы не должны быть однотипными для всех игрушек, а должны в каждом отдельном случае правдиво передавать характер движения — легкий и быстрый ход автомобиля, медленный солидный ход комбайна, работу подъёмного крана с поворотами и переноской груза, ритмичные взмахи ковшей землечерпалки, захватывающих песок, и т. п. Игрушки для творческих сюжетных игр, передавая правдивые образы, предметов окружающей жизни, содействуют расширению детского кругозора.
4. Игрушки и наборы для театральных и драматизированных игр. Театральные и драматизированные игры — это те же творческие сюжетные игры, но более театрализованные. Участвуя в драматизированных играх, дети надевают на себя костюмы, как это делают в театре актёры; как артисты, часто разучивают небольшие роли, пользуясь готовым текстом пьесы или рассказа, приложенным к игрушке. Здесь, как и в творческой игре, ведущую роль играет образ человека: в игрушечных театрах — кукла, управляемая ребёнком, а в драматизированных играх — сам ребёнок в театральном костюме. Для оборудования таких игр изготовляются театральные куклы, наборы кукольных, картонных и теневых театров, костюмы и наборы для драматизированных игр. Театральные куклы продавались как отдельные игрушки и небольшими комплектами по 2—3 персонажа в каждом. По своей конструкции игрушечные театральные куклы сходны с куклами профессиональных кукольных театров, с той только разницей, что они имеют меньшие размеры и для них используются более простые приёмы управления. Наиболее были распространены куклы театра «Петрушка» и марионетки.
Игрушечные театры — кукольные, картонные и теневые — продавались целыми наборами, в которые входили: складная ширма или сцена, набор кукол или фигурок, декорации и бутафория, текст пьесы и сценарий с указаниями к постановке, а также инструкция о том, как сделать фигурки и декорации, если в наборе давались не готовые игрушки, а лишь полуфабрикат для самостоятельного изготовления всего необходимого для театральной постановки. Для драматизированной игры в продаже имелись игрушечные костюмы и бутафория, продающиеся в виде полуфабриката, т. е. цветных выкроек, напечатанных на листах плотной бумаги. Из этого полуфабриката дети сами делали себе костюмы, головные уборы, маски и полумаски. Костюмы и бутафория продавались также в виде готовых наборов, уложенных в коробки или укреплённых на картоне, в которые входили: головной убор, нагрудник, заменяющий характерное для того или иного костюма платье, отдельные предметы, присущие изображаемому типажу: брандспойт — пожарнику, кобура — милиционеру, молот — рабочему. Школьники пионерского возраста часто превращали игры подобного рода в «игры на местности», - и тогда им требовались дополнительно различные игрушечные действующие приборы: телефоны, телеграф, перископы, подзорные трубы, наборы сигнальных флажков и т. п.
Для массовых драматизированных игр, организуемых в парках, школах, клубах, надо было иметь в продаже различные значки, вроде котильонных, а также различные элементы головных уборов, чтобы можно было отличить одну группу играющих от другой. Игрушки для театральных и драматизированных игр оформлялись особенно ярко и декоративно, но правдиво. Условность этой игрушки не должна искажать действительности, а лишь более ярко и красочно выделять её характерные черты, рельефно подчёркивая форму, т. к. эти игрушки должны быть видны на расстоянии маленьким зрителям.
5. Настольио-печатные игрушки и игры на общеобразовательные темы. Очень часто для игры, особенно для игры по определённым правилам, требуется не отдельная игрушка, а целый комплект предметов — карточек, фишек и т. п. Такой комплект укладывается в специальную коробку с красочной этикеткой и называется не игрушкой, а игрой. Таковы, например, настольно-печатные игры. Настольными они называются потому, что играют в них сидя за столом, а печатными потому, что основные детали игры — карточки, игровые доски, правила — печатаются в литографии и типографии. Игры эти строятся на разнообразных и давно установившихся игровых принципах — лото, домино, шахмат, шашек, карт, «гуська» и т. п. Педагогическая ценность настольно-печатных игр состоит в том, что в их тематику легко включается материал общеобразовательный, изучаемый в школе, содержание книг, рекомендуемых для внеклассного, чтения, а также различные сведения, пополняющие детские знания и расширяющие кругозор маленьких детей дошкольного и преддошкольного возраста. Увлечённые игрой, дети незаметно для себя усваивают ряд ценных сведений из жизни окружающего мира и одновременно тренируют память, внимание, развивают мышление и речь. Помимо настольно-печатных игр, существовали и отдельные игрушки и наборы, содействующие усвоению учебных дисциплин: игрушечные глобусы, счёты, наборы для игры в библиотеку, счётно-строительный материал, геометрические мозаики, наборы в помощь юному цветоводу, наборы для самодельного устройства гербария, аквариума, террариума, разрезные географические карты и т. п.
6. Игрушки и паборы для игр-опытов по физике и химии. Физика и химия входили в число предметов школьной программы (отвлечёмся от сегодняшнего состояния убитой отечественной школы). Многие игры и игрушки могут помочь школьникам в усвоении этих сложных и важных дисциплин. Из отдельных физических и химических игрушек, помимо весёлых игрушек с движением, можно назвать: игрушечные фонтаны, бассейны и души для кукол, водяные колеса, паровые машины и турбинки, паровые лодочки, различные ветряные мельницы и вертушки, воздушные шары, воздушные змеи, детские телефоны и телеграфы, электростанции, калейдоскопы, перископы, стереоскопы, фильмоскопы, игрушки с магнитом, волшебные картинки, связанные с явлениями химии, и т. п. Игры школьников, связанные с физикой и химией, носили форму игр-опытов, подводили детей к простейшему эксперименту и развивали исследовательские способности. Поэтому наиболее ценными для школьников были различные конструкторы по отдельным разделам физики и химии, например «Конструктор по механике», «Электроконструктор», «Радиоконструктор», «Оптический конструктор», «Набор по химии» и др. В каждом из этих конструкторов в систематическом порядке были уложены различные детали, дающие возможность поставить ряд занимательных опытов, связанных с данным разделом физики или химии, а также сконструировать интересные игрушки, аппараты и приборы, которые дети могли использовать и в своих дальнейших творческих играх. Наряду с такими конструкторами выпускались наборы с весёлой тематикой, например «Физические фокусы», «Весёлые чудеса», «Занимательная химия» и т. п. В каждом наборе, помимо деталей, имелась подробная инструкция о том, как поставить опыт, как сделать игрушку и т. д.
Набор для выпиливания
7. Игрушки, знакомящие с трудовыми процессами и прививающие первоначальные трудовые навыки. Уже в первых играх крошечного ребёнка, едва начавшего ходить, проявляются элементы труда — он возит тележку, грузит в неё строительный материал, разгружает тележку, роет лопаткой песок, а лет с двух старается печь из песка «куличики», носить игрушечным ведёрком воду, поливать из игрушечной лейки цветочки, забивать деревянным молотком колышки. С возрастом игры, связанные с трудовыми процессами, усложняются, дети начинают шить куклам платья, вязать им кофточки и шапочки, мастерить для кукол мебель, делать для себя настольные игры и другие игрушки. Школьники в своих играх изображали целые производства — «швейную фабрику», «кирпичный завод» ит. п. В этих играх детей увлекал не только свой труд, но и организация производства — дети выделяли из своей среды «директоров», «мастеров», «бригадиров», развёртывали среди цехов соревнование и т. п. Большинство этих игр было связано с настоящим трудом, посильным детям и дающим полезный результат, а при игре в фабрики и заводы даже в виде готовой продукции, которая, конечно, не являлась товаром, но имела потребительскую ценность, т. к. могла быть использована в дальнейшей игре наравне с покупными предметами и материалами. Для таких детских игр и занятий были нужны: 1) игрушки для простейших трудовых игр маленьких детей — песочники, лопаточки, совочки, грабли, тележки, носилки, ведёрки, Игрушки для игры с песком лейки, деревянные молоточки и т. п.; 2) материалы, полуфабрикаты и инструменты по ручному труду из различного сырья — бумаги, дерева, металла, глины, ваты, ткани и т. п., т. е. наборы для вырезывания и склеивания, вышивания, вязанья, выпиливания, выжигания, изготовления искусственных цветов и т. п.; 3) игрушечные действующие станки, машины, аппараты и приборы упрощённой конструкции, рассчитанные на рост, силу, знания и самостоятельную игру-занятие детей: швейные и пишущие машинки, формы для литья фигурок и для изготовления кирпичиков, ткацкие рамочки, гончарные и другие станочки, фотоаппараты, приборы по астрономии, киноаппараты и т. п.; к этим игрушкам прилагались инструкции о том, как пользоваться ими и какие игры можно с ними организовать; 4) наборы разнообразных материалов и полуфабрикатов Для технического любительства — авиамоделирования, кораблестроения, изготовления моделей, управляемых по радио и т. п.; 5) инструменты небольших размеров, рассчитанные на работу детей 6—12 лет (подростки пользовались инструментом взрослых), — для столярных работ, для резьбы по дереву, для слесарных работ, для работы из проволоки и т. п., 6) полуфабрикаты и материалы, рассчитанные на изготовление простейших поделок, главным образом из дерева, фанеры и металла (доски, бруски, рейки, пластины определённых размеров). Полуфабрикаты и материалы для детских работ продавались как наборами, так и в розницу, чтобы ребёнок мог купить себе столько материала, сколько ему требовалось на задуманную им игрушку. Здесь же должны были продаваться небольшие книжечки или просто листочки с чертежами и объяснениями, что можно делать из данных полуфабрикатов.
Авиаконструктор №1
8. Сборно-разборные игрушки, знакомящие с устройством и конструкцией отдельных предметов. Для развития конструктивных способностей существуют разнообразные конструктивные игрушки. Простейшие из них те, которые ребёнок может сам собрать из деталей, а потом разобрать и собрать вновь. Упражняясь таким образом, ребёнок знакомится с устройством того предмета, который отображён в игрушке, — домика, автомобиля, самолёта, паровой машины, часов и т. п. Собирая такую игрушку из её основных частей, ребёнок учится находить для каждой части заранее предназначенное для неё место, учится основным приемам монтажа, приучается пользоваться простейшими инструментами — отвёрткой, гаечным ключом, молотком, привыкает разбираться в инструкциях, рисунках и чертежах, прилагаемых к набору. Сборно-разборные игрушки можно давать уже самым маленьким детям, начиная от 1 года; постепенно усложняясь, такая игрушка найдет своё место у подростков, вплоть до учеников последних классов школы. В ассортименте этих игрушек имеются: 1) для самых маленьких детей — пирамиды, конусы, башенки и другие простейшие фигуры, разрезанные на поперечные кольца с небольшим отверстием; в процессе игры кольца нанизываются па гладкий деревянный стержень в таком порядке, чтобы в результате получилась нужная фигура, правильно подобранная по цвету и форме; винтовые шары, бочонки и другие игрушки, также разрезанные на поперечные кольца, которые в процессе игры навинчиваются на винтообразный стержень; домики, разрезанные на 2—3 части, представляющие собой кубы и пирамиды с нанесенными на них рисунками окон и дверей; картинки на плашках и кубиках, разрезанные на 2—3 части; простейшие фанерные домики; 2) для дошкольников и младших школьников — разрезные картинки на плашках и кубиках с более сложным заданием; разборные домики и другие архитектурные сооружения с кроплениями различного рода; разборные транспортные игрушки как отдельные, так и собранные в комплексы, например ж.-д. узел, трамвайный парк и т. п.; 3) для средних и старших школьников — сборно-разборные машины, приборы и механизмы — паровые машины, часы, моторчики, микроскопы, телескопы, а также комплексные наборы вроде электростанции и т. п.
9. Игрушки, развивающие способности к самостоятельному конструированию и строительству, — это игрушки, которые, наряду с развитием чисто исполнительских навыков, помогают детям и подросткам вырабатывать навыки самостоятельного конструирования и планирования своей технической работы, стремления к самостоятельному творчеству. Для выполнения этой задачи детали конструктивных наборов подбирались так, чтобы из них ребёнок мог сконструировать не только одну какую-либо вещь, а ряд однотипных или разнообразных вещей. Детали при построении целого предмета могут прочно скрепляться, что характерно для конструкторов, или лишь накладываться, или прикладываться одна к другой (puzzle), что характерно для мозаик и игровых строительных материалов. Все конструктивные наборы сопровождаются инструкцией, объясняющей приёмы работы, и альбомом примерных узоров и построек, которые можно создать из данного набора; рекомендуются также и творческие задания для дальнейшей более самостоятельной работы. Подобного рода конструктивные игрушки давались детям начиная от 1 года и до среднего школьного возраста. Вот некоторые из них: 1) для самых маленьких детей — наборы разноцветных кирпичиков одного размера, уложенные в коробочку, тележку или грузовой автомобиль; простейшие строительные материалы из объёмных геометрических фигур 3—4 форм и расцветок: простейшие мозаики, состоящие из 3—4 форм, размеров и расцветок; простейшие тематические деревянные конструкторы с элементарным креплением — домики, транспорт; 2) для дошкольников и младших школьников — разнообразные геометрические и декоративные мозаики из дерева и пластмассы; разнообразные строительные материалы тематические и бессюжетные из дерева, пластмассы и керамики; конструкторы для сборки определённых однотипных вещей из дерева, металла и пластмасс, самолётов разных конструкций, автомобилей различных назначений, т. е. «Аэроконструкторы», «Автоконструкторы» и т. п.; конструкторы из дерева и металла для создания самых разнообразных предметов, например «Конструктор-механик» № 1 и № 2 и т. п.; 3) для средних школьников — более сложные наборы типа «Конструктор-механик», в которые включались детали, дающие возможность сконструировать предметы, действующие от различного рода двигателей — механических, тепловых, электрических и т. п.
Игрушки и игры 6-й, 7-й, 8-й и 9-й групп, т. е. связанные с физикой, химией, трудом и конструированием, содействуют политехническому образованию и своими совершенно особенными, занимательными путями вводили детей и подростков в мир техники.
10. Декоративные игрушки служат для художественного убранства детского уголка, для оформления праздников и карнавалов, для украшения новогодней ёлки. Это созерцательные игрушки — в них не играют, ими только любуются. Педагогическая ценность декоративных игрушек в том, что они приучают наблюдать и видеть красивое, содействуют поднятию радостного, бодрого настроения во время праздника, развивают художественный вкус и таким образом помогают осуществлению задач эстетического воспитания. К этому типу игрушек относятся различные флажки, фонарики, панорамы, складные (типа китайских) бумажные игрушки в виде вееров, разноцветных шариков, декоративных цветов и птиц и т. п., надувные резиновые шары и фигурки, разнообразные карнавальные принадлежности и, наконец, яркие, трепещущие, сверкающие игрушки для новогодней елки (Ёлочные украшения). Художественное оформление этих игрушек должно быть красочным, ярким, броским, учитывающим основное назначение декоративных игрушек — создать праздничную обстановку. Для оформления карнавальных шествий изготовляются различные яркие цветы, вертушки, бабочки, птички, котильонные значки и т. п. Они должны сочетать красочную роспись со способностью вертеться, порхать, издавать весёлые звуки. Карнавальные костюмы и маски обычно таят в себе какой-либо сюрприз: звук, движение, пиротехнический эффект.
11. Весёлые игрушки-забавы предназначены для того, чтобы помочь ребёнку подметить в жизни смешное и весёлое и способствовать воспитанию чувства юмора. К весёлым игрушкам можно отнести разнообразные смешные фигурки, главным образом людей и животных, которые благодаря находящимся в них механизмам различной конструкции танцуют, кувыркаются, шагают, поют, пищат и т. п. К этим игрушкам можно отнести и различные книжки-игрушки и звучащие открытки с весёлой тематикой и оригинальной конструкцией. Весёлые игрушки, как и декоративные, в большинстве своём — созерцательные игрушки, их редко включают в какую-либо длительную игру, а любят просто посмотреть на них, подивиться их действиям, вызывающим смех. Особенно удачно весёлые игрушки выполняют свою роль как забавы на массовых праздниках, карнавалах и гуляньях. Много радости приносят такие игрушки маленьким детям. Для большей занимательности и эффектности весёлых игрушек используются различные двигатели, рычаги, балансы, вороты, перемещение центра тяжести, звук, статическое электричество, действие магнита, превращение одного вида энергии в другой, свойства воды и ветра, законы оптики, химии и т. п. В весёлой игрушке движение и весь внешний эффект должны быть неразрывно связаны с её тематическим содержанием. Предназначая такую игрушку для детей, надо серьёзно подумать, над чем будут смеяться дети, глядя на неё. Весёлая игрушка должна отражать простодушный юмор, весёлость, шутку, она должна брать правдивые жизненные сюжеты. В оформлении такой игрушки-забавы могут быть использованы приёмы гротеска как в образе, так и в цвете, но при этом должно быть соблюдено чувство меры, проявлена большая художественная чуткость и педагогический такт.
12. Музыкальные игрушки развивают чувство ритма и музыкальный слух ребёнка, некоторые из них дают возможность детям не только слушать музыку, но и самостоятельно подбирать знакомые мелодии и создавать свои. Наиболее интересные из музыкальных игрушек: 1) игрушки для воспроизведения ритма и мелодии с помощью удара — погремушки, колокольчики, бубенчики, кастаньеты, барабаны, бубны, ксилофоны, металлофоны, цимбалы, рояли, пианино и т. п. Звук возникает от встряхивания игрушкой, от удара палочками по туго натянутой коже и молоточками по струнам или по деревянным и металлическим пластинкам, подобранным в правильной гамме тонов, а иногда и полутонов октавы; 2) духовые игрушечные инструменты — флейты, саксофоны, кларнеты, окарины, свирели и т. п. Звук из них извлекается с помощью струи воздуха, регулируемой открывающимися и закрывающимися клапанами; среди народных музыкальных игрушек много ярких по образу и расцветке свистулек, дудок, трубок, гармошек; 3) струнные щипковые музыкальные игрушки — балалайки, мандолины, гитары, домбры, арфы, гусли, цитры и т. п., приспособленные для элементарного настроя; 4) игрушки с постоянной мелодией — музыкальные ящики и шкатулки, патефоны, телевизоры, образные игрушки в виде поющей птички, музыкантов и т. п. Большинство этих игрушек состояло из заводных музыкальных валиков с какой-либо простой знакомой детям мелодией; иногда звук шёл от туго натянутых струн, по которым двигалось заострённое гусиное перо; такое устройство было характерно для народных музыкальных игрушек. Оформление всех музыкальных игрушек должно было быть ярким и по внешнему виду близким к прототипам. Необходимо было, чтобы все игрушки звучали мелодично и правильно, в соответствии со звуками музыкальной гаммы. К некоторым игрушкам, таким, как ксилофоны, металлофоны, рояли, пианино, цимбалы, цитры, прилагались иногда простейшие ноты с использованием приёмов цифрового нотного письма.
В секции игрушек Центрального универмага Мосторга