ИСТОРИЯ ПМЗ - пожарные машины ЗИС, ЗИЛ. 1945-65 гг.
ИСТОРИЯ
ПМЗ
- пожарные машины ЗИС, ЗИЛ. 1945-65 гг.
ПМЗ-9.
Автоцистерна АЦ-25 (150) модель 9. 1948-51 гг.
Московский завод пожарных машин. Первая в
СССР по настоящему крытая автоцистерна
с закрытой кабиной и кузовом (ПМЗ-8 не
всчет). На заводе сокращается
производство и ПМЗ-9 передают на
Прилукский завод, где ее модернизируют и
значительно упрощают. Показать:
фото
2 / фото
3 / чертеж.
ПМЗ-10.
Автонасос АН-25 (150) модель 10. 1948-51 гг. Московский
завод пожарных машин. Также как и ПМЗ-9,
первый в
СССР по настоящему крытый автонасос с
закрытой кабиной и кузовом. До этого
выпускался маленький автонасос ПМГ-5 с закрытыми
кабиной и кузовом. Та же история, что и
с ПМЗ-9, сокращение производства,
передача в Прилуки, модернизация и
упрощение.
ПМЗ-9М.
Автоцистерна АЦ-25 (150) модель 9М. 1951-55 гг.
Прилукский завод ППО. Первая
разработка-модернизация Прилукского
завода и КБ. Краткая
характеристика: боевой расчет - 7 чел.,
вода - 1680 л., пенообразователь - 120 л., насос
- ПН-25А, подача - 25 л/с (1500 л/мин) при 9 атм.,
привод насоса - от КОМ 26-С15, установленной
за КПП, передаточное число - 1:1,55, колесная
база шасси - 4000 мм., габариты: 6880х2390х2550 мм.,
полная масса - 8.360 т.,
макс. скорость - 65 км/ч., расход топлива на
привод насоса - 23 л/час.
ПМЗ-10М.
Автонасос АН-25 (150) модель 10М. 1951-55 гг.
Прилукский завод ППО. Первая
разработка-модернизация Прилукского
завода и КБ. Краткая
характеристика: боевой расчет - 9 чел.,
вода - нет, пенообразователь - 450 л., насос
- ПН-25А, подача - 25 л/с (1500 л/мин) при 9 атм.,
привод насоса - от КОМ 26-С1Б, установленной
за КПП, передаточное число - 1:1,55, колесная
база шасси - 4000 мм., габариты: 7550х2390х2550 мм., полная масса -
7.500 т.,
макс. скорость - 65 км/ч., расход топлива на
привод насоса - 23 л/час. Показать: чертеж.
ПМЗМ-1.
Автонасос АН-40 (150П). 1952-54 гг. Московский
завод пожарных машин. Серия из 3 машин
- одних из самых
красивейших всю
историю! Плавные обводы, обилие хрома
прогрессивный дизайн того времени.
Шасси доработано: форсированный
двигатель, экранированное
электрооборудование. Выпускались в
основном для Московского гарнизона. Краткая
характеристика: боевой расчет - 11 чел.,
вода - нет, пенообразователь - 350 л., насос
- ПН-40, подача - 40 л/с (2400 л/мин) при 8 атм.,
привод насоса - от КОМ К-10, установленной
в одном блоке с КПП, передаточное число - 1:1, колесная
база шасси - 4000 мм., габариты: 7720х2350х2700 мм., полная масса -
7.785 т.,
макс. скорость - 70 км/ч., расход топлива на
привод насоса - 30 л/час. Подробнее...
ПМЗМ-2.
Автоцистерна АЦ-40 (150П). 1952-54 гг. Московский
завод пожарных машин. Продолжение
серии ПМЗМ - красивейших пожарных
автомобилей. Так же доработано шасси и
так же выпускалась в
основном для Московского гарнизона. Краткая
характеристика: боевой расчет - 7 чел.,
вода - 2000 л., пенообразователь - 135 л., насос
- ПН-40, подача - 40 л/с (2400 л/мин) при 8 атм.,
привод насоса - от КОМ К-10, установленной
в одном блоке с КПП, передаточное число - 1:1,
колесная
база шасси - 4000 мм., габариты: 7020х2350х2700 мм., полная масса -
8.380 т.,
макс. скорость - 70 км/ч., расход топлива на
привод насоса - 30 л/час. Показать:
эскиз.
ПМЗМ-3.
Автоцистерна АЦ-40 (151П). 1952-54 гг. Московский
завод пожарных машин. Заключение
серии ПМЗМ - красивейших пожарных
автомобилей. Так же доработано шасси и
так же выпускалась в
основном для Московского гарнизона.
Первая автоцистерна на 3-осном шасси
повышенной проходимости. Краткая
характеристика: боевой расчет - 7 чел.,
вода - 2750 л., пенообразователь - 135 л., насос
- ПН-40, подача - 40 л/с (2400 л/мин) при 8 атм.,
привод насоса - от КОМ К-10, установленной
в одном блоке с КПП, передаточное число - 1:1,
колесная
база шасси - 4225 мм., габариты: 8150х2340х2740 мм., полная масса -
11.080 т.,
макс. скорость - 60 км/ч., расход топлива на
привод насоса - 35 л/час. Показать:
фото
2.
ПМЗ-13.
Автоцистерна АЦП-25 (151) модель 13. 1954-59 гг.
Прилукский завод ППО. Первая массовая
в СССР автоцистерна на 3-осном шасси
повышенной проходимости, но вторая
после мелкосерийной ПМЗМ-3. Краткая
характеристика: боевой расчет - 6 чел.,
вода - 2000 л., пенообразователь - 135 л., насос
- ПН-25А, подача - 25 л/с (1500 л/мин) при 9 атм.,
привод насоса - от КОМ установленной на
"раздатке", передаточное число - 1:1, колесная
база шасси - 4225 мм., габариты: 7160х2300х2690 мм.,
угол свеса - 50°/26°, полная масса - 9.700 т.,
макс. скорость - 60 км/ч., расход топлива на
привод насоса - 22,5 л/час. Показать:
фото
2 / фото
3 / фото
4.
ПМЗ-13В.
Автоцистерна АЦП-30 (157) модель 13В. 1959 г.
Прилукский завод ППО. Модернизация
ПМЗ-13, связанная с заменой на новое шасси
ЗИЛ-157. Выпускалась меньше года - ее
заменила ПМЗ-27. Краткая
характеристика: боевой расчет - 7 чел.,
вода - 2000 л., пенообразователь - 135 л., насос
- ПН-30, подача - 30 л/с (1800 л/мин) при 9 атм.,
привод насоса - от КОМ установленной на
"раздатке", передаточное число - 1:1, колесная
база шасси - 4225 мм., габариты: 7160х2300х2690 мм., полная масса - 9.700 т.,
макс. скорость - 65 км/ч., расход топлива на
привод насоса - 22,5 л/час.
ПМЗ-14.
Автотомобиль газодымозащитной службы
АГДЗС (150) модель 14. 1956 г. Прилукский завод
ППО. Изготовлен на базе автоцистерны
ПМЗ-17 и внешне отличается пеналами
большого диаметра на крыше. Было
изготовлено несколько штук, но в серию
не пошел. Показать: фото
2 / чертеж-разрез.
ПМЗ-15.
Пожарный автомобиль аэродромной службы
ПААС-25 (151) модель 15. 1952-59 гг. Прилукский
завод ППО. Первый в
СССР аэродромный автомобиль!
ПМЗ-15В.
Автомобиль аэродромной ААП-25 (157) модель
15В. 1959-62 гг. Прилукский
завод ППО. Модернизированный
аэродромный автомобиль ПМЗ-15В на шасси
ЗИЛ-157. Краткая
характеристика: боевой расчет - 6 чел.,
вода - 1000 л., пенообразователь - 60 л., насос
- ПН-25А, подача - 25 л/с (1500 л/мин) при 9 атм.,
привод насоса - от КОМ установленной на
"раздатке", передаточное число - 1:1,
углекислотная установка: кол-во
баллонов 8х50 л., бронированные шланги - 2х20
м., колесная
база шасси - 4225 мм., габариты: 7160х2300х2690 мм.,
угол свеса - 50°/26°, полная масса - 9.750 т.,
макс. скорость - 60 км/ч., расход топлива на
привод насоса - 22,5 л/час. Показать:
фото
2 / фото
3 / фото
4.
ПМЗ-16.
Автомобиль химического пенного тушения
АХП-2,4 (151) модель 16. 1956-59 гг. Прилукский
завод ППО. Первый серийный автомобиль
химпенного тушения. Краткая
характеристика: боевой расчет - 3 чел.,
пенная установка: масса
пеногенераторного порошка - 2400 кг., кол-во
шнеков - 2 шт., диаметр шнека - 140 мм.,
подача одного шнека - 1,1-1,2 кг/с., насос
- ПН-25Б, подача - 25 л/с (1500 л/мин) при 9 атм.,
привод насоса - от КОМ установленной на
"раздатке", передаточное число - 1:1, колесная
база шасси - 4225 мм., габариты: 7560х2400х3060 мм.,
угол свеса - 51°/30°, полная масса - 10.070 т.,
макс. скорость - 60 км/ч., расход топлива на
привод насоса - 22,5 л/час. Показать:
фото
2 / фото
3 / фото
4.
ПМЗ-16М.
Автомобиль химического пенного тушения
АХП-2,4 (157) модель 16М. 1959-63 гг. Прилукский
завод ППО. Модификация ПМЗ-16 - новый
кузов и новое шасси ЗИЛ-157. Краткая
характеристика: боевой расчет - 3 чел.,
пенная установка: масса
пеногенераторного порошка - 2400 кг., кол-во
шнеков - 2 шт., диаметр шнека - 140 мм.,
подача одного шнека - 1,1-1,2 кг/с., насос
- ПН-25Б, подача - 25 л/с (1500 л/мин) при 9 атм.,
привод насоса - от КОМ установленной на
"раздатке", передаточное число - 1:1, колесная
база шасси - 4225 мм., габариты: 7600х2300х2960 мм.,
угол свеса - 51°/30°, полная масса - 10.070 т.,
макс. скорость - 65 км/ч., расход топлива на
привод насоса - 22,5 л/час.
ПМЗ-17.
Автоцистерна АЦ-30 (150) модель 17. 1955-57 гг.
Прилукский завод ППО. ПМЗ-17 пришла на
смену ПМЗ-9М на том же красивом шасси ЗИС-150.
Показать: фото
2 / фото
3 / фото
4 / чертеж.
ПМЗ-17А.
Автоцистерна АЦ-30 (164) модель 17А. 1957-60 гг.
Прилукский завод ППО. Модификация ПМЗ-17
связанная с появлением нового шасси ЗИЛ-164,
но еще имела деревянный каркас обшитый
стальным листом. Краткая
характеристика: боевой расчет - 7 чел.,
вода - 2150 л., пенообразователь - 150 л., насос
- ПН-30М, подача - 30 л/с (1800 л/мин) при 9 атм.,
привод насоса - от КОМ установленной на
КПП, передаточное число - 1:1,21, колесная
база шасси - 4000 мм., габариты: 6830х2325х2570 мм.,
угол свеса - 40°/20°, полная масса - 8.300 т.,
макс. скорость - 75 км/ч., расход топлива на
привод насоса - 22,5 л/час.
ПМЗ-18.
Автонасос АН-30 (150) модель 18. 1955-57 гг.
Прилукский завод ППО. ПМЗ-18 пришел на
смену ПМЗ-10М на том же красивом шасси ЗИС-150.
Краткая
характеристика: боевой расчет - 10 чел.,
вода - нет, пенообразователь - 465 л., насос
- ПН-30М, подача - 30 л/с (1800 л/мин) при 9 атм.,
привод насоса - от КОМ установленной на
КПП, передаточное число - 1:1,21, колесная
база шасси - 4000 мм., габариты: 7440х2360х2580 мм.,
угол свеса - 40°/20°, полная масса - 7.350 т.,
макс. скорость - 75 км/ч., расход топлива на
привод насоса - 22,5 л/час. Показать:
фото
2 / фото
3 / фото
4 / чертеж.
ПМЗ-27.
Автоцистерна АЦП-30 (151) модель 27. 1958 г.
Прилукский завод ППО. Опытно-промышленная
партия автоцистерн ПМЗ-27 на шасси ЗИЛ-151,
созданных для замены ПМЗ-13. Краткая
характеристика: боевой расчет - 7 чел.,
вода - 2200 л., пенообразователь - 150 л., насос
- ПН-30, подача - 30 л/с (1800 л/мин) при 9 атм.,
привод насоса - от КОМ установленной на
КПП, передаточное число - 1:1,21, колесная
база шасси - 4225 мм., габариты: 6980х2320х2570 мм.,
угол свеса - 50°/33°, полная масса - 9.500 т.,
макс. скорость - 60 км/ч., расход топлива на
привод насоса - 22,5 л/час. Показать:
фото
2 / фото
3 / фото
4 / чертеж.
ПМЗ-27.
Автоцистерна АЦП-30 (157) модель 27. 1959-64 гг.
Прилукский завод ППО. Серийная
автоцистерна ПМЗ-27 на шасси ЗИЛ-157 пришла
на смену ПМЗ-13В. Краткая
характеристика: боевой расчет - 7 чел.,
вода - 2150 л., пенообразователь - 150 л., насос
- ПН-30К, подача - 30 л/с (1800 л/мин) при 9 атм.,
привод насоса - от КОМ установленной на
КПП, передаточное число - 1:1,176, колесная
база шасси - 4225 мм., габариты: 6940х2185х2720 мм.,
угол свеса - 51°/36°, полная масса - 9.890 т.,
макс. скорость - 65 км/ч., расход топлива на
привод насоса - 22,5 л/час. Показать:
фото
2 / фото
3 / фото
4.
ПМЗ-27А.
Автоцистерна АЦП-30 (157К) модель 27А. 1964-70 гг.
Прилукский завод ППО. Модернизация
ПМЗ-27 - появился стационарный лафетный
ствол с управлением из кабины водителя. Краткая
характеристика: боевой расчет - 7 чел.,
вода - 2150 л., пенообразователь - 150 л., насос
- ПН-30КФ, подача - 30 л/с (1800 л/мин) при 9 атм.,
привод насоса - от КОМ установленной на
КПП, передаточное число - 1:1,176, лафетный
ствол подачей - 9,2 л/с (550 л/мин), колесная
база шасси - 4225 мм., габариты: 7200х2185х2800 мм.,
угол свеса - 50°/36°, полная масса - 9.900 т.,
макс. скорость - 65 км/ч. Показать:
фото
2 / фото
3 / фото
4 / фото
5.
ПМЗ-42.
Автоцистерна для северных районов АЦСП-30
(157) модель 42. 1960-71 гг. Прилукский завод
ППО. Специальная автоцистерна для
северных районов. Цистерна утеплена,
также установлен отопитель ОВ-65 для
обогрева кабины и насосного отсека. Краткая
характеристика: боевой расчет - 7 чел.,
вода - 2100 л., пенообразователь - 150 л., насос
- ПН-30К, подача - 30 л/с (1800 л/мин) при 9 атм.,
привод насоса - от КОМ установленной на
КПП, передаточное число - 1:1,21, колесная
база шасси - 4225 мм., габариты: 6940х2185х2770 мм.,
угол свеса - 51°/33°, полная масса - 10.100 т.,
макс. скорость - 65 км/ч., расход топлива на
привод насоса - 22,5 л/час. Показать:
фото
2 / фото
3 / фото
4.
ПМР-43.
Автомобиль рукавный АРП-2,5 (151) модель 43.
Конец 1950-х-1963 г. Прилукский завод
ППО.Краткая
характеристика: боевой расчет - 3 чел.,
количество напорных рукавов ф77 мм -
125 шт. - 2500 м., колесная
база шасси - 4225 мм., габариты: 6930х2750х2940 мм.,
угол свеса - 51°/43°, полная масса - 8.405 т.,
макс. скорость - 60 км/ч. Показать:
фото
2.
ПМР-43М.
Автомобиль рукавный АРП-2,2 (157) модель 43М.
1963-66 гг. Прилукский завод
ППО. Модернизация, связанная с новым
шасси ЗИЛ-157. Краткая
характеристика: боевой расчет - 3 чел.,
количество напорных рукавов ф77 мм -
110 шт. - 2200 м., колесная
база шасси - 4225 мм., габариты: 6700х2750х3055 мм.,
угол свеса - 50°/41°, полная масса - 8.750 т.,
макс. скорость - 65 км/ч. Показать:
чертеж.
ПМЗ-52.
Автонасос АН-30 (164А) модель 52. Вторая
половина 1960-62 гг. Прилукский завод ППО.Краткая
характеристика: боевой расчет - 10 чел.,
вода - нет, пенообразователь - 400 л., насос
- ПН-30К, подача - 30 л/с (1800 л/мин) при 9 атм.,
привод насоса - от КОМ установленной на
КПП, передаточное число - 1:1,176, напорные
рукава ф66 мм - 30 шт - 600 м., колесная
база шасси - 4000 мм., габариты: 7560х2380х2600 мм.,
угол свеса - 40°/20°, полная масса - 7.200 т.,
макс. скорость - 75 км/ч., расход топлива на
привод насоса - 22,5 л/час.
?
ПМЗ-53.
Автоцистерна АЦ-30 (164) модель 53. Вторая
половина 1960-62 гг. Прилукский завод ППО.
ПМЗ-53А.
Автоцистерна АЦ-30 (164А) модель 53А. 1962-63 гг. Прилукский завод ППО.Краткая
характеристика: боевой расчет - 7 чел.,
вода - 2100 л., пенообразователь - 150 л., насос
- ПН-30К, подача - 30 л/с (1800 л/мин) при 9 атм.,
привод насоса - от КОМ установленной на
КПП, передаточное число - 1:1,176, колесная
база шасси - 4000 мм., габариты: 6930х2340х2600 мм.,
угол свеса - 40°/21°, полная масса - 8.270 т.,
макс. скорость - 75 км/ч., расход топлива на
привод насоса - 22,5 л/час. Показать:
фото
2 / фото
3 / фото
4.
ПМЗ-56А.
Автомобиль аэродромный АА-30 (157К) модель
56А. 1962-69 гг. Прилукский завод ППО. "Аэродромник"
с новыми средствами тушения -
бромэтиловые установки СЖБ-50 и СЖБ-150. Краткая
характеристика: боевой расчет - 7 чел.,
вода - 2150 л., пенообразователь - 80 л.,
установка СЖБ-150 - 1 шт., установка СЖБ-50 - 2
шт., огнетушитель ОУБ-7 - 6 шт., насос
- ПН-30К, подача - 30 л/с (1800 л/мин) при 9,5 атм.,
привод насоса - от КОМ установленной на
КПП, передаточное число - 1:1,176,
электрогенератор - ГАБ-4Т, мощность - 4 кВт.,
дисковая пила - И-153, лебедка - 4,5 Тс., колесная
база шасси - 4225 мм., габариты: 7100х2270х2740 мм.,
угол свеса - 32°/36°, полная масса - 10.100 т.,
макс. скорость - 65 км/ч., расход топлива на
привод насоса - 22,5 л/час. Показать:
фото
2 / фото
3 / фото
4.
ПМЗ-62.
Автоцистерна упрощенная АЦУ-30 (164) модель
62. Конец 1950-х годов. Прилукский завод ППО.
ПМЗ-63.
Автоцистерна АЦ-30 (130) модель 63. 1963-65 гг. Прилукский завод ППО.
Последняя автоцистерна из семейства ПМЗ.
Новое шасси с 150-сильным двигателем,
широкая комфортабельная кабина,
динамика и скорость и т.д. С нее началась
новая эпоха в пожарном машиностроении.
Опытно-промышленная партия этих машин в
течении двух лет всесторонне
испытывалась, как на полигоне так и в
пожарных частях всех регионов СССР. Подробнее
в разделе "Автоцистерны ЗИЛ-130, 131,
133".
ПМЗ-64.
Автонасос АН-30 (130) модель 64. 1963-65 гг. Прилукский завод ППО. И
последний автонасос из семейства ПМЗ. По
традиции эти машины шли парами. Краткая
характеристика: боевой расчет - 10 чел.,
вода - нет, пенообразователь - 500 л., насос
- ПН-30КФ, подача - 30 л/с (1800 л/мин) при 9 атм.,
привод насоса - от КОМ установленной на
КПП, передаточное число - 1:1,176, напорные
рукава ф66 мм - 29 шт - 580 м., колесная
база шасси - 3800 мм., габариты: 6700х2440х2680 мм.,
угол свеса - 40°/20°, полная масса - 7.740 т.,
макс. скорость - 80 км/час.
ПМЗ-66.
Передвижная насосная станция ПНС-100 (157К)
модель 66. 1965-69 гг. Прилукский завод ППО.
Первая серийная насосная станция с
насосом подачей 100 литров в секунду! Краткая
характеристика: боевой расчет - 3 чел., насос
- ПН-100, подача - 100 л/с (6000 л/мин) при 10 атм.,
привод насоса - двигатель 2Д12Б, рабочий
объем - 38.800 л., мощность - 300 л.с. (221 кВт) при
1500 об/мин., диаметр всасывающего
патрубка - 200 мм., диаметр напорного
патрубка - 2х150 мм., время работы насоса по
топливу - 4,5 ч., колесная
база шасси - 4225 мм., габариты: 7750х2270х2570 мм.,
угол свеса - 50°/28°, полная масса - 10.010 т.,
макс. скорость - 65 км/ч., расход топлива на
привод насоса - 22,5 л/час. Показать:
фото
2 / фото
3 / фото
4 / фото
5.
ПМР-121.
Автомобиль рукавный АР-2 (157К) модель 121.
1966-69 гг. Прилукский завод
ППО. Модернизация, связанная с
комплектацией новыми напорными
рукавами ф150 мм. Краткая
характеристика: боевой расчет - 3 чел.,
количество напорных рукавов ф150 мм -
75 шт. - 1500 м., время прокладки 2
магистральных рукавных линий ф150 мм
длиной 750 м каждая - 2,5 мин., время укладки
рукавов ф150 мм 6 пожарными - 2 ч., колесная
база шасси - 4225 мм., габариты: 7400х2750х2920 мм.,
угол свеса - 50°/28°, полная масса - 10.390 т.,
макс. скорость - 65 км/ч., скорость при
прокладке рукавов - 15-18 км/ч. Показать:
фото
2 / фото
3 / фото
4.
ПМР-121А.
Автомобиль рукавный АР-2 (157К) модель 121А.
1969-70 гг. Прилукский завод
ППО. Модернизация - установлен
лафетный ствол. Краткая
характеристика: боевой расчет - 3 чел.,
количество напорных рукавов ф150 мм -
75 шт. - 1500 м., время прокладки 2
магистральных рукавных линий ф150 мм
длиной 750 м каждая - 2,5 мин., время укладки
рукавов ф150 мм 6 пожарными - 2 ч., колесная
база шасси - 4225 мм., габариты: 7400х2750х3055 мм.,
угол свеса - 50°/28°, полная масса - 10.500 т.,
макс. скорость - 65 км/ч., скорость при
прокладке рукавов - 15-18 км/ч.