История санитарных автомобилей России и СССР 1941-1945
До
войны разработаны и с 1937 по 1945 г. филиалом ГАЗа (с 1939 г. он стал
называться Горьковский автобусный завод) выпускались
специализированные машины ГАЗ-55 (на базе грузовика ГАЗ-ММ -
модернизированного варианта ГАЗ-АА с мотором ГАЗ-М). В ГАЗ-55 можно
было перевозить 4 лежачих и 2 сидячих больных или 2 лежачих и 5
сидячих или 10 сидячих. Машина была оборудована калорифером,
работавшим от выхлопных газов, и вентиляционной системой. Кстати,
на фото в книге Л.М.Шугурова под маркой ГАЗ-55 изображен, похоже,
другой санитарный автомобиль на базе ГАЗ-АА, м.б. даже созданный в
гаражах Московской станции скорой помощи (уж больно похож...
(подробнее). Кстати, Вы наверняка помните эту машину по фильму
"Кавказская пленница": это ее водитель ругался: "Да чтоб я еще сел за
баранку этого пылесоса!"... Всего было выпущено более 9 тысяч
машин. К сожалению, "в живых" не осталось ни одной. Говорят, где-то в
лесах под Вязьмой видели ее догнивающие остатки времен войны...
Санитарный автомобиль ГАЗ-55 (GAZ-55 ambulance)
Санитарный автомобиль БА-22 на базе трехосного ГАЗ-ААА (BA-22 ambulance)
В предвоенные годы был разработан и испытывался также интересный
транспортер для эвакуации раненых с поля боя БА-22 (рис. слева) на шасси
автомобиля ГАЗ-ААА (справа). Сведений о серийном выпуске нет, но даже
если машина и выпускалась, не думаю, что таких машин было много, и
что они могли сыграть существенную роль.
Автомобиль ГАЗ-ААА
ЗИС-44 санитарный фургон
Во время Великой Отечественной войны для перевозки раненых
использовались, как правило, обычные грузовые машины ГАЗ-АА и ЗИС-5. В
соответствии с разработанными еще до войны рекомендациями, для более
мягкого хода машины на дно кузова положено было насыпать слой песка
толщиной в несколько сантиметров, а сверху постелить соломы или иной
мягкий материал. Кроме того, рекомендовалась комбинированная загрузка
сидячими и лежачими ранеными. Иногда в кузове устанавливались
специальные нары. В медицинских целях использовались и другие
специально разработанные машины, например, выпускавшийся только в годы
войны ЗИС-44 - простой санитарный фургон с деревянным кузовом на 18
мест на основе ЗИС-5В - упрощенного варианта ЗИС-5.
Интересна история медицинских автобусов -- чаще всего переоборудованных из мобилизованного пассажирского транспорта городов. Слева ЗИС-8 (автобус на шасси ЗИС-5).
ЗИС выпускал эти автобусы только в 1934-36 гг., позднее автобусы по
чертежам завода производились на шасси грузовиков ЗИС-5 многими
предприятиями, автобусными парками и кузовными мастерскими, в
частности, московским заводом "Аремкуз". Представленный на фото
автобус ЗИС-8 1938 г., принадлежащий киностудии "Мосфильм", снимался в
фильме "Место встречи изменить нельзя". По некоторым данным, это не
оригинальный экземпляр, а хорошо сделанная поздняя реплика. Справа - изображение модели упрощенного варианта санитарного автобуса - ЗиС-8С.
ЗиС-8 (санитарный автобус на базе ЗиС-11/ЗиС-5))
Санитарный автобус ЗиС-8С (ZIS-8S ambulance)
Автобус ЗИС-16 (ZIS-16)
Городские автобусы ЗИС-16 тоже имели в своей основе шасси ЗИС-5.
Упрощенная модификация - медицинский автобус - разработана еще до
войны, выпускалась с 1939 г. под называнием ЗИС-16С. Машина могла
перевозить 10 лежачих и 10 сидячих больных (не считая мест водителя и
санитара).
Санитарный автобус ЗИС-16С (ZIS-16S)
Упрощенный вариант ЗИС-16С оснащался кабиной от грузовика (слева),
более мощным мотором (85 л.с. против 73 у базовой модели за счет
повышенной степени сжатия) и расположением трех ярусов носилок (6 шт.)
в передней части кузова, и двух - в задней (4 шт.). Имелись также
калориферы и вентиляторные окна.
Санитарный автобус ЗИС-16С (ZIS-16S ambulance)
Автобус ГАЗ-03-30 (GAZ-03-30)
В качестве санитарных использовались и приспособленные автобусы
ГАЗ-03-30 (слева), а также некоторое количество трехосных автобусов
ГАЗ-05-193 в санитарной модификации (справа - в упрощенном варианте
военного времени).
ГАЗ-05-193 (GAZ - 05-193)
На фотографии внутреннего двора госпиталя видны практически все вышеперечисленные санитарные автобусы.
Слева направо: первый и с третьего по шестой автобусы - ЗИС-16,
второй слева - ЗИС-16С, седьмой слева и боком на заднем плане -
ГАЗ-03-30 и на переднем плане - ГАЗ-55.
Справедливости ради отметим, что в крупных городах значительную часть
военных перевозок (в том числе медицинских) осуществляли трамваи.
Городские грузовики и автобусы были мобилизованы на фронт, а основным
транспортом стал трамвай. Ни до, ни после Великой Отечественной войны
трамвай не имел такой протяженной сети линий - почти 555 км.
Трамвайные рельсы тянулись ко всем заводам, складам, госпиталям. И
днем и ночью трамваи перевозили военные грузы, бойцов, раненых.
В подготовке страницы использованы материалы и фотографии: Л.M.Шугуров "Автомобили России и СССР", М., 1993; А.В.Вахрамеев "Московская скорая помощь 1919-1994", М., 1994; Л.Д.Гоголев "Автомобили-солдаты: Очерки об истории развития и военном применении автомобилей", М., 1990; В.И.Матвеенко "Знаменитые и забытые", Книга 1, С-Пб, 2003;