Категории раздела
Наш опрос
какой по вашему мнению была лучшая марка советского ретро автомобиля
Всего ответов: 1385
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

История создания электрических автомобилей в России.

Первые в мире электромобили появились задолго до изобретения автомобилей с двигателем внутреннего сгорания (ДВС).

Экипажи на электрическом ходу были созданы ещё в 1837 году американцами Девенпатором и Пейджем, а также шотландцем Робертом Дэвидсоном. Конечно, оказались они достаточно громоздкими и малоподвижными, но начало делу было положено.

В 1897 году на улицах Лондона появились и успешно работали электромобили-такси, внешне почти не отличавшиеся от традиционных английских кэбов.

В 1899 году появились первые русские электромобили, созданные инженером И.Романовым, а в 1901 году им же был построен первый в России 15-местный электроомнибус.

история электромобилей России

В период с 1900 по 1930 гг. было организовано серийное производство электромобилей в Англии, Германии, США, Франции, Японии и других странах. К примеру, в США в 1912 году было выпущено 6000 легковых и 4000 грузовых электромобилей.

В 1939 году количество электромобилей в Германии составляло уже 9 тысяч, а к 1944 году достигло 20 тысяч единиц. В Англии с 1930 по 1960 годы количество электромобилей возросло до 20 тысяч единиц.

В эти годы и в нашей стране периодически проводились работы по созданию экспериментальных образцов электромобилей.

В 1935 году на базе автомобиля ГАЗ-А был построен первый советский электромобиль. В тот же период в лаборатории электрической тяги Московского энергетического института (МЭИ) под руководством
профессора В.Резенфорда и инженера Ю.Галкина был создан двухтонный электромобиль на базе автомобиля ЗИС-5. Два года спустя на Ульяновском автозаводе совместно с НАМИ был изготовлен образец
электромобиля грузоподъёмностью 0,8 т на базе автомобиля УАЗ-450.

Тогда же был создан первый советский электробус на базе троллейбуса СВАРЗ вместимостью до 80 человек.
Далее эстафету принял ВАЗ

Вначале 1974 года Минавтопром принял решение о создании на ВАЗе подразделения по проектированию и изготовлению электромобилей и автомобильной электроники. Но об этом
лучше расскажут непосредственные участники событий.

Рассказывает В.Вершигора, конструктор, главный человек по разработке электромобилей на ВАЗе:

— Как-то в апреле 1974 года главный конструктор В.Соловьёв и я, его заместитель, после утренней оперативки у генерального директора завода В.Полякова остались в его кабинете.
В то время в стране и в мире как раз вовсю разворачивалась эпопея по электромобилям. Вот они вдвоём и сумели уговорить меня заняться этой новой проблемой.
Я поставил условие, чтобы в этой структуре было и бюро по разработке автомобильной электроники. Поляков, правда, несколько удивился (вроде бы не совсем по профилю), но "добро" всё же дал.

Так я и стал вести это направление: "электромобили и автомобильная электроника".

...Ещё добавлю, что в октябре 1978 года мне (в составе довольно представительной советской делегации) удалось побывать на 5-м международном симпозиуме по электромобилям в г. Филадельфия, США.
На нём было прочитано в общей сложности 63 доклада по различным направлениям, где мы узнали для себя много полезного.

В результате всего увиденного и услышанного пришли мы к выводу, что конвертированные из автомобилей электромобили пригодны только для исследовательских целей (максимум – для опытной эксплуатации).

Серийные же электромобили должны иметь специальную конструкцию.

Рассказывает А.Хайнов, конструктор:

— В марте 1974 г. я работал в УГЭ ВАЗа, в лаборатории автоматики. Мы, три инженера ЛА, к этому времени как раз завершили работу по модернизации электропривода болгарского погрузчика. Работа велась в
течение года в личное время и завершилась успешно – в опытную эксплуатацию в прессовое производство был сдан полноценный ходовой образец. Приближался новый 1975 год. Как было принято в те
времена, все значительные вехи в работе привязывались или к партийным праздникам, или хотя бы к какой-нибудь круглой дате. Вот и мы решили, что к Новому году наш первенец непременно должен поехать!

Всё было в первый раз и, естественно, ни один узел электропривода не был отработан. Первый выезд из бокса был осуществлён в декабре 1974 года (буквально в канун Нового года). За рулём сидел Барановский, а рядом примостился я, как разработчик электропривода. Случайные свидетели этого события, находившиеся в коридоре, иронически улыбались, не воспринимая наш транспорт всерьёз.
В.Барановский. Свершилось! Выкатили мы в коридор свой первый электромобиль.
Кто-то сказал по-гагарински: "Поехали!".

Почти весь коридор удалось проехать вполне пристойно. Но, как только мы поравнялись со входом на склады (это почти в конце коридора), как электромобиль из-за сбоя в преобразователе вдруг резко "взбрыкнул", в мгновение ока увеличив скорость до максимальной.

И первая же колонна оказалась "моей"!

история электромобилей России


Меня сразу же бросило в холодный пот – могли ведь кого-то и задавить! Слава Богу, отделались небольшими повреждениями автомобиля да памятной "отметкой" на колонне. Забегая вперёд, скажу, что с этим опаснейшим недостатком "внезапного срыва в галоп" нам пришлось бороться ещё очень долго.

После того, как всё было доработано,
Поляков после испытания сказал: "Я ездил на электромобиле в Германии, но наш – лучше..."

В 1985 году была изготовлена партия электромобилей ВАЗ-2702 в количестве 10 штук и передана для эксплуатационных испытаний (перевозки почты) в ГорПТУС г. Тольятти.

Электромобиль ВАЗ-2702 особо малой грузоподъемности предназначен для частичной замены в городах автомобилей, выполняющих регулярные маршрутные мелкотоварные перевозки. Он может быть использован в сфере бытового обслуживания, в почтовых отделениях, больничных комплексах и курортных зонах, а также для перевозки различных грузов в торговле.
Общая масса электромобиля составляет 1144 кг (по проекту 1130 кг).

история электромобилей России


Максимальная скорость – 64,5 км/ч, грузоподъёмность – 400 кг. Своим удачным дизайном электромобиль обязан Г.Грабору.
В 1982 году был изготовлен первый опытный образец, а в 1983 году – второй, модернизированный. Кроме фургона на этом же шасси был изготовлен бортовой грузовик с тен­том. И фургон, и грузовик редназначались для разнообразного использования в народном хозяйстве.

Впоследствии лицензия на производство электрофургона ВАЗ-2702, которому к тому времени сменили индексацию на ВАЗ-2301, была продана одной из фирм г. Кемерова.

Чуть раньше, в 1979 году появилась идея создать открытый четырёхместный электромобиль для обслуживания курортов, выставок, парковых зон и т.п. Ю.Верещагиным был разработан оригинальный дизайн-проект электромобиля ВАЗ-1801 "Пони".


история электромобилей России


Этот электромобиль участвовал на многих автосалонах и как выставочный экспонат, и как средство обслуживания, всегда вызывая у публики живейший интерес и желание прокатиться. Всего было изготовлено только два образца.

Следующей нашей разработкой был бортовой грузовичок ВАЗ-2802-01 с одноместной кабиной.

история электромобилей России


В целом, если брать период с 1974 по 1986 гг., то кроме рассмотренных здесь электромобилей были изготовлены:

– два электромобиля на базе автороллеров с кузовами открытого типа (с чего, собственно, и началась история вазовских электромобилей);

– разработан и изготовлен образец легкового электромобиля с комбинированной энергоустановкой (ведущий конструктор В.Данильян);

– разработан и изготовлен образец легкового электромобиля с мотор-колёсным приводом.

На автосалоне "Автопром-84" были представлены электрофургоны: ВАЗ-2702, ВАЗ-2802-02 и ВАЗ-2801.

Обслуживали выставку два открытых электромобиля "Пони".

В 1986 году электромобили ВАЗ-2801 "Завтраки" и бортовой грузовик с тентом ВАЗ-2702 принимали участие во всесоюзной выставке "Научно-технический прогресс"...

история электромобилей России





Источник: http://blooming.ucoz.ru/publ/samodelki/ehlektromobil/istorija_sozdanija/7-1-0-86
Категория: Мои статьи | Добавил: amper (12.02.2012)
Просмотров: 2182 | Теги: россии, элетромобиль, История создания | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: