Первые в мире электромобили появились задолго до изобретения автомобилей с двигателем внутреннего сгорания (ДВС).
Экипажи на электрическом ходу были созданы ещё в 1837 году
американцами Девенпатором и Пейджем, а также шотландцем Робертом
Дэвидсоном. Конечно, оказались они достаточно громоздкими и
малоподвижными, но начало делу было положено.
В 1897 году на улицах Лондона появились и успешно работали
электромобили-такси, внешне почти не отличавшиеся от традиционных
английских кэбов.
В 1899 году появились первые русские электромобили, созданные инженером И.Романовым, а в 1901 году им же был построен первый в России 15-местный электроомнибус.
В период с 1900 по 1930 гг. было организовано серийное производство
электромобилей в Англии, Германии, США, Франции, Японии и других
странах. К примеру, в США в 1912 году было выпущено 6000 легковых и
4000 грузовых электромобилей.
В 1939 году количество электромобилей в
Германии составляло уже 9 тысяч, а к 1944 году достигло 20 тысяч
единиц. В Англии с 1930 по 1960 годы количество электромобилей возросло
до 20 тысяч единиц.
В эти годы и в нашей стране периодически проводились работы по созданию экспериментальных образцов электромобилей.
В 1935 году на базе автомобиля ГАЗ-А был построен первый советский электромобиль. В тот же период в лаборатории электрической тяги Московского энергетического института (МЭИ) под руководством профессора
В.Резенфорда и инженера Ю.Галкина был создан двухтонный электромобиль
на базе автомобиля ЗИС-5. Два года спустя на Ульяновском автозаводе
совместно с НАМИ был изготовлен образец электромобиля грузоподъёмностью 0,8 т на базе автомобиля УАЗ-450.
Тогда же был создан первый советский электробус на базе троллейбуса СВАРЗ вместимостью до 80 человек. Далее эстафету принял ВАЗ
Вначале 1974 года Минавтопром принял решение о создании на ВАЗе
подразделения по проектированию и изготовлению электромобилей и
автомобильной электроники. Но об этом лучше расскажут непосредственные участники событий.
Рассказывает В.Вершигора, конструктор, главный человек по разработке электромобилей на ВАЗе:
— Как-то в апреле 1974 года главный конструктор В.Соловьёв и я, его
заместитель, после утренней оперативки у генерального директора завода
В.Полякова остались в его кабинете. В то время в стране и в мире
как раз вовсю разворачивалась эпопея по электромобилям. Вот они вдвоём
и сумели уговорить меня заняться этой новой проблемой. Я поставил
условие, чтобы в этой структуре было и бюро по разработке автомобильной
электроники. Поляков, правда, несколько удивился (вроде бы не совсем по
профилю), но "добро" всё же дал.
Так я и стал вести это направление: "электромобили и автомобильная электроника".
...Ещё добавлю, что в октябре 1978 года мне (в составе довольно
представительной советской делегации) удалось побывать на 5-м
международном симпозиуме по электромобилям в г. Филадельфия, США. На нём было прочитано в общей сложности 63 доклада по различным направлениям, где мы узнали для себя много полезного.
В результате всего увиденного и услышанного пришли мы к выводу, что
конвертированные из автомобилей электромобили пригодны только для
исследовательских целей (максимум – для опытной эксплуатации).
Серийные же электромобили должны иметь специальную конструкцию.
Рассказывает А.Хайнов, конструктор:
— В марте 1974 г. я работал в УГЭ ВАЗа, в лаборатории автоматики.
Мы, три инженера ЛА, к этому времени как раз завершили работу по
модернизации электропривода болгарского погрузчика. Работа велась в течение
года в личное время и завершилась успешно – в опытную эксплуатацию в
прессовое производство был сдан полноценный ходовой образец.
Приближался новый 1975 год. Как было принято в те времена, все
значительные вехи в работе привязывались или к партийным праздникам,
или хотя бы к какой-нибудь круглой дате. Вот и мы решили, что к Новому
году наш первенец непременно должен поехать!
Всё было в первый раз и, естественно, ни один узел электропривода не
был отработан. Первый выезд из бокса был осуществлён в декабре 1974
года (буквально в канун Нового года). За рулём сидел Барановский, а
рядом примостился я, как разработчик электропривода. Случайные
свидетели этого события, находившиеся в коридоре, иронически улыбались,
не воспринимая наш транспорт всерьёз. В.Барановский. Свершилось! Выкатили мы в коридор свой первый электромобиль. Кто-то сказал по-гагарински: "Поехали!".
Почти весь коридор удалось проехать вполне пристойно. Но, как только
мы поравнялись со входом на склады (это почти в конце коридора), как
электромобиль из-за сбоя в преобразователе вдруг резко "взбрыкнул", в
мгновение ока увеличив скорость до максимальной.
И первая же колонна оказалась "моей"!
Меня сразу же бросило в холодный пот – могли ведь кого-то и
задавить! Слава Богу, отделались небольшими повреждениями автомобиля да
памятной "отметкой" на колонне. Забегая вперёд, скажу, что с этим
опаснейшим недостатком "внезапного срыва в галоп" нам пришлось бороться
ещё очень долго.
После того, как всё было доработано, Поляков после испытания сказал: "Я ездил на электромобиле в Германии, но наш – лучше..."
В 1985 году была изготовлена партия электромобилей ВАЗ-2702 в
количестве 10 штук и передана для эксплуатационных испытаний (перевозки
почты) в ГорПТУС г. Тольятти.
Электромобиль ВАЗ-2702
особо малой грузоподъемности предназначен для частичной замены в
городах автомобилей, выполняющих регулярные маршрутные мелкотоварные
перевозки. Он может быть использован в сфере бытового обслуживания, в
почтовых отделениях, больничных комплексах и курортных зонах, а также
для перевозки различных грузов в торговле. Общая масса электромобиля составляет 1144 кг (по проекту 1130 кг).
Максимальная скорость – 64,5 км/ч, грузоподъёмность – 400 кг. Своим удачным дизайном электромобиль обязан Г.Грабору. В
1982 году был изготовлен первый опытный образец, а в 1983 году –
второй, модернизированный. Кроме фургона на этом же шасси был
изготовлен бортовой грузовик с тентом. И фургон, и грузовик
редназначались для разнообразного использования в народном хозяйстве.
Впоследствии лицензия на производство электрофургона ВАЗ-2702,
которому к тому времени сменили индексацию на ВАЗ-2301, была продана
одной из фирм г. Кемерова.
Чуть раньше, в 1979 году появилась идея создать открытый
четырёхместный электромобиль для обслуживания курортов, выставок,
парковых зон и т.п. Ю.Верещагиным был разработан оригинальный дизайн-проект электромобиля ВАЗ-1801 "Пони".
Этот электромобиль участвовал на многих автосалонах и как
выставочный экспонат, и как средство обслуживания, всегда вызывая у
публики живейший интерес и желание прокатиться. Всего было изготовлено
только два образца.
Следующей нашей разработкой был бортовой грузовичок ВАЗ-2802-01 с одноместной кабиной.
В целом, если брать период с 1974 по 1986 гг., то кроме рассмотренных здесь электромобилей были изготовлены:
– два электромобиля на базе автороллеров с кузовами открытого типа
(с чего, собственно, и началась история вазовских электромобилей);
– разработан и изготовлен образец легкового электромобиля с комбинированной энергоустановкой (ведущий конструктор В.Данильян);
– разработан и изготовлен образец легкового электромобиля с мотор-колёсным приводом.
На автосалоне "Автопром-84" были представлены электрофургоны: ВАЗ-2702, ВАЗ-2802-02 и ВАЗ-2801.
Обслуживали выставку два открытых электромобиля "Пони".
В 1986 году электромобили ВАЗ-2801 "Завтраки" и бортовой грузовик с
тентом ВАЗ-2702 принимали участие во всесоюзной выставке
"Научно-технический прогресс"...
Источник: http://blooming.ucoz.ru/publ/samodelki/ehlektromobil/istorija_sozdanija/7-1-0-86 |