Как ни странно, велосипедный спорт восстановился
сравнительно быстро - ещё не закончилась даже гражданская война. 14 июля
1918 года самая мощная и самая демократичная в дореволюционной России
велосипедная корпорация, благополучно пережившая Октябрьский переворот -
Московский кружок конькобежцев и велосипедистов-любителей (МККиВЛ) -
при поддержке штаба Московского Военного Округа организовала
148-вёрстные велосипедно-моторные гонки по маршруту Москва-Клин-Москва.
Активность московских велосипедистов была отмечена на страницах журнала
"Спорт". Летом того же года на Московском ипподроме было разыграно
Первенство Центральной России. В состязаниях тогда приняли участие свыше
100 велосипедистов.
Спортивный велосипедный костюм раннего
советского периода продолжал линию дореволюционного развития. А вот
повседневный велокостюм как таковой - "приказал долго жить". Ездили кто в
чём - в косоворотках и кацавейках, валенках с галошами и хромовых
сапогах, кепках и ушанках - словом, общий упадок культуры на территории
бывшей Российской Империи коснулся и велосипедного дела. Велосипед
использовался для насквозь утилитарных целей - военных, торговых и проч.
и проч.
В двадцатые годы в Советской России
велосипедный спорт переживал необычайный подъём. Впрочем, и другие виды
спорта были в фаворе - вожди покровительствовали, готовя призывников в
"непобедимую и легендарную" Красную Армию, планируя импорт революции
везде и всюду. Как пелось в не самой плохой песне: "Даёшь Варшаву, даёшь
Берлин!" Впрочем, я несколько отвлёкся...
Одежда для различных видов спорта в
двадцатых-тридцатых годах в СССР во многом унифицировалась. Трусы почти
до колен, майки, парусиновые туфли, которые натирали мелом для придания
им "сногсшибательной белизны". Увидев на старой фотографии человека в
подобном костюме, не сразу и сообразишь, кто это: то ли один из
советских физкультурников, находящихся, как известно, под
покровительством самого "вождя и учителя", то ли бегун, то ли
велосипедист? Всё же велосипедный костюм имел некоторые отличия: майка
снабжалась карманами на спине для хранения всякой необходимой в поездке
мелочи - аптечки для шин, ключей, фляги и т. п.; застегивалась майка
пуговицами на ...плече. Велотуфли имели жесткую кожаную подошву.
Перчатки с обрезанными пальцами и вентиляционными отверстиями стали
неотъемлемой принадлежностью велосипедного костюма в те же 30-е годы.
Частые травмы во время велосипедных гонок
заставили спортсменов подумать о собственной безопасности. Поскольку
наиболее травмоопасным местом велосипедиста была голова, то защитить её
следовало в первую очередь. В конце 1920-х годов на гонках в европейских
странах появились первые велосипедные шлемы. До СССР нововведение
"докатилось", как и следовало ожидать, почти десятилетием позднее.
Велосипедный шлем тогда напоминал "корзинку", состоящую из тонких полос
из губчатой резины, обшитой кожей. Выглядело не ахти как серьёзно, но от
травм вполне защищало. Наколенники и налокотники появились почти в то
же время, но повсеместного распространения не получили, оставаясь
экзотикой. В основном, их использовали гонщики-шоссейники во время
тренировок на пересечённой местности.
В качестве завершающего штриха позволю себе
сделать некое обобщающее резюме: велосипедный костюм, с момента своего
зарождения и до нашего времени, повторил и отразил историю появления и
развития велосипеда. Возникнув практически в одно время с ним,
велокостюм пережил бурную эпоху поиска форм и материалов. По мере
накопления опыта, на фоне интенсивного изменения и усовершенствования
велосипеда, зарождения велосипедного спорта и общественного признания
нового транспортного средства, велосипедная одежда разделилась на
спортивную и, так сказать, утилитарную. В 90-х годах XIX века, когда
сформировалась веломашина практически в нынешнем виде, велосипедный
костюм также устоялся в основных моментах. Прочие изменения зависели уже
от моды, социальной оценки, технического прогресса и других факторов...