С появлением первых велосипедов, скорость которых
перевалила рубеж 25 км в час, перед велосипедистами остро встал вопрос
специальной одежды для велосипедных прогулок, а с зарождением
велосипедного спорта проблема усугубилась многократно.
Первые велосипедисты, пугавшие гуляющую
публику в парках Версаля или Вены, были одеты в повседневную одежду того
времени, естественно, сообразно моде и своему социальному положению.
Впрочем, социальное положение первых велосипедистов было одинаково -
велосипед в те годы был уделом эксцентричных аристократов - до
"продвинутых" буржуа это техническое чудо дошло значительно позднее. О
"рабочих и колхозниках" и говорить даже не приходится - при стоимости
машины в 300 рублей доступна она им не была совершенно. (Для сравнения:
хороший дом на селе стоил в России последней трети XIX века около 25
рублей.) Да и менталитет не тот - одно дело пресыщенный всеми мыслимыми
развлечениями аристократ, не представляющий, чем бы потешить душеньку, и
совсем другое - пусть и богатый, но занятый с утра до ночи торговец или
зажиточный крестьянин - им такое и в голову бы не пришло.
С увеличением скорости, достигаемой
велосипедистом, неудобство тяжёлых суконных сюртуков, шляп-котелков,
брюк со штрипками и туфель стало очевидным. Рождение специализированных
костюмов, а затем и мод "для господ велосипедистов" произошло в
"просвещённых Европах" ещё в начале 1880-х годов, а на наших скудных
отечественных почвах первые чахлые ростки этого дела появились лишь в
середине того же десятилетия.
С образованием в 1883-1884 годах в обеих российских
столицах первых обществ любителей велосипедной езды число адептов
нового средства передвижения стало стремительно расти. Как известно -
спрос порождает предложение, и работа портных, освоивших шитьё костюмов
для велосипедистов, стала пользоваться успехом. В информационном листке
для членов Московского общества Beлосипедистов-Любителей, вышедшем в
начале 1885 года, то есть на второй год существования корпорации, гг.
спортсменам рекомендовалось обращаться к "опытному портному, г-ну
Арльту", услугами которого уже воспользовались многие члены общества.
Фасоны брались из иностранных велосипедных журналов, кои в достаточном
количестве выписывались правлением М.О.В.Л.
Как представляли себе удобный и практичный костюм
для велосипедной езды сами российские велосипедисты? Осмелюсь привести
обширные цитаты из одной из первых отечественных книг о велосипеде и
велосипедной езде, вышедшей в Москве в 1892 году. Ее автор, Юлий
Иванович Блок - один из первых московских велосипедистов, учредитель
М.О.В.Л., человек весьма в те годы авторитетный.
"...Имеется возможность рекомендовать
вполне рациональную одежду, благодаря опыту тысяч велосипедистов,
которые исследовали этот вопрос за последние 10 лет. Удовольствие и
полезное влияние на здоровье вполне достигаются велосипедной ездой
только при рациональном и подходящем костюме. Велосипедная езда
обыкновенно сопровождается обильным выделением испарины. На основании
этого необходимо, при выборе костюма для езды, соображаться с
требованиями гигиены, что имеет весьма важное значение. Главная задача
одежды состоит в том, что она должна защищать от простуды, т. е.
предохранять тело от быстрого охлаждения, не затрудняя при этом движения
членов. Материал, из которого делается велосипедный костюм, должен
легко впитывать испарину и влагу, а также легко высыхать под влиянием
воздуха, причём костюм должен быть практичен и удобен. Ввиду этих
требований, вся одежда, верхняя и нижняя, должна быть обязательно из
чистой шерсти или фланели без всяких примесей. Опыт указал на
необходимость совершенного устранения из велосипедного костюма бумаги
(хлопчато-бумажной ткани (A.M.) или полотна, так как эти материи во
влажном состоянии, происходящем от испарины или дождя, сообщают телу
чувствительный холод. Ездоку, одетому с головы до ног в костюм из чистой
шерсти или фланели, бояться нечего. Если даже дождь его промочит
насквозь, хотя бы несколько раз в продолжении одной и той же экскурсии,
он вне опасности..."
Это касается материалов, что же до фасонов,
то костюм велосипедиста "образца 1890-х годов" состоял из кепи или
шляпы, короткой куртки или пиджака тёмного оттенка, с карманами,
снабжёнными пуговицами, коротких (чуть ниже колен) свободных брюк, чулок
и низких башмаков на шнуровке. Следует учесть, что описанный наряд
относится к "усреднённому" велосипедисту; спортсмены использовали более
облегчённый вариант костюма.
Много информации касаемо велосипедной
одежды печаталось в русских велосипедных журналах, первый из которых
стал выходить в свет в 1892 году. Он назывался "Велосипедист" и
издавался в Москве. В конце того же года в Петербурге начался выпуск
журнала "Велосипед", так что "господа велосипедисты" обеих столиц
перестали испытывать информационный голод.
Помимо советов по материалам и фасонам
велоодежды читатели находили в разделе объявлений рекламу портных,
имевших опыт в её изготовлении, а с середины 1890-х годов и рекламу
специализированных магазинов готового спортивного платья. Так, в Москве в
среде велосипедистов считалось модным одеваться "у Жака", магазин
которого находился на Петровке. В отличие от других торговцев готовой
одеждой, месье Жак начал своё дело именно как портной, изготавливавший
платье для велосипедистов, и лишь в конце 1890-х годов, расширив
предприятие, стал заниматься одеждой для занятий и другими видами
спорта. Прочие же, начиная с обычного платья, велосипедной темой стали
заниматься на волне "велосипедного бума", поразившего Россию в середине
1890-х годов, (кстати, несколько запоздало, по сравнению с иными
странами). В Северной Пальмире велосипедисты отоваривались в заведении
"Ю. Готлиб" на углу Невского и Владимирской или в "Голландском магазине
белья" на Владимирской, против Стремянной. С нарастанием популярности
велосипеда количество заведений, где можно было одеться с головы до ног
по последней европейской моде, многократно возросло.