Если с велосипедной одеждой для мужчин дело обстояло
более-менее спокойно, то по поводу женской велоодежды в патриархальной
России бушевали прямо-таки общественные бури. В полемику о приличиях,
пользе и вреде так называемого "женского рационального костюма"
оказались втянуты решительно все периодические издания; этот вопрос
поднимался и на заседаниях правлений велосипедных обществ, и в
"присутствии градоначальства". Так о чём же ломали копья столь маститые
учреждения? Дело в том, что в городах России дамская езда на велосипеде
была официально запрещена вплоть до конца 90-х годов XIX века. Одним из
доводов противников разрешения велосипедной езды для дам в городской
черте как раз и был "рациональный костюм", якобы нарушающий
общественные приличия. Проблема пресловутого женского равноправия, т.
е. эмансипации, незаметно получила "тряпочный оттенок". Тот самый
"дамский рациональный костюм", повсеместно распространённый и никого
давно не удивлявший в Европе и Америке уже к концу 1880-х годов, в
России и десятилетием позднее вызывал нападки обывателей, считался
чудовищно неприличным и безвкусным. Женщина, выехавшая на велосипедную
прогулку, пусть и в сопровождении мужчины, рисковала услышать от
населения массу нелицеприятных эпитетов в свой адрес.
Что уж говорить, если сельские жители не самой
отдалённой местности Российской Империи в середине 90-х годов принимали
велосипедистов за нечистую силу и где разбегались в ужасе, а где и
преследовали "чертей на колесе" с поленом в руках.
Так, вернёмся всё же к вопросу о
"рациональном костюме" - что он из себя представлял? Передаю слово
журналу "Велосипед", N 106 за февраль 1894 года: "...Преобладающий тип
костюма изображён на картинке: это - кофточка с отворотами, надетая на
цветную рубашку с галстуком, и широкие шаровары, которые с первого
взгляда можно принять и за короткую юбку. Затем, цветные чулки и лёгкие
башмаки. Шляпки самых разнообразных фасонов. Относительно шаровар вкусы и
мнения разделились. Одни называют подобный костюм чистейшим неприличием
и безвкусием; другие, напротив, находят, что подражание в костюме дамам
мусульманского Востока очень оригинально и красиво. Что одержит верх -
юбка или шаровары - теперь предсказать ещё трудно..." Обратите внимание
на слова "короткая юбка" и сравните с приведённым рисунком! Впору
воскликнуть: "О, времена, о, нравы!"
Острая полемика на страницах газет и журналов
сменилась затишьем уже в первых годах XX века. Никого уже не удивляли
велосипедисты-гонщики в трико да и женщины-велосипедистки в костюмах,
которые ещё несколько лет назад вполне лояльные наблюдатели
безапеляционно назвали бы мужскими и женщинам не положенными, стали не
редкостью.
Начиная с 1904 года, велосипедное дело в
России пришло в упадок. Деятельность велокорпораций практически угасла,
почти все общества в обеих столицах лишились своих треков, содержать
которые не позволяли ограниченные средства. Гонки уже не собирали такого
количества публики, как прежде. Профессиональный велоспорт умирал...
Профессиональные велогонщики (кто выступал за деньги или находился на
жаловании у велосипедных фирм) прекратили выступления или
переквалифицировались в любителей, так как велогонки потеряли былую
популярность и их перестали финансировать.
Этот факт самым кардинальным образом
повлиял на финансовое состояние велоклубов. Кассы их опустели, дефицит
средств заставил отказаться от арендованных помещений и кое-какого
имущества. Количество членов обществ год от года уменьшалось. Многие
велосипедисты увлеклись новыми средствами передвижения - автомобилем и
мотоциклом. На рубеже 1910-1911 годов упадок велосипедного дела в России
сменился новым подъёмом. В 1912 году в Москве был создан МККиВЛ -
Московский кружок конькобежцев и велосипедистов-любителей. Этой
организации было суждено стать основной направляющей и руководящей силой
велосипедного (а также мотоциклетного и конькобежного) спорта в России
1910-1920-х годов. На арену велоспорта под флагом МККиВЛ вышли -
будущие чемпионы России: Степанов-Калашников, Борисов, Кремлев-Толокнов и
другие. Правление МККиВЛ взяло на себя формирование Всероссийского
общества велосипедистов, окончательному утверждению которого помешала
начавшаяся мировая война.
Велосипедный костюм предреволюционного периода
характеризовался окончательным разделением велосипедной моды на
спортивную и, так сказать, общую. Спортсмены использовали одежду,
максимально удобную для этого вида деятельности - майки, тонкие
шерстяные свитера, короткие велотрусы, весьма похожие на современные,
штаны-бриджи до колен, гетры, жёсткие кожаные велосипедные туфли. Второй
ясно видимой особенностью было появление стиля "унисекс", особенно это
касалось одежды для гонок. В России второго десятилетия XX века
женщин-велогонщиц было немного. Ореол некой скандальности, присущий
женскому спорту десятилетием ранее, сошёл на нет, что лишило его
известной доли притягательности для представительниц прекрасного пола.
Так что дам, царивших на велодорожках в последние годы перед Великой
войной, привлекал спорт "как он есть". Требования к дамскому костюму
были такие же, как и к мужскому: удобство и практичность.
Одежда для велосипедистов-туристов и
простых поклонников "стального коня" вполне устоялась ещё в последние
годы века девятнадцатого, с тех пор изменяясь мало, в основном согласно
велениям моды.
Потрясения мировой войны и Всероссийской Смуты на длительный срок затормозили велосипедную жизнь в стране.