НИЦЦА, НАЧАЛО ПРОШЛОГО ВЕКА. ПРИЕМ ПО СЛУЧАЮ ПОБЕДЫ В ГОНКАХ НОВОГО АВТОМОБИЛЯ ДАЙМЛЕРА. ОБРАЩАЯСЬ К ОТЦУ, СЫН ПОЛЬ ЗАДАЕТ ВОПРОС: "А КАК НАЗЫВАЕТСЯ ЭТА МАШИНА?" ОДНОВРЕМЕННО С НИМ АВСТРИЙСКИЙ БАНКИР ЭМИЛЬ ЕЛИНЕК ОБРАЩАЕТСЯ К СВОЕЙ ПЛЕМЯННИЦЕ ПО ИМЕНИ МЕРСЕДЕС. ГОСТИ ПРИНИМАЮТ ЭТО ОБРАЩЕНИЕ ЗА НАЗВАНИЕ МАРКИ АВТОМОБИЛЯ.
АЛЕКСАНДР ЯГОДКИН
Так гласит легенда. В жизни все обстояло проще. Эмиль Елинек одновременно был финансистом и дипломатом. А еще он был одним из дилеров компании Daimler и вкладывал немалые деньги в фирменную гоночную команду. И он решил, используя свои деньги, присвоить автомобилю-победителю имя своей маленькой племянницы. Так в истории мирового автомобилестроения появляется первая и самая популярная марка автомобиля - производная от женского имени. Испанское имя Мерседес становится едва ли не самым знаменитым в мире. Впервые официально марка Mercedes упоминается в документах Французского автоклуба в 1901 г., подписанных секретарем клуба Полем Мей-аном. Именно с этой даты берет свое начало эра Mercedes, продолжающаяся в наши дни. Интересно, думал ли дядя Эмиль, что ставит своей племяннице памятник на многие годы?..
В разных странах и в разные годы появлялось немало автомобилей с женскими именами. Это были и официальные марки, и шутливые прозвища, данные острословами. Многие из них канули в Лету, некоторые заняли места в самых престижных музеях, немало таких машин и поныне колесит по свету.
Появление в 1908 г. неказистого с виду, примитивного до предела автомобиля Ford T не предвещало поначалу никаких мировых потрясений. Но уже через пару лет этот чихающий экипаж с карбидными фонарями, способный въехать в крутую горку только задним ходом, перевозил пассажиров и почту, хлопок и пиво. Были даже мобильные, как мы сейчас говорим, церкви на шасси Ford Т. "Фордовки" получали шутливые прозвища по имени подруг их обладателей. По дорогам Америки колесили "Прыгающие Бетти", "Елены Прекрасные". Но самым популярным прозвищем, под которым творение Генри Форда вошло в историю, стала Tin Lizzy -"Жестянка Лиззи". Так звали героиню многих анекдотов и забавных историй из жизни провинциальной дурнушки, захотевшей покорить мир. И ведь мир действительно был покорен этим автомобилем с женским именем - за 19 лет выпуска его растиражировали более чем в 15 миллионах экземпляров. Вот тебе и сельская дурнушка!
Но автомобили получали имена не только героинь народных баек и комиксов. Созданная в 1904 г. в бельгийском городе Антверпен компания взяла себе имя не простой женщины, а богини, да не какой-нибудь там Флоры или Артемиды, а богини мудрости Минервы. Ее портрет стал фирменным знаком компании, поставившей целью выпускать одни из самых комфортабельных и престижных автомобилей начала XX века. И автомобили у нее, надо отметить, получались первоклассными. К примеру, пятиместный красавец фаэтон AKS, выпущенный в 1928 г., шестилитровый двигатель мощностью 150 л.с. разгонял до скорости 150 км/ч! По тем временам такими результатами могла похвастать далеко не каждая фирма. Недаром же бельгийские "богини" были признаны самыми комфортабельными зарубежными автомобилями на родине "Лиззи" - в Америке.
Минерва - не единственная богиня, давшая свое имя автомобилю. Мифическая покровительница охоты Диана воплотилась в машинах сразу двух фирм. Впервые она предстала в облике спортивного купе туринской компании SIATA (Societa Italiana Applicazioni Trasformazioni" Automobilistiche). В 1950 г. любители спортивных машин впервые увидели небольшую динамичную модель Diana Grand Sport. Несмотря на скромные размеры и небольшой двигатель (объем 1,4 л, мощность 44 л.с), она могла свободно разгоняться до 140 км/ч. Плавные стремительные обводы и в самом деле выдавали скрытый в ней характер охотницы, готовой ринуться вперед.
Следующее рождение автомобильной Дианы пришлось на вторую половину шестидесятых годов, когда французская компания Citroen решила сменить имидж своего нестареющего, культового "Утенка" - 2 CV. Прослуживший верой и правдой почти 20 лет кузов с мягкой крышей и легендарными складными окнами уступил место солидному закрытому пятидверному кузову. "Очкастые" круглые фары трансформировались в изящные прямоугольники. Создатели автомобильчика полагали, что наибольшим спросом он будет пользоваться у автомобилисток, отсюда и женское имя. Его и в самом деле быстро облюбовали студентки и секретарши, начинающие модельеры и журналистки. Видимо, они чувствовали себя настоящими Дианами в погоне за успехом, карьерой, процветанием.
Однако вернемся в тридцатые годы и попробуем оказаться на знаменитой набережной Железной реки в Карловых Варах. Присмотримся к двухместному родстеру, припаркованному у Галереи. Стремительные формы, великолепная отделка салона, безукоризненная двухцветная покраска кузова. Да, в те годы чешские автомобили пользовались большой популярностью в Европе, особенно если их делали в кузовном ателье самого Содомки. Его стилем были элегантность и роскошь. Впрочем, разве мог не быть элегантным автомобиль, если он назывался Praga Lady!.. Дорогая и изящная игрушка занимала место в гаражах многих героинь светской, а иногда и скандальной хроники.
В истории чехословацкой автомобильной промышленности был еще один "женский" автомобиль. Его настоящее имя звучало обыденно и скучно: Skoda 1101. За несколько десятков лет выпуска эта простенькая и непритязательная машинка стала полноправным членом многих семей, за что в конце пятидесятых годов она получила прозвище "Лидушка", близкое по смыслу к нашей доморощенной "Ладушке".
Кстати, о "Ладе". Ведь это тоже женское, причем исконно русское имя. Это "Елены" и "Лиззи" могли родиться в какой угодно стране, но "Лада" могла появиться только у нас. Тем более если вспомнить историю появления на свет этого названия автомобиля ВАЗ-2101. Первое появление этих машин в Европе под именем "Жигули" едва не привело к краху всю экспортную политику АвтоВАЗа. Никто не захотел покупать автомобиль, чье имя было так созвучно со словом "жиголо", согласитесь, весьма специфическим. Надо было что-то срочно придумывать. И, как всегда водилось на Руси, на выручку пришла та, которая "коня на скаку остановит". Так в сотнях городов и городков на всех континентах прописались наши ВАЗы с именем тихой и по-васнецовски красивой сказочной Лады.
Если присуждать пальму первенства по упоминанию имен представительниц прекрасного пола в автомобильных марках, то она по праву должна принадлежать итальянцам. Нация постоянно влюбленных, горячих и не знающих меры далеко обошла остальной автомобильный мир. Посудите сами: только у Alfa-Romeo две сестры - Джульетта (Giuletta) и Джулия (Giulia). Старшая сестра появилась на свет еще в пятидесятых годах прошлого века и простояла на конвейере более 10 лет. Младшая производилась почти 15 лет (1962-1977 гг.). Обе модели выпускались в нескольких версиях, в том числе спортивных купе, родстерах и кабриолетах работы известнейших итальянских кузовщиков - Бертоне, Пиннинфарина. А почти за 75 лет до появления киносериала об Эммануэль в Турине уже работала автомобилестроительная компания ее имени. Просуществовала она всего 6 лет и выпустила одну-единственную модель автомобиля, сконструированного основателем фирмы сеньором Росселли. Если добавить уже известную нам туринскую Диану, получатся четыре "женские" модели.
Но, пожалуй, самое экзотическое имя получило роскошное спортивное купе немецкой компании Borgward. Основатель фирмы и ее ведущий конструктор Карл Боргвард выпустил в свет немало спортивных машин, в том числе и призеров крупных международных гонок, таких, например, как Mille Migle. На базе такого вот болида 1954 г. он создал двухместную машину из разряда "парадных лошадок". Машинка получилась изящная, не слишком крутая, но достаточно динамичная (более 145 км/ч) при небольшом и очень экономичном двигателе (объем 1,5 л, мощность 75 л.с). История, увы, не сохранила, как сейчас говорят, алгоритм принятия решения, но свою красавицу он нарек "Изабелла". Да еще и разработал для нее специальную гамму эмалей и окраски кожаной обивки салона. Машина продержалась на конвейере 7 лет, а с 1959 г. компанию ей составила миниатюрная "Арабелла" с двигателем объемом меньше 900 куб. см и мощностью всего 34 л.с.
Свою лепту в увековечивание имен дорогих и близких внесли и дети туманного Альбиона. В середине пятидесятых годов компания Wolseley-Hornet открыла филиал по выпуску спортивных автомобилей и назвала его "Жинетта" (Ginetta). Вот уже 45 лет под этой маркой выпускаются отличные машины -динамичные, с оригинальным дизайном и интересными конструкторскими решениями. По существу, каждая серия автомобилей (всего их выпущено 21) строится на различных двигателях производства ведущих фирм, а кузова подгонялись под них на небольшом заводе. Заказов у компании хватает, и машины уходят, как горячие пирожки.
Мы начинали наш рассказ о "женских" автомобильных марках с имени, обладательница которого доподлинно известна. И закончить его мы хотим еще одним примером, когда музой конструктора была реально существующая женщина. Полтора десятка лет назад известный чешский дизайнер Павел Гушек спроектировал небольшой автомобиль, который по его замыслу должен был стать предтечей "Шкоды Фаворита". Павел в те годы жил и работал в Швейцарии и всерьез готовился к возвращению в Чехию. Вернуться он рассчитывал с готовым проектом. Самым активным помощником была его жена Мария. Ее именем Павел и назвал свой концепт-кар. "Марушка" должна была стать такой же массовой машиной, как "Лидушка". Однако судьба распорядилась проектом Павла по-своему. "Фаворит" до мелочей повторял идеи Павла и вскоре стал действительно массовым автомобилем, а "Марушка" заняла свое место в огромном архиве семьи Гушеков в пражском районе Дейвица.
В таком обилии "женских" автомобильных марок и имен ничего удивительного нет. Ведь рождение нового автомобиля невозможно без посещения музы. А она-то тоже женщина!