Категории раздела
Наш опрос
какой по вашему мнению была лучшая марка советского ретро автомобиля
Всего ответов: 1385
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

КИЕВСКИЙ МОТОЦИКЛЕТНЫЙ ЗАВОД: ОТ ТАНКОВ К МОТОЦИКЛАМ


КИЕВСКИЙ МОТОЦИКЛЕТНЫЙ ЗАВОД:
ОТ ТАНКОВ К МОТОЦИКЛАМ


(автор статьи - Мамчиц Олег)

Могучее государство, Союз Советских Социалистических Республик, 69 лет растило свой народ патриотов и наращивало производственные мощности. Построенные той системой заводы и фабрики были наделены незаурядным потенциалом. Однако сама система остро нуждалась в "апгрейде". В один момент она рухнула, а то, что осталось после нее, стало частью нашей, украинской, истории.


В середине – конце 1920-х гг. на этапе своего становления автомобильное и мотоциклетное производство СССР во многом ориентировалось на зарубежные образцы. Если прототипом для первого советского легкового автомобиля НАМИ-1 (1927-1930 гг.) послужила чешская Тatra-12, а первый советский грузовик АМО-Ф15 (1924-1931гг.) был создан на основе итальянского Fiat-15-ter, то при освоении производства мотоциклов (да и на более поздних этапах) советские конструкторы брали за основу продукцию немецких мотозаводов.

Старейшиной рода советских мотоциклетных заводов считается Ижевский завод. Его первые опытные образцы – Иж-1–Иж-5 - появились в 1928 г. после поездки главного инженера завода П.В. Можарова в Германию, где он имел возможность ознакомиться с немецкими мотоциклами. Ленинградский завод "Промет" в 1930 г. выпустил мотоцикл Л-300, который был создан по образцу немецкого DKW Luxus-300.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
К1 "Киевлянин"

Машина марки М-72, с 1940 г. выпускавшаяся на Подольском мотоциклетном заводе (позднее – в Харькове, Москве, Ирбите, Ленинграде, Тюмени, Горьком, а после войны и в Киеве), была практически копией широко используемого в немецкой армии BMW R71, адаптированной под советские ГОСТы и условия производства. Для создания рабочих чертежей М-72 в Германии было закуплено пять мотоциклов BMW R71 вместе с копиями чертежей.

Первая модель мотовелосипеда К1Б "Киевлянин" Киевского мотоциклетного завода также была спроектирована по немецкому образцу. На этот раз прототипом послужил Wanderer-98. Документация на этот мотоцикл, а заодно и оборудование этого завода было привезено в СССР после войны в качестве возмещения немецкой стороной материального ущерба (репараций). Это был не первый случай, когда Wanderer становился "донором" нового мотоциклетного завода: первые мотоциклы JAWA также были собраны на оборудовании Wanderer. В 1929 г. его закупил основатель компании JAWA Франтишек Янечек, поскольку руководство Wanderer собиралось переориентироваться на производство автомобилей.

НА НОВОМ ЭТАПЕ ЖИЗНИ СТРАНЫ СОВЕТОВ

Киевский завод как мотоциклетный начал функционировать уже после Великой Отечественной войны. До и во время войны, начиная с 1932 г., завод занимался ремонтом автомобильной и бронированной техники РККА. С началом войны автобронетанковые мастерские Киевского военного округа преобразовали в 8-й бронетанковый ремонтный завод. В 1945 г. по приказу Народного Комиссара среднего машиностроения СССР на предприятии, переименованном в Киевский мотоциклетный завод (КМЗ), начали производить мотоциклы. В 1946 г. были выпущены первые партии "Киевлянина".

В 1949 г. прекратил свое существование Горьковский мотозавод, производивший мотоциклы М-72, поэтому с 1951 г. М-72, кроме Ирбитского завода, стали собирать еще и на Киевском. Во время Великой Отечественной этот тяжелый мотоцикл состоял на вооружении в Красной армии. После войны его продолжали поставлять в армию, но все чаще он стал появляться и в гражданских магазинах. М-72 производили как с коляской, так и в одиночном варианте. На нем устанавливали 4-тактный двухцилиндровый нижнеклапанный оппозитный двигатель объемом 746 см3, мощностью 22 л.с. при 4600 об/мин (27 л.с. при 5000 об/мин у модификации М-72К). Рабочая смесь в цилиндры поступала через два карбюратора. На 100 км мотоцикл расходовал 7 л низкооктанового бензина. При массе 335 кг мотоцикл мог выдерживать нагрузку в 300 кг. Скорость мотоцикла составляла 85-105 км/ч. В Киеве выпускали М-72 и его модификацию М-72Н.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
К-750

На модели К-750, выпуск которого Киевский мотозавод начал в 1958 г., была повышена комфортность за счет установки задней маятниковой подвески с гидравлическими амортизаторами на самом мотоцикле и гидравлических амортизаторов коляски. Мощность двигателя повысилась на 4 л.с., была увеличена степень сжатия. На поршни стали устанавливать по два маслосъемных кольца. Было улучшено охлаждение двигателя за счет более совершенной формы охлаждающих ребер и появления добавочных ребер на картере. Эту модель выпускали до 1976 г. Двигатель К-750 до сих пор считается одним из самых надежных и неприхотливых среди отечественных оппозитников. Кроме того, на заводе выпускали военную версию К-750 повышенной проходимости - МВ-750М, имевшую привод на заднее колесо и колесо коляски. Модифицированные модели К-750 нередко участвовали в спортивных соревнованиях по мотокроссу и кольцевых гонках.

РОЖДЕНИЕ "ДНЕПРА"

В 1967 г., к 50-летию Октябрьской революции, появилась модель К-650 – "Днепр". Мотоцикл был оснащен двигателем объемом 649 см3 мощностью 32 л.с. (на 10 л.с. больше, чем у К-750). В этой конструкции была улучшена система очистки масла, увеличена максимальная скорость, клапаны получили верхнее расположение. Благодаря биметаллическим цилиндрам (вместо чугунных) уменьшилась температурная напряженность двигателя, что позволило существенно увеличить срок его эксплуатации. На базе К-650 была создана модификация повышенной проходимости МВ-650, которая поставлялась в армию.

К-650 производили с двигателем МТ-8. На модель "Днепр" МТ-9, выпущенную в 1971 г., устанавливали двигатель МТ-9, который был модернизированным МТ-8. Их отличие состояло в том, что МТ-9 был оснащен автоматической регулировкой опережения зажигания, а МТ-8 - ручной. Оба двигателя выпускали с 6-вольтовой системой зажигания. Первый выпущенный мотоцикл модели "Днепр" МТ-9 стал полумиллионным "детищем" КМЗ.

Через три года, в 1974 г., на модели "Днепр" МТ-10 появился двигатель с 12-вольтовой электрической системой. Это новшество позволило установить более мощный генератор и фару типа "европейский луч". Изменения коснулись и подвески: были установлены более долговечные и надежные амортизаторы. Слегка был изменен внешний вид бака, а также появилось более удобное сдвоенное сиденье.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
К1Б "Киевлянин"

Мощность двигателей МТ-9 и МТ-10 составляла 32 л.с. На двигателе МТ-10-36 ее повысили до 36 л.с. Это стало возможным благодаря увеличению диаметра впускного клапана, установке распредвала с измененной формой кулачков, а также повышению степени сжатия. Днепр МТ-10-36 выпускали с 1977 по 1984 гг. Также был разработан двигатель МТ-10-32, обладавший улучшенными тягово-динамическими характеристиками и подходящий для эксплуатации на плохих дорогах и пересеченной местности.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
КМЗ 156-100 "Днепр 11М"

Модель 1977 г. "Днепр" МТ-12, по сути, была гражданской версией МВ-750М с усовершенствованной ходовой частью. МТ-12 был оснащен приводом на два колеса. Двигатель был тот же, что и на МВ-750М, – с чугунными цилиндрами и нижним расположением клапанов. Возможно, о старой конструкции двигателя вспомнили благодаря ее хорошей приспособляемости к изменениям нагрузки, простоте в обслуживании и надежности.

Выпуск, пожалуй, самых известных и распространенных моделей Киевского мотоциклетного завода – "Днепр-11" и "Днепр-16" – был начат в 1985 г. На эти мотоциклы устанавливали двигатели МТ-10-32. "Днепр-16", имевший дополнительный привод на коляску, обладал повышенной проходимостью. Обе модели были оснащены 12-вольтовым электрооборудованием и барабанными тормозами на все три колеса, был предусмотрен и стояночный тормоз. Четырехступенчатая коробка передач включала и передачу заднего хода.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ И ЭКСКЛЮЗИВЫ КМЗ

В 1970 -1980-х гг. конструкторы Серпуховского НИИ мотоциклостроения экспериментировали с установкой роторно-поршневого двигателя Ванкеля (!) на шасси мотоциклов "Днепр" (такой мотоцикл выставлен в российском Музее техники Вадима Задорожного). Киевский мотоциклетный также не боялся экспериментов. К сожалению, многие смелые идеи не пошли в серию, например, разработка 1960 г. конструкции мини-грузовика с двигателем К-750 и узлами от М-72. Грузовик мог перевозить 500 кг груза. Были построены экспериментальные образцы, но дальше этого дело не пошло. Не получила продолжения и разработка V-образного двигателя объемом 750 см3. Серийные "Днепры" так и остались оппозитниками.

Для кроссовых и шоссейно-кольцевых гонок КМЗ разработал такие модели, как СШ-3 "Стриж" (1969 г.), СШ-15 (1971-1973 гг.), К-650 МСМ (1969 г.), К-750 МСМ (1973г.), СШ-500 (1977г.).

Небольшими партиями выпускал завод и мотоциклы сопровождения эскортов. В 1973 г. появился мотоцикл "Эскорт-73", на котором был установлен двигатель объемом 650 см3 мощностью 36л.с. При этом сам мотоцикл весил 220 кг и развивал скорость 130 км/ч.

Для сопровождения кремлевских кортежей из Москвы поступил заказ на разработку мотоцикла, способного заводиться даже в 40-градусный мороз и спокойно передвигаться по обледенелой дороге на скорости 130 км/ч. Все эти требования были воплощены в модели "Кремлевский эскорт". Первая партия из 25 таких мотоциклов появилась в 1978г. Они были оборудованы двухкарбюраторным 50-сильным двигателем объемом 768 см3, который потреблял высокооктановый бензин и разгонял мотоцикл до 155 км/ч. Коробка передач была пятиступенчатой, подвески – задняя и передняя – с пружинно-гидравлическими амортизаторами. Партии этих мотоциклов поставлялись еще в 1983 и 1989 гг.

Модель "Днепр-14,9Л" (1979 г.), также предназначенную для эскортирования, оснащали двигателем мощностью 36л.с. (объем 650 см3). Мотоцикл развивал скорость до 140 км/ч. Всего было выпущено 30 таких машин.

НЕ ПОШЛО...

В течение нескольких последних десятилетий Киевский мотозавод, пытаясь обновить модельный ряд, экспериментировал и собирал опытные образцы, в частности мотоцикл типа "эндуро" под названием "Динамит". Модель была оснащена оппозитником с объемом 998см3, который обеспечивал мощность 70 л.с. (при 6000 об/мин) при массе мотоцикла 220 кг. Дорожный просвет модели составлял 30см. Мотоцикл запускался как электро-, так и кикстартером. На переднем колесе были установлены дисковые тормоза с гидравлическим приводом, на заднем – барабанные с механическим. Было изготовлено два экземпляра этого мотоцикла, но разработка в серию не пошла.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
КМЗ 8.159 "Эндуро-Динамит"

Для любителей путешествий завод разрабатывал туристический мотоцикл-одиночку "Турист", однако он также не попал к потребителям. Модель развивала скорость до 115 км/ч, могла перевозить 170 кг веса, его снаряженная масса составляла 260 кг. Оснащали "Турист" двигателем мощностью 32 л.с., объемом 649 см3. Передняя подвеска у мотоцикла была штоковой с двусторонними гидравлическими амортизаторами, задняя– маятниковой с пружинно-гидравлическими амортизаторами. Мотоцикл оборудовался багажными кофрами. По внешнему виду эта модель очень напоминала "Кремлевский эскорт".

В модельной гамме завода был представлен мотоцикл-одиночка КМЗ 8-157-01 (02), который теперь снят с производства. Дизайн мотоцикла отличался некоторой эклектикой (смешением стилей). Так, передняя часть – приподнятое крыло, обтекатель, большая прямоугольная фара – явно тяготела к стилю мотоциклов типа "эндуро", средняя и задняя части – ближе к классике, например, "Яве-640" или "Восход".

Трехместный трицикл "Днепр-303. Трайк" по достоинству оценили бы любители шумных компаний и загородных прогулок, но он также не пошел в серийное производство. Трицикл оснащали двигателем с увеличенной кубатурой (696 см3), со степенью сжатия 8,5, работал он на бензине с октановым числом 93. Задняя подвеска была независимой рычажной, с двухсторонними амортизаторами, усиленными пружинами. А вот грузовой трицикл "Днепр-300" грузоподъемностью 300 кг и скоростью 80 км/ч какое-то время все же был в серии.

КМЗ СЕГОДНЯ

Основой современного модельного ряда Киевского мотозавода по-прежнему остается такая модернизированная классика, как "Днепр-11" и "Днепр-16". Правда, сегодня объемы общего производства завода более чем скромные. Это уже не десятки тысяч мотоциклов в год, как раньше, а всего лишь около 400 экземпляров. Сейчас КМЗ работает с индивидуальными заказами мелкими партиями. Среди постоянных заказчиков такие страны, как Куба и США. В настоящее время по причине неконкурентоспособности с производства сняты модели мотоциклов-одиночек. Их заменят новые разработки, появление которых в продаже ожидается к весне 2009г. Это такие новинки, как КМЗ-157-025 "Scrambler" (одиночка), КМЗ-156-252 "Дніпро-16М РЕТРО" (мотоцикл повышенной проходимости с коляской), КМЗ-157-021 "РЕТРО" (одиночка).

Имеются у завода и разработки для пожарников, в частности трицикл "Днепр-310П", мотоцикл-одиночка "Днепр-157П", мотоцикл с коляской "Днепр-156П". Эти машины оснащаются ручным аварийно-спасательным инструментом, генераторами огнетушительных аэрозолей АГС-5, сиреной, световыми спецсигналами, огнетушителями и аптечками.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Пожарный трицикл "Днепр" 300П

Мотоциклетная продукция Киевского мотозавода очень популярна за рубежом. Во времена СССР она широко экспортировалась в страны Европы, Латинской Америки, восточные и африканские страны, в Канаду. В военных подразделениях и полицейских ведомствах высоко ценили модели повышенной проходимости с приводом на два колеса. При патрулировании по пересеченной местности или песку мотоциклы КМЗ оказывались незаменимыми. Киевские машины покупали и обычные граждане - как для повседневного использования, так и пополнения автомотоколлекций. В наши дни они вызывают большой интерес у иностранных байкеров, которые воспринимают киевские мотоциклы как экзотическую классику. За рубежом функционируют клубы фанатов мотоциклов "Днепр", насчитывающие в своих рядах сотни владельцев. Нередко классику покупают старички из Европы, в молодости "зажигавшие" на мотоциклах "БМВ", которым киевский мотоцикл напоминает немецкие машины, пробуждая воспоминания о былом.



С 1952 по 1993 гг. Киевский мотоциклетный завод был единственным поставщиком мотоциклов для Почетного эскорта КГБ СССР (в начале 1990-х – Почетного эскорта транспортной службы ГУО Российской Федерации).


С 1959 г. серийные М-72 были заменены модификацией мотоцикла К-750, специально разработанной для взвода Почетного эскорта. Позднее появилась еще одна модель – К-650, отличавшаяся более мощным двигателем. В 1960–1970-х гг. эти варианты мототранспорта применялись во взводе одновременно. Мотоциклы были одноместными, часть машин имела дополнительное мощное специальное радиооборудование.


А сам Киевский мотоциклетный, переживший в условиях рыночной экономики и полные остановки завода, и отсутствие спроса на продукцию, и смену руководящего состава, и посягательства старой горадминистрации на территорию, занимаемую заводом, и обременительное налогообложение, все еще остается на плаву. Нужно ли в очередной раз говорить, что подобное отношение со стороны государства к легендарному заводу и, без преувеличения, частице мировой истории мотоциклостроения, – яркий пример украинской действительности. Например, когда компания "Харлей Дэвидсон" оказалась на пороге экономического кризиса, президент США объявил "Харлей Дэвидсон" национальным достоянием, и вскоре была разработана специальная государственная программа лояльности по отношению к этой компании. Можно ли рассчитывать на подобную сознательность и отношение к национальным историческим ценностям со стороны украинских властей, – вопрос открытый.

Редакция журнала Retro & Exotica благодарит главного конструктора Киевского мотоциклетного завода Сергея Александровича Гусева за любезно предоставленные фото- и информационные материалы.



Источник: http://www.autobuy.ru/page/kievskij-motocikletnyj-zavod
Категория: Мои статьи | Добавил: amper (24.02.2012)
Просмотров: 10332 | Теги: мотоцикл, киевский завод, ссср, мотораритет | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: