Категории раздела
Наш опрос
какой по вашему мнению была лучшая марка советского ретро автомобиля
Всего ответов: 1385
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Короли карьеров

 

 

 
ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
 
 

Короли карьеров

Всем советским мальчишкам было известно, что существует две крайние планки, по которым можно судить о размерах автомобилей. Самый маленький автомобиль – "инвалидка" СМЗ, самый большой – БелАЗ. Благодаря фильму "Операция Ы", "инвалидки" в детском сознании ассоциировались с не очень хорошими парнями типа Бывалого, Труса и Балбеса, да и внешний вид "инвалидок" не вызывал особого восторга. А вот БелАЗ всегда имел репутацию машины, наделенной чуть ли не сказочно-богатырскими чертами. И в этом была определенная доля истины. "Волшебники" из белорусского Жодино уже на протяжении более полувека заставляют двигаться огромные как дом машины и перевозить грузы, тяжесть которых трудно осознать.
 
Рождение богатырей
В ноябре 1958 г. с конвейера Белорусского автомобильного завода сошел первый самосвал. Это был разработанный на Минском автомобильном в 1949 г. МАЗ-525, производство которого передали на предприятие в Жодино.
 
ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
МаЗ-525
До начала выпуска карьерных самосвалов большой и особо большой грузоподъемности, а также дорожных и строительных машин, завод в Жодино, основанный в 1948 г., занимался производством мелиоративных и дорожных машин и оборудования для торфяной промышленности.
 
В 1960 г. на заводе собрали первые МАЗ-530 грузоподъемностью 40 т. И в этом же году на БелАЗе была внедрена собственная разработка – самосвал БелАЗ-540, который содержал в своей конструкции ряд технических новшеств, многие из которых в дальнейшем стали стандартными при проектировании карьерных самосвалов. К таким новшествам относится гидропневматическая подвеска, гидромеханическая передача, усилитель руля и подъемник кузова с объединенной гидросистемой. В 1965 г. начался выпуск этого самосвала. БелАЗ-540 имел автоматическую трехступенчатую коробку передач, дизельный 12-цилиндровый двигатель объемом 38,8 л, обладал мощностью 375 л.с. при 1650 об/мин, развивал максимальную скорость 55 км/ч и имел грузоподъемность 27 тонн.
 
В 1967 г. был выпущен БелАЗ-540А, узлы и агрегаты которого были максимально унифицированы с БелАЗ-540. Он был способен перевозить 40 т груза. Его дизельный двигатель ЯМЗ-240 объемом 22,3 л обладал мощностью 360 л.с. Расход топлива этого гиганта составлял 120 л на 100 км.
 
1967 г. стал годом рождения еще одной модели – БелАЗ-548А, имевшей показатель грузоподъемности в 40 т. Она была оснащена дизелем ЯМЗ-240Н с турбонаддувом, который обеспечивал мощность 500 л.с. при 1500 об/мин.
 
Обе машины – 540 и 548А – получились настолько удачными, что были отмечены наградами на международных выставках в Лейпциге и Пловдиве. Само предприятие БелАЗ было награждено орденом Трудового Красного Знамени.
 
В 1967 г. на БелАЗе собрали экспериментальный образец уникальной машины – дизель-троллейвоза БелАЗ-524-792. Как следует из самого названия, этот самосвал мог работать как на дизельном топливе, так и от электрической контактной, подобной троллейбусной, сети напряжением 1200 В. Сама машина представляла собой автопоезд, состоящий из тягача и прицепа с колесной формулой 6?4. Дизельный двигатель выдавал мощность 520 л.с. и обеспечивал грузоподъемность 65 т. Подобные зарубежные машины показывали снижение расходов на транспортировку горных пород примерно на 15–20% и рост производительности на 18–25% за счет более высоких скоростей передвижения такого самосвала на участках с крутыми подъемами. Тем не менее, имевшая неплохие перспективы советская машина в серийное производство не пошла.
 
С двигателем ЯМЗ-240 с 1968 по 1975 год выпускался тягач БелАЗ-531, предназначенный для буксировки скрепера или прицепа. Его особенностью было то, что сам тягач был одноосным, вторая ось располагалась на прицепе.
 
В 1968 г. начались испытания БелАЗ-549, способного перевозить уже 75–80 т груза. Этот самосвал имел независимую подвеску, двухместную кабину, а также электромеханическую трансмиссию, впервые примененную на советских самосвалах. Особенность последней состояла в том, что при такой схеме тяговое усилие на ведущих колесах создавалось дизельным двигателем мощностью 1050 л.с. в совокупности с двумя электродвигателями, вмонтированными в задние колеса. Крутящий момент дизельного мотора через генератор превращался в электрический ток, который питал электро-двигатели. В дальнейшем такой вариант часто применялся в самосвалах БелАЗа.
 
В 1972 г., в соответствии с запросами угледобывающей промышленности, БелАЗ начал выпуск углевозов с увеличенным объемом кузова. Так появились БелАЗ-7510 и БелАЗ-7525, собираемые на базе БелАЗ-540 и БелАЗ-548А.
 
Рубеж сто тонн преодолен
Продолжая наращивать грузоподъемность своих машин, в 1977 г. на БелАЗе собрали первые образцы самосвала БелАЗ-7519 грузоподъемностью 110–120 т, выпуск которого начали в 1981 г. Параметры этой машины впечатляли: полная масса 195 т, высота около 6 м, длина свыше 11 м, объем кузова 70 м3, расход топлива 600 л/100 км (при движении со скоростью 30–35 км/ч), объем двигателя 87,3 л, мощность 2300 л.с.
 
ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Грузоподъемность самосвала БелАЗ-75131
составляет 130–136 тонн
В 1978 г. начат выпуск аэродромных тягачей БелАЗ-7421, способных буксировать самолеты массой 200–260 т. Эти машины обладали приводом на все колеса и хорошей маневренностью. Управлять тягачом можно было как из передней, так и из задней кабины, а спереди справа располагалась еще и двухместная кабина для персонала. Для обеспечения хорошей инерции тягача на раме снизу был закреплен специальный балласт, также была возможность дополнительно в зимнее время установить балласт сверху массой 11 т. Поворот машины осуществлялся одновременным поворотом мостов на одинаковый угол. Грузоподъемность составляла 200 т, транспортная скорость – 30 км/ч, скорость буксировки – 15 км/ч. БелАЗ-74211, модификация этого тягача, мог буксировать самолет массой 210 т. На нем устанавливался двигатель с турбонаддувом мощностью 425 л.с. А БелАЗ-74212 был способен буксировать самолеты массой 260 т.
 
В 1970-х гг. самосвалы БелАЗ трудились уже не только в СССР, но и на карьерах таких стран, как Пакистан, Ирак, Сирия, Индия, Турция, Греция, Китай, Аргентина, Чехословакия.
 
ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
БелАЗ-548А
Развитие новых месторождений полезных ископаемых повлекло за собой появление еще более мощных моделей БелАЗа.
 
В 1983 г. начался выпуск БелАЗ-75211 с электромеханической трансмиссией, который мог перевозить 170–220 т груза. Этот самосвал демонстрировался в 1984 г. на ВДНХ СССР в Москве в рамках выставки "60 лет советского автомобилестроения" и на выставке в США в 1988 г.
 
В начале 1990-х гг. Белорусский автомобильный завод расширил ассортимент своей продукции, включив в него тягачи, бульдозеры, погрузчики, поливочные и дорожные машины, технику для работ в шахтах и на металлургических предприятиях.
 
ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
БелАЗ-549
В 1992 г. совместно с японской Komatsu БелАЗ выпустил один из самых крупных карьерных самосвалов БелАЗ-75501. Машина могла перевозить 280 т груза, а полная масса составляла 480 т!
 
БелАЗ-75501 оборудовали 12-цилиндровым двигателем рабочим объемом 165,6 л мощностью 3150 л.с. Все четыре колеса были оснащены электродвигателями. На передней оси были установлены двускатные колеса, вместо зеркал заднего вида использовались видеокамеры.
 
ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
БелАЗ-74211
В 1994 г. появился 55-тонный БелАЗ-7555. Он обладал отменной устойчивостью при езде под нагрузкой, хорошей маневренностью и плавностью хода. Самосвал комплектовался тремя вариантами двигателей – ЯМЗ-845-10, КТТА-19С, QSK-19 и обладал мощностью 537, 515 и 522 л.с. соответственно.
 
ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
БелАЗ-7555B
БелАЗ-75131 начал поступать к покупателям в 1996 г. Эта машина с электромеханической переменно-постоянного тока трансмиссией оснащалась дизельным двигателем Cummins мощностью 1600 л.с. и электродвигателями мощностью 420–590 кВт. Грузоподъемность самосвала составляла 130–136 т. По заказу машины комплектовались централизованной системой смазки, кондиционером, системой автоматического пожаротушения.
 
В 1997 г. БелАЗ получил XVIII Международный приз "За технологию и качество" Клуба лидеров торговли и в 1998 г. – Х Золотой приз Америки "За качество".
 
Новое поколение БелАЗа
Удерживая уже треть мирового рынка большегрузных карьерных самосвалов, в 2005 г. БелАЗ предложил покупателям машину-гигант размером с двухэтажный дом, обладающую поистине гигантскими возможностями. БелАЗ-75600 способен перевозить 320 т груза! Его дизельный двигатель обладает мощностью 3550 л.с. Машина оснащена электромеханической трансмиссией переменного тока, электронным контролем систем и видеокамерами. Под заказ самосвал оснащают такими опциями, как система пожаротушения с дистанционным управлением, система контроля нагрузки, система контроля давления в шинах, кондиционер, система предупреждения о приближении к высоковольтной линии. Снаряженная масса БелАЗ-75600 составляет 240 т. Длина самосвала 14,9 м, ширина – 9,2 м, высота – 7,2 м. Он развивает максимальную скорость 64 км/ч.
 
ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
"Тяжеловес" БелАЗ-74306 может эвакуировать
сверхтяжелые самосвалы грузоподъемностью 130–320 тонн
В современном перечне продукции завода есть самосвалы грузоподъемностью 30, 45, 90 т. Это такие машины как БелАЗ-7540К, 7540С, БелАЗ-75450, БелАЗ-75570, оснащенные двигателями Cummins мощностью 405, 608, 1065 л.с. соответственно. При разработке этих моделей ставилось несколько ключевых задач, таких как увеличение срока службы самосвалов до 600 тыс. км пробега, увеличение производительности, снижение расходов на транспортировку грузов, улучшение условий работы водителя-оператора, облегчение поиска неисправностей и упрощение ремонта машин.
 
ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Сегмент самосвалов с большей грузоподъемностью занимают такие модели как БелАЗ-75137 (грузоподъемность 130–136 т), БелАЗ-75170 (перевозит 154–160 т груза, ресурс самосвала не менее 800 тыс. км пробега), БелАЗ-7530 (грузоподъемность 220 т).
 
Предприятие в Жодино выпускает и специальные тягачи-буксировщики, предназначенные для эвакуации неисправных тяжелых самосвалов. Каждый из буксировщиков – БелАЗ-74470, 7455В, 74131, 74306 рассчитан на буксировку самосвалов определенной грузоподъемности. Например, БелАЗ-74470 может эвакуировать машины грузоподъемностью 30–45 т, а БелАЗ-74306 – уже сверхтяжелые самосвалы грузоподъемностью 130–320 т.
 
Кроме карьерных самосвалов БелАЗ предлагает и модель подземного самосвала, который отличается от карьерных низкой высотой – для возможности работы на подземных дорогах. Полноприводный БелАЗ-75800 может транспортировать 40 т груза и работать на трассах с уклоном до 20%. Он оснащен двигателем Cummins мощностью 476 л.с., обладает хорошим радиусом поворота (8,8 м), длиной в 10,3 м, шириной 3,12 м, высотой 2,84 м.
 
ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
В 2005 г. БелАЗ предложил покупателям машину-гигант
размером с двухэтажный дом, обладающую поистине
гигантскими возможностями
Специально по заказу Белорусского металлургического завода на БелАЗ спроектировали две специализированные машины – шлаковоз БелАЗ-79202 и тяжеловоз БелАЗ-79261. Шлаковоз, представляющий собой тягач с двухосным прицепом, предназначен для перевозки ковшей с жидким шлаком. Масса перевозимых ковшей может составлять до 70 т. Семиосный тяжеловоз грузоподъемностью 150 т разработан для перевозки тяжелого оборудования на территориях металлургических предприятий.
 
Превратившись в далеких 1950-х из завода по производству оборудования для торфяной промышленности в уникальное предприятие на территории СССР, выпускающее гигантские и сказочно мощные машины, Белорусский автозавод пережил все экономические трудности, связанные с развалом Советского Союза, выжил в новых экономических условиях. И не только выжил, а сумел занять влиятельное положение на рынке больших самосвалов и машин, конкурируя с такими "монстрами" как Komatsu, Caterpillar, Hitachi, Liebherr и т.д. Сама история БелАЗа внушает оптимизм и в отношении будущего, ведь предприятие готовится к реализации проекта машин с полумиллионной грузоподъемностью! Могли ли мечтать об этом в далеких пятидесятых...В 2005 г. БелАЗ предложил покупателям машину-гигант размером с двухэтажный дом, обладающую поистине гигантскими возможностями

 

 Интернет-магазин "КРасный Уголок"

Магазин для коллекционеров и простых любителей старины...Здесь Вы найдете много интересного:Игрушки СССР, солдатики, куклы, елочные украшения, значки, сувениры СССР,Олимпиада-80,грампластинки, диафильмы, фототехника, радиотехника, открытки, фотографии, календарики, вкладыши, монеты, марки, книги и многое др...

 



Источник: http://www.autobuy.ru/page/koroli-karerov
Категория: Мои статьи | Добавил: amper (26.02.2012)
Просмотров: 3411 | Теги: самосвал, грузовик, ссср, БелАЗ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: