Интернет-Аукцион МЕШОК
Куклы
Куклы — одна из древнейших игрушек. В ассортименте игрушек занимают ведущее место. Достаточно сказать, что в общей массе выпускаемых игрушек в СССР куклы составляли около 25% и выпуск их выражается в миллионах экземпляров ежегодно.
http://newmolot.ru/auction/1130650?ref=41afcb036a0a6d88474168f40f3cd988
Игры с куклами имеют большое воспитательное значение. В творческих играх с куклами перерабатываются детские впечатления окружающей жизни, происходит активный процесс формирования сознания ребёнка. Разговаривая с куклой, ребёнок развивает речь и обогащает свой запас слов; на куклах дети учатся шить, вязать, вышивать, стирать, гладить, убирать, приучаются к порядку и опрятности, приобретают культурные навыки. Игра с куклами учит детей подчинять свои интересы интересам другого, развивает чувство товарищества, коллективизма. Куклы нужны детям — от самого раннего дошкольного до младшего школьного возраста. Чем меньше возраст ребёнка, тем проще его игра с куклой. По мере роста ребёнка игры с куклами усложняются, тематика игр становится разнообразнее. Дети играют «в транспорт», «в завод», «в больницу», «в колхоз/ферму», «в школу» и т. д.; в играх отражаются общественные события. Необходимы куклы - шофёры, работницы, врачи, колхозники, школьники, персонажи литературных произведений.
Наряду с куклами, в ассортименте игрушек имеются и фигуры людей из дерева, металла, глины, фарфора, пластических масс и других материалов. Различие между этими двумя видами игрушек сводится в основном к следующему: куклы представляет собой своеобразный скульптурный образ ребёнка или взрослого человека. При неизбежной условности формы куклы должны быть жизненно правдивой — правильной по пропорциям, понятной ребёнку. Характерной особенностью куклы является подвижность её частей — рук, ног, головок — возможность одевать, раздевать кукол, укладывать их спать, действовать с ними как бы с человеком. Фигурки людей представляют собой особую группу игрушек — статичных, неподвижных, выполненных в условной трактовке — плоские полуобъёмные или объёмные. Они используются детьми по-разному: мелкие фигурки в комплексных играх («в город», «в транспорт»), другие — для изображения людей разных профессий и народностей.
Своеобразным видом игрушек являются вкладные матрёшки с яркой народной росписью.
Первоначально куклы делались из глины, дерева и тканей. Глиняные куклы были ещё в древнем Египте, позднее — в Греции и Римской империи. Со средних веков начинает развиваться производство кукол в странах Европы. Большого мастерства достигло производство кукол во Франции.
http://newmolot.ru/auction/1130633?ref=7849905abb3b1fb2f0dd65a7116c5ab0
В XVIII и начале XIX веках здесь вырабатывались куклы в роскошных платьях, полностью воспроизводивших в уменьшенном размере новейшие фасоны не только платья и верхней одежды, но и белья, обуви, шляп. Эти куклы изображали взрослых — знатных дам и служили одновременно как игрушками, так и моделями французских мод. Изготовление кукол отличалось большим художественным вкусом.
С начала XIX в. кукла, изображающая взрослого, заменяется куклой-ребёнком. Излюбленной все же долго остается нарядная кукла. Производство кукол в Европе (Франция, Англия, Германия и др.) развивается как самостоятельная отрасль промышленности, резные деревянные головки заме¬няются головками фарфоровыми, из папье-маше, восковыми, позднее из пластических масс; туловища кукол изготовляются из лайки, тканей, папье-маше и других материалов. Большое внимание уделялось изготовлению кукол шарнирных с подвижными конечностями, с закрывающимися глазами, произносящими слова «папа», «мама», выпускались шагающие куклы.
Куклы
В дореволюционной России куклы изготовлялись сначала отдельными мастерами-игрушечниками, позднее в небольших кустарных мастерских. Центром производства кукол явился Сергиевский Посад (Загорск) Московской области, в меньшем количестве вырабатывались такие же куклы кустарями Вятской губернии (Кировская) и в Нижегородской (Горьковской) области. Народные куклы отличались яркостью оформления и своеобразной декоративностью, мастерством в изготовлении костюмов.
В СССР производство кукол получило широкое развитие. Для этой цели были организованы специализированные предприятия с квалифицированными кадрами рабочих, художников и скульпторов, создающих новые модели кукол.
http://newmolot.ru/auction/1130690?ref=10ede91dea8298da092c6f4173f290c6
Куклы
Возрастное назначение кукол
Типаж куклы, их скульптурная форма, художественное и техническое оформление должны выполняться в зависимости от того, для детей какого возраста они предназначены.
Куклы советского периода выпускались для детей трёх возрастов: 1) раннего — от 6 месяцев до 3 лет; 2) от 3 до 7 лет и 3) младшего школьного — от 7 до 10-12 лет.
В ассортименте кукол должны быть представлены дети всех возрастов разных национальностей.
Куклы для детей раннего возраста — от 6 месяцев до 1 года должны изображать ребенка обобщённо без излишней детализации. Размер кукол небольшой — 10-20 см, чтобы рука ребенка могла её удержать. Наиболее подходящие материалы для таких кукол — резина, прорезиненная ткань, клеёнка или небьющаяся пластмасса. Конструкция кукол — простая, роспись — яркая, безвредными красками, т. к. дети до 1 года берут игрушки в рот.
Для детей от 1 года до 1½-2 лет требуются мягкие озвученные и неозвученные куклы — резиновые голыши и малютки, из тканей, набитые ватой, с головками из разных материалов. Дети в этом возрасте обычно еще неустойчиво держатся на ногах, часто падают и им нужны мягкие безопасные куклы.
Для детей от 2 до 3 лет больше всего подходят целлулоидные, пластмассовые или мягконабивные куклы, изображающие мальчиков и девочек, с подвижными ручками и ножками, одетые в легко снимающиеся платья. Размер кукол от 20 до 35 см. Дети этого возраста начинают играть с куклами в изобразительные игры, поэтому им можно давать кукол с твёрдыми головками из различных материалов. Одежда кукол шьётся из тканей ярких расцветок с мелким рисунком.
Для дошкольников от З до 7 лет требуется широкий ассортимент кукол. Кроме кукол-детей, для них выпускаются куклы, изображающие и более взрослых людей, одетых в костюмы разных профессий: лётчиков, моряков, пожарников, персонажи из сказок, например «Красная шапочка», «Буратино» и др.; театральные куклы — петрушки и бибабо; куклы в народных национальных костюмах. Размер кукол — от 25 до 65 см. Выпускаются наборы мелких куколок и фигурок (пионеры, дети-малютки, национальные фигурки и др.), некоторые используются для творческих игр старших дошкольников; куклы выпускаются с подвижными ручками, ножками и головками, с закрывающимися глазами, озвученные. Одежда кукол — бельё, платье, обувь, головные уборы — должна быть снимающейся. Художественное оформление кукол для дошкольников более разнообразное: кукольные головки выпускаются с разными париками — скульптурными, изготовленными из вискозы, пряжи и других материалов; с разными причёсками — с одной или двумя косами, с завитым коротким паричком, с бантом. Скульптурная форма кукол требует более детальной проработки и более точной характеристики образа. Необходимы куклы, изображающие детей разных типажей и национальностей, разнообразных видов — веселые шаржированные и прочее.
Для младших школьников необходимы комплекты театральных кукол на более разнообразные сюжеты; для театральных действий с ними требуются ширмы, настольный кукольный театр с декорациями и прочее.
Ассортимент кукол по основным материалам
В СССР вырабатывались куклы из следующих основных материалов: тканей, бумажно-древесных масс, пластических масс, керамики, резины и прочего.
Куклы с мягконабивным туловищем. Самую большую по объёму группу составляли куклы с мягконабивным туловищем из ткани, с головками, ручками и ножками из различных материалов. Часть кукол выпускалась с мягконабивными конечностями. Туловище и конечности мягконабивных кукол изготовлялись из плотных х.-б. тканей, окрашенных в телесный цвет (мадеполам, бязь и др.); наполнялся ватой, очёсами шёлка или вискозы, тонкой стружкой. Производство таких кукол ничем не отличалось от процесса производства мягконабивных игрушек.
По конструкции мягконабивные куклы делились на следующие группы:
а) мягкие куклы, изображающие ребёнка 1—2 лет, одетые в неснимающиеся платья, к которым прикрепляется головка и пришиваются ручки и ножки. Это наиболее примитивная кукла размером 20—25 см;
б) куклы с мягконабивным туловищем, с пришивными конечностями, размером от 20 до 50. Благодаря подвижным конечностям её легко можно одевать и раздевать;
в) более сложные по конструкции, выкройкам и пошиву являются шарнирные куклы, у которых руки и ноги присоединены к туловищу при помощи шарнирного крепления кардной ниткой, проволокой или резинкой. Для шарнирных кукол применялись более прочные ткани, набивка должна была быть плотной. Шарнирные куклы могли стоять.
Мягконабивные куклы выпускались с головками, прессованными из бумажно-древесных масс, мастичными, штампованными из ткани, керамическими (фарфоровыми), целлулоидными или пластмассовыми.
Куклы из папье-маше и бумажно-древесных масс. Куклы с твёрдым туловищем вырабатывались из бумажно-древесных масс способом горячего прессования. Такие куклы обладали большой прочностью, лёгкостью, точным воспроизведением скульптурной модели, чёткостью рельефа. Технология изготовления такая же, как в других игрушках из папье-маше и бумажно-древесных масс. Для производства кукол обычно употреблялись массы, состоявшие из древесных опилок и крахмала, или же из опилок с добавлением бумажной массы, крахмала и мучного смёта. Часть кукол вырабатывалась из папье-маше или мастики путём холодного прессования.
Ассортимент кукол из бумажно-древесных масс состоял из кукол-голышей, высотой от 28 до 50 см, из одетых кукол, изображающих детей разных возрастов, высотой от 18 до 65 см, кукол-младенцев в конвертах, длиной от 25 до 30 см. Куклы-голыши обычно имели ручки и ножки на шарнирах, головки со скульптурным париком, они изображали детей самого раннего возраста. Голыши были одеты в рубашку и чепчик, иногда им давался дополнительный комплект одежды.
Куклы из папье-маше и бумажно-древесных масс выпускались с нарисованными глазами, а также со вставными и закрывающимися глазами. Куклы бывали озвученные — имитирующие плач ребёнка, произносящие слова «мама», «папа».
В небольшом количестве выпускались куклы шагающие: при движении рук кукла, благодаря специальному механизму, передвигала ногами.
Куклы из пластических масс — были наиболее распространены целлулоидные куклы что объясняется особыми свойствами этого материала: целлулоидные куклы легки по весу, гигиеничны, хорошо моются в горячей воде, имеют прочную окраску и роспись; вследствие подвижности деталей — головки, ручек и ножек — удобны в играх детей. Целлулоидные куклы тонко передавали скульптурные детали авторской модели. Изготовлялись они из целлулоида телесно-розового цвета путём выдувания в металлических прессформах.
В советский период из целлулоида выпускались следующие виды кукол-голышей: куклы с неподвижными конечностями, стоящие и сидящие, высотой от 4 до 17 см; куклы-голыши с подвижными руками, высотой 17—25 см; куклы с подвижными руками и ногами, высотой от 14 до 45 см; куклы с подвижными руками, ногами и головой, с закрывающимися глазами, высотой от 35 до 55 см; часть целлулоидных кукол выпускалась в одежде, которая покрывалась росписью: в трусиках, купальных костюмах и т. п. Из целлулоида изготовлялись также комплекты деталей кукол (ручки, ножки, головки), а также и отдельные головки, предназначенные для изготовления мягконабивных кукол, для ремонта кукол и т. д.
Из других пластических масс для производства кукол применялся полистирол, этрол, полиэтилен и др. Из них делались кукольные головки, куклы мелких размеров и фигурки людей. Куклы из пластических масс отличались тонкостью передачи рельефа.
Резиновые куклы. Из резины выпускались разные куклы размером от 9,5 до 22 см. Типаж резиновых кукол состоял главным образом из младенцев—голышей в чепчиках и без чепчиков, в купальных костюмах. Иногда одежда на резиновых куклах обозначалась рельефной отпечаткой или росписью.
Технология изготовления резиновых кукол — Игрушки резиновые.
Керамические куклы. Ассортимент керамических кукол состоял из следующих групп: куклы-голыши фарфоровые и глиняные размером от 7 до 10 см; кукла шарнирная глиняная размером 15 см; кукольные головки глиняные и фарфоровые разных размеров. Мелкие фарфоровые куклы-голыши обычно продавались с ванночками.
Оформление кукол
Куклы выпускались с париками, изготовленными из натурального шёлка (грежи), вискозы, штапельного или другого искусственного волокна, льна, меха, плюша и других материалов. Лён, шёлковое или искусственное волокно предварительно окрашивалисья в цвет волос.
Применялись разнообразные способы изготовления и прикрепления париков к головке куклы:
а) наклеенный стриженый парик получался из пучка волос, связанных посередине крепкой ниткой. Он приклеивается к центру головки, которая смазывалась клеем; волосы аккуратно укладывались вокруг головы, приклеивались, подстригались, завивались;
б) простроченный парик имел посередине пробор, приклеивается к головке, длинные волосы заплетались в две или одну косу, короткие — завивались;
в) прессованный парик, волосы которого имели вид бахромы, пришивались к подкладке, затем приклеивались к головке;
г) у кукол с головками, прессованными из тканей, с неснимающимися головными уборами, парик пришивался к головке; пряди волос выпускались из-под головных уборов;
д) парики из меха или плюша выкраивались по форме головки, пришивались на деревянной болванке. Эти парики хороши были для кукол-мальчиков, а также для характерных театральных кукол. Завивку париков производили щипцами. На паричках кукол-девочек завязывались банты из шёлковой ленты.
Куклы выпускались также со скульптурными париками, в которых волосы были показаны рельефом и росписью.
Костюм куклы состоит из белья, платья, верхней одежды и головного убора. Все детали одежды должны быть снимающимися и застёгиваться на маленькие пуговички, кнопки или крючки. Только у самых маленьких размеров допускалась неснимающаяся наглухо прикрепленная одежда.
Бельё кукол изготовлялось из тонких бельевых тканей (бязи, мадеполама, батиста и пр.), состоит из рубашечки и штапишек или из одной комбинации. Куклы выпускались в платьях самых разнообразных фасонов, из х.-б., иногда шёлковых тканей. Для отделки белья, фартучков и платьев применялись узенькие кружева, лепты, разноцветная тесьма, сутаж и прочее. Пальто изготовлялось из байки, фланели, плюша, шелковых тканей: головные уборы в виде капоров, беретов, шляпе полями — из ткани или плетёные из соломки.
Костюм кукол по фасону и общему виду должен был соответствовать детской одежде. Для творческих игр детей выпускались куклы, одетые в костюм лётчика, физкультурника, моряка, школьника, почтальона, доктора, шофера, людей разных профессий, а также куклы, одетые в национальные или исторические костюмы. Куклы-голышки выпускались в распашонках, в нарядных одеялах-конвертах. Выпускались куклы с комплектом разной одежды, а также отдельно наборы одежды.
Обувь для кукол изготовлялась из разных материалов — тканей, дерматина, кожи, пластиката, резины. Кукольная обувь должна была сниматься. Простейшая обувь делается из трикотажа для кукол, изображающих самых маленьких детей; она затягивалась на шнурочках. Подошва и стелька кукольной обуви делались на картоне. Изготовление обуви производилось на деревянных колодках, но форме ног кукол. На подмётке наклеивался кусочек картона — каблучок. Наиболее нарядная обувь лакировалась. Верх обуви делался разных фасонов; туфли надевались поверх носочка или чулочка, сделанного из трикотажной ткани. Обувь иногда делалась путём разрисовки и рельефа — у наиболее простых и дешёвых кукол.
Изготовление глаз. Куклы выпускались либо с нарисованными глазами, либо вставными, которые бывали неподвижными или закрывающимися. Для изготовления глаз применялось стекло, фарфор, различные пластмассы — полистирол, аминопласт, плексиглас, оргстекло, целлулоид и др. Простейший глазной прибор для кукол-«моргалок» укреплялся внутри головки при помощи металлических кронштейнов с балансом. Чтобы глаза куклы поворачивались в разные стороны, требовались более сложные приспособления и специальная конструкция внутренней части головки и туловища куклы. Закрывающиеся глаза имели ресницы, сделанные из шёлкового или искусственного волокна, тонкого кусочка меха, приклеенного к опускающемуся веку или к внутренней верхней части глазного отверстия. Ресницы и веки у кукол с закрывающимися глазами часто выполнялись росписью.
Изготовление звуковых приборов. Озвученные куклы имели звуковые приборы, вмонтированные в туловище. Простейшие звуковые приборы — пищики употребляются для кукол в неснимающихся платьях; при нажатии на звуковой прибор издавался писк, напоминающий плач ребёнка. Более сложные звуковые приборы изготовлялись в куклах, произносящих отдельные слова: «папа», «мама», «уа» и др. Прибор состоял из пищика в виде язычка с желобком, двух донышек с клапанами и пружиной, деревянной деки, меха из прорезиненной ткани. Звуковой прибор приходил в действие при изменении положения куклы — от вертикального к горизонтальному. Некоторые куклы имели в передней или задней части туловища нитку, соединенную с прибором, и стоило потянуть за нитку, чтобы раздался звук.
Театральные куклы
Театральные куклы, изображающие персонажей из народных сказок и литературных произведений, клоунов, петрушек и др., предназначены для драматизированных игр детей. Эти куклы являются как бы действующими лицами, актёрами. Этим определяются и их конструкция, скульптурная форма и способы художественного решения.
Существуют разнообразные конструкции театральных кукол
Простейшие из них — бибабо, куклы-петрушки, помимо рук имеющие также и ноги; в головку, руки и ноги кукол-петрушек часто вставлялись цилиндрические картонные патронки, облегчающие театральные действия с куклами. Руки продевались через специальное отверстие в костюме куклы. Выпускались различные театральные куклы типа марионеток, приводимых в движение посредством шнурка или нитки. Конструкция подвижных театральных кукол должна была обеспечивать возможность производить с ними различные театральные действия — придавать им характерные позы, движения, выразительные жесты.
Общие педагогические и художественные требования к куклам
Куклы советского периода должны были давать правдивое изображение человека разных возрастов. Куклы должны были быть привлекательными и представлять здорового человека. Они могли быть и смешными, шаржированными. Их скульптурная форма, в особенности головка, требовала особо тщательной обработки, чёткого и правильного рельефа лица. В куклах не допускалось воспроизведения уродства, преувеличения в изображении представителей разных народностей — излишнего подчеркивания национальных особенностей.
Требовалось, чтобы головной убор куклы, причёска, одежда, обувь были подобраны в красивом, гармоничном сочетании; чтобы детали были симметричны, руки и ноги — одного размера, одинаковой формы, длины и толщины, туловище, лицо, руки и ноги окрашены в телесно-розовый цвет. Окраска и роспись не должны были пачкаться и смываться; краска должна была лежать ровным слоем, без полос, пробелов и потеков, а окрашенная поверхность куклы не давать отслоений плёнки. Роспись симметричных деталей — глаз, бровей, щёк должна была быть одинаковой. Нельзя было выпускать в продажу куклы со слишком бледными или красными лицами, с перекошенными глазами и ртом, с расширенными зрачками глаз и другими погрешностями, которые могли бы произвести на детей неприятное впечатление. Набивка мягких частей куклы — туловища, рук и ног — должна была быть плотной, без искажения скульптурной формы. Головка, ручки и ноги куклы должны были быть прочно собраны на резинку. Вставные глаза куклы должны легко открываться и закрываться при соответствующем положении куклы. Звуковые приборы — правильно настроены, иметь чистый и чёткий звук. Требовалось, чтобы накладной парик у куклы был прочно и правильно закреплён; пряди волос — распределены по головке без просветов и плешин, косы заплетены туго и аккуратно, волосы подстрижены ровно и правильно, окрашены в естественные цвета, причёска должна была быть аккуратной, пробор прямой.
Фасоны кукольных платьев и одежда должны были быть разнообразны, без излишней вычурности, просты и красивы по покрою, платья сшиты точно по форме куклы из разнообразных тканей светлых и ярких оттенков с мелкими рисунками. Поступавшие в продажу куклы должны были полностью соответствовать образцам-эталонам, утверждённым художественно-техническими комиссиями по игрушке при краевых, областных и городских (городов республиканского подчинения) отделах народного образования и министерствах просвещения союзных и автономных республик. Употребляемые для окраски кукол краски, лаки и растворители должны были быть разрешены к употреблению «Санитарными правилами но производству и продаже игрушек», утверждёнными Главной государственной санитарной инспекцией СССР.
Маркировка производится на этикетках из ткани или бумаги, которая прикреплялась к кукле. В производственной марке проставлялось (указывается) наименование предприятия- изготовителя, его ведомственная принадлежность, адрес, штамп ОТК, указание сорта, даты выпуска. Каждая кукла упаковывалась в индивидуальную коробку с красочной этикеткой, причем головка куклы и ноги привязываются ко дну коробки тесьмой, концы которых пропускали через дно и снизу завязывали. Куклы мелких размеров завёртывались поштучно в бумагу и затем паковались по нескольку штук в свёрток или коробку, которые завязываются шпагатом. Перед укладкой в картонные коробки по нескольку штук лица кукол обёртывались бумагой. Укладка кукол производилась попарно, причём на нижнюю куклу клалась верхняя ногами к голове нижней куклы, а голова верхней куклы клалась лицом в ноги нижней куклы. Такая укладка предохраняла лица кукол от порчи. Мягконабивные куклы нельзя было упаковывать навалом в мешки.
Коробки с куклами упаковывались в сухие деревянные ящики, весом брутто не свыше 50 кг, в ящик вкладывалась упаковочная ведомость с указанием: наименования предприятия-изготовителя, его адреса, ведомственной принадлежности, наименования изделий, номера артикула, сорта, цены.
Хранить кукол следовало в сухом, чистом помещении. Кукол надо было оберегать от пыли, моли, грызунов и выцветания.
Источник: http://www.mintorgmuseum.ru/vocabulary/265/ |