Автомобиль - всегда игрушка для его владельца. Кто-то реставрирует раритет, по крохам собирая информацию и запчасти, кто-то любовно натирает воском видавшую виды "копейку", а кому-то уже мало возможностей, заложенных в его автомобиль заводом-изготовителем, и он "колдует" над карбюратором, подбирает амортизаторы, меняет колёса. И тесно ему на городских улицах, и рвётся его душа на простор гоночных трасс, и закипает в крови адреналин при звуке гоночного мотора, и снится ему стремительно мчащаяся навстречу дорога, шлейф пыли из-под колёс и взмах клетчатого судейского флага на финише... Вот для таких увлечённых и написана эта статья.
Любительский автоспорт. Словосочетание, не совсем понятное большинству водителей. Между тем, в советские времена только в Москве и области проходило с десяток любительских ралли в год, рай советы ВДОАМ (ныне BOA) чуть ли не каждые выходные то в одном, то в другом районе устраивали открытые первенства по фигурному вождению, скоростному маневрированию и т.п. С развалом Советского государства замер и любительский автоспорт, но в последние годы он снова оживает, причём стремительно. Что же такое любительский автоспорт, зачем он нужен и какие бывают соревнования?
Можно сказать, что любительский автоспорт -это такие автомобильные соревнования, участвовать в которых может каждый желающий, при этом участники соревнований не зарабатывают на этом деньги, а наоборот, несут все расходы сами, выступая, как правило, на собственных автомобилях. Почему они это делают - смотрите вторую половину первого абзаца, зачем - читайте дальше.
Вообще говоря, подготовка водителей, и уровень безопасности движения у нас сами знаете, какие. Отучившись в автошколе и получив права, приобретя лишь начальные навыки управления автомобилем, водитель оказывается "вброшен" в бурный поток интенсивного дорожного движения. И дальше - "спасение утопающих - дело рук самих утопающих". Водитель-новичок не только не имеет опыта управления автомобилем в экстремальной ситуации, психологической готовности к экстренным действиям при возникновении такой ситуации, но и, как правило, просто не умеет правильно управлять автомобилем! А дальше - как повезёт. Кому-то удаётся.учиться на чужих ошибках, но многим не удаётся избежать и своих, и хорошо, если эти ошибки заканчиваются лишь покорёженным металлом, а не больничной койкой или ещё того хуже... Самое печальное, что никто больше не учит водителя, как правильно ездить. Немногочисленные курсы экстремальной подготовки почти недоступны, скрупулёзное соблюдение ПДД спасает от аварии далеко не всегда, поэтому так часто в сводках ГИБДД в качестве причины аварии звучит; "не справился с управлением". Где же выход?
А выход - в безопасном моделировании экстремальной ситуации в условиях, "максимально приближенных к боевым", в знакомстве с опытом и взятии на вооружение приёмов управления автомобилем тех, кто действительно умеет это делать, в отработке этих приёмов до автоматизма и психологической готовности применить их в любой момент, если возникнет необходимость. А ещё - в выработке "чувства автомобиля" и максимальном прогнозировании иштуации. Именно это и даёт автоспорт.
В начале предыдущего абзаца есть слово "безопасное". Между тем, у большинства само понятие "автоспорт" ассоциируется с ужасными авариями, кувыркающимися и взрывающимися автомобилями, летящими колёсами и прочими запчастями. Определённую роль в формировании такого представления сыграло телевидение, проявляющее прямо-таки нездоровый интерес ко всяким душераздирающим сценам. Конечно, в большом автоспорте аварии случаются, когда спортсмены идут, что называется, на пределе, на грани в борьбе за чемпионский титул и где любая ошибка выбрасывает автомобили за эту грань, но далеко не так часто, как можно подумать. Что касается любительского автоспорта, где участники выступают, в основном, на собственных автомобилях, то обеспечение безопасности участников и зрителей - первейшая головная боль любых нормальных (подчёркиваю -- нормальных) организаторов. Поэтому в подавляющем большинстве любительских соревнований ни один автомобиль участников не получает ни единой царапины. Конечно, случаются происшествия и на любительских соревнованиях (полмоему глубокому убеждению, не от большого ума), но на обычных дорогах спортсмены попадают в аварии гораздо реже других водителей.
Итак, автоспорт позволяет: 1) реально оценить уровень своего мастерства, 2) сравнить уровень Своего мастерства с уровнем мастерства других, 3) познакомиться с опытом и приёмами управления, применяемыми; опытными водителями и спортсменами, 4) освоить и отработать правильные и специальные приёмы управлений; автомобилем, 5) пообщаться и обменяться опытом с друзьями по интересам, 6) "сбросить" лишний адреналин, 7) воплотить мечту, получить удовольствие и, может быть, призы. "Как показывает практика, человек, занявшийся автоспортом, начинает ездить по дорогам гораздо спокойнее и надёжнее. Ему есть где "оттянуться". Так же, как мастер боевых искусств никогда не будет размахивать кулаками, идя по улице, так и настоящий автоспортсмен всегда является на дороге образцом аккуратности и корректности по отношению к другим участникам движения. А гонки "от светофора до светофора" - это удел неопытных недоумков.
Но что-то я увлёкся менторским тоном.
Для тех, кто уже понял, что любительский автоспорт - это для него, расскажу вкратце, какие бывают соревнования. Замечу здесь, что, хотя соревнования и называются любительскими, они проходят строго по тем же правилам и на основании тех же нормативных документов, что и любые другие автомобильные соревнования, вплоть до чемпионата мира. Наша судейская бригада САС МГУ "Аврора", например, организует и судит и любительские слаломы, и ралли, и этапы чемпионата России по автомобильным кольцевым гонкам. Так что игра здесь вполне серьёзная. Единственное отличие любительских соревнований от соревнований более высокого ранга - это то. что организаторы стараются сделать трассы интересными для участников, но не "убойными". для их автомобилей (т.к. большинство автомобилей - обычные личные, используемые для повседневной езды).
Итак, любительские соревнования бывают следующие:
1. Слаломы, автомногоборья. На закрытых от постороннего движения площадках или коротких трассах устанавливаются некие замысловатые фигуры, состоящие из пластмассовых конусов, отбойников и старых шин, которые участник должен объехать за минимальное время. Как правило, касание ограничителей трассы штрафуется дополнительными секундами, прибавляемыми ко времени прохождения трассы, показанному участником. Часто (почти всегда) соревнование открыто для всех желающих. Соревнование компактное, зрелищное, проходит в выходной день и наиболее подходит для приобщения к автоспорту. Несмотря на относительно невысокие скорости, визг колёс стоит непрерывный, и показать лучшее время оказывается далеко не просто даже для опытных водителей. Часто организаторы объединяют несколько слаломов в серию, и тогда получается автомногоборье. В качестве примера можно привести организованное автором этих строк многоэтапное любительское автомногоборье ACCOIL, 18 этапов которого прошлом, в прошлом году.
2. Спринты, линейные гонки, подъёмы на холм, горные гонки. На закрытых от постороннего движения участках дороги устанавливаются старт и финиш. Кто быстрее? Если участники стартуют поодиночке - это спринт, если по два и более автомобилей сразу - это линейная гонка, если на трассе имеется значительный подъём - это подъём на холм, если имеется значительный перепад высот, а линия финиша совмещена со стартовой (т.е. получается туда и обратно) - это горная гонка.
3. Ралли. Это соревнование состоят как бы из двух частей: дороги и дополнительных состязаний (допов). Экипажи участников состоят из двух человек - водителя и штурмана. Дорога - это трасса длиной от 300 до 700 и более км, проложенная по дорогам общего пользования, разбитая на отдельные участки, ограниченные пунктами контроля времени (KB). Движение по дороге осуществляется в рамках ПДД по выдаваемой организатором Дорожной книге - легенде - и по своему для каждого экипажа расписанию. На KB нужно приходить в минутное "окно", за опережение и опоздание начисляются штрафные очки. Для того, чтобы участники не превышали скорость, между KB могут быть расположены пункты внезапного контроля времени (ВКВ), которые не указаны в легенде и штрафуют за опережения расписания. В качестве допов могут быть уже известные нам слаломы, спринты, подъёмы на холм, также различные режимные и специальные участки на трассах, перекрытых для постороннего движения. Всё время прохождения допов сразу идёт в штрафные очки..
Быстрее проехал допы - меньше штрафных очков получил. Побеждает в ралли тот экипаж, которые "привёз" меньшую сумму штрафных очков с дороги и допов. Кажется, всё просто. Но в любительских ралли организаторы стараются из соображений безопасности не задавать слишком высокие средние скорости и, чтобы сделать ралли интересными для участников, всё время вводят какие-то "заморочки", загадки и задачки, которые участникам приходится решать "в реальном времени". И здесь любительское, ралли превращается в интеллектуальную игру на колёсах, и побеждает тот, кто лучше справился С предложенными задачками. Из популярных в Москве и Подмосковье в советские времена 'любительских ралли можно назвать: ралли "Смена" (для начинающих), "Россия", "ВДОАМ", "Память", "Победа", "Подлипки", "Подмосковье", "Москвич", "Мороз", "Энергия" и др. В настоящее время продолжают проходить или возрождены ралли "Подмосковье", "Старый Новый год", "Память", "Победа", "Надежда", "Гран-при auto.ru" (несколько этапов).
3.1. Ретро-ралли - ралли для участников, выступающих на старинных автомобилях, возраст которых более 25 лет. Трасса обычно не более 100 км, средняя скорость - не более 30 км/ч. Последнее на сегодня ретро-ралли было организовано автором этих строк в 1999 году в рамках Автонедели на Ходынке при: поддержке газеты "Авторевю". Участники этого ретро-ралли до сих пор спрашивают: "Когда поедем снова?" За рубежом проводятся ралли исторических автомобилей с длиной дистанции и до 2000 км.
3.2. Баха - ралли с длиной трассы приблизительно 1000 км.
3.3. Ралли-рейд - ралли, проходящее, как правило, в стороне от хороших дорог, часто по бездорожью. Участники обычно выступают на полноприводных автомобилях или мотоциклах.
3.4. Ралли-марафон - ралли с длиной трассы в несколько тысяч км. Автору этих строк довелось быть начальником дистанции ралли-марафона "Большой Приз Сибири-96" (Париж-Красноярск), организованного Сибирской инвалидной автомобильной федерацией СИНАФ. Наряду со спортсменами-любителями половину участников этого марафона составляли водители-инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата. Длина трассы составила 12000 км. На финише победителей ждали три автомобиля "Ока". Марафон состоял из транзитов - дневных перегонов между крупными городами в режиме ралли длиной до 800, км - и этапов в этих городах - слаломов, гонок и местных ралли. В этапах могли принимать участие все местные спортсмены. Любой желающий на любом этапе мог подключиться к марафону. Московским этапом марафона стало ралли "Надежда", организуемое Московским автомобильным клубом инвалидов МАКИ.
4. В автомобильных кольцевых и трековых гонках, а также в кроссе начинающим спортсменам-любителям на собственных автомобилях участвовать пока не рекомендую.
Итак: любительский автоспорт - это "высшее образование" для автолюбителя.
Надеюсь, мы ещё подробно поговорим на страницах журнала об отдельных соревнованиях и разных аспектах любительского автоспорта. Буду рад увидеть кого-либо из читателей на трассах соревнований.