ЛОДКА? МОТОЦИКЛ? — АВТОМОБИЛЬ!
А. ИГНАТОВ, профессор, доктор технических наук
Доктора
технических наук профессора А. Г. Игнатова энтузиасты технического
творчества знают как автора целого ряда оригинальных конструкций
микроавтомобилей, участника смотров-конкурсов и показательных пробегов
самодельной автотехники. Появление созданных им машин всегда вызывает
живейший интерес. Нельзя сказать, что эти конструкции технически
изысканы или блистают внешним совершенством. Отнюдь нет: профессор А. Г.
Игнатов всегда стремится использовать самые доступные, подручные
материалы, но получить при этом максимально полезную отдачу. Вот его
собственная формулировка: «Мне нужно неприхотливое механическое домашнее
животное. Неприхотливое, как мул. Авто-мул. Пожалуй, лучше его не
назовешь. Не надо красоты — нужна высокая работоспособность, надежность и
выносливость. Не надо комфорта — нужна утилитарность и предельная
простота управления. Не надо высококачественной и дорогостоящей
отделки — нужна хорошая сопротивляемость и стойкость покрытий, требующих
минимального ухода и расходов по содержанию и ремонту».
Одна
такая машина была показана профессором Игнатовым на смотре-конкурсе в
Москве ещё в 1966 году. Даже получила специальный приз «За самый смешной
автомобиль». А смешного, между прочим, кроме внешнего вида, ничего не
было. Зато было много поучительного, полезного для всех «самодельщиков»,
особенно начинающих. Наш журнал очень подробно рассказал об этой машине
и ее создателе (см. № 11 и 12 за 1967 год, статья под названием «Моя
четвероногий друг»). А сегодня мы познакомим читателей с новой
оригинальной конструкцией А. Г. Игнатова — трехколесным
микроавтомобилем, а точнее, мотоколяской «Робот». По устройству и
исполнению он существенно отличается от ранее описанных нами трициклов, и
знакомство с «Роботом» будет полезно каждому энтузиасту
микроавтомобилестроения независимо от того, станет он эту машину
повторять или нет.
* * *
Трицикл
«Робот» (фото вверху) изготовлен в домашних условиях под двигатель от
мотороллера «Тула-200». Рассчитан на одного человека и груз в 15-20 кг.
Построен
трицикл (рис. 1) в соответствии с техническими условиями ГАИ. В
частности, руль открытого типа принят на основании «Правил дорожного
движения», введенных с января 1973 года, где сказано, что трехколесные
транспортные средства весом менее 400 кг приравниваются к мотоциклам.
РАМА
И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ. Несущим элементом конструкции служит деревянная рама
(рис. 2), жесткость которой обеспечивается полом, двумя сплошными
поперечными переборками и одним рамным шпангоутом. Бруски из сосны, пол и
переборки — из фанеры толщиной 7 мм. В своей нижней части переборки
подкреплены дюралюминиевыми угольниками 40X40X3 мм. Сборка деталей
рамы — на клею и шурупах. Съемные узлы крепятся болтами.
Непосредственно
к раме жестко прикреплены рессоры: передняя поперечная и задняя (две
продольные) — четвертьэллиптические. На концах передней рессоры
закреплены цапфы управляемых колес, на задних — ушки, сквозь которые
проходит ось ведущего колеса.
Для изготовления рессор использованы листы старой рессоры автомобиля
«Победа»
(сечение листа 45X6,5 мм). Число листов: в передней — пять (опыт
показал, что, если экипаж не перегружен, достаточно четырех); в задних
рессорах — по два листа в каждой.
ПОВОРОТНЫЕ
ЦАПФЫ (рис. 3) передних колес — собственной конструкции. Трущаяся пара в
узле поворота цапф: бронзовая втулка 7 и стальная труба 3. Втулки
стянуты шпилькой 4 и хорошо контрятся гайками 5; при этом шестигранная
головка нижней втулки входит в шестигранное же отверстие поворотного
рычага 19, благодаря чему обеспечивается скольжение именно между
втулками и скобой 2.
Заслуживает
внимания крепление цапф к рессоре. Болт 18 через втулку 17 прижимает
основной коренной лист к площадке цапфы 10. Втулка 17 свободно входит в
эллиптическое отверстие во втором коренном листе так, что лист может
продольно перемещаться. Стяжные болты 11 серьги хорошо законтрены и не
сжимают рессорные листы намертво, допуская продольные относительные
перемещения как обоих коренных, так и подкоренного листов.
КОЛЕСА:
передние — от мотороллера, заднее — от мотоколяски серпуховского
завода. Заднее выбрано больших размеров по сравнению с передними для
лучшей проходимости по мягким грунтам.
КУЗОВ
лодочной конструкции: деревянные рейки-стрингеры прикреплены к
поперечным переборкам рамы. Нижний стрингер — усиленный, опирается на
раму по всей ее длине, и его задняя консоль перекрывает (по длине
кузова) колесо. Обшивка кузова — из листового железа (0,4 мм). Поверх
обшивки пропущены дополнительные стрингеры: таким образом, обшивка
оказывается зажатой между ними. В обшивке кузова с правой стороны
предусмотрено закрытое лючком отверстие для доступа к прерывателю
системы зажигания. С правой же стороны кузова помещена подножка,
облегчающая посадку водителя.
Нужно
отметить: при проектировании обшивку кузова предполагалось делать не
металлическую, а из пластика или линолеума, чтобы избежать шума,
возникающего при вибрациях. Однако и при таком варианте в местах, не
достаточно плотно сжатых стрингерами, обшивка вибрировала. Потребовалось
установить дополнительные болты для стяжки наружных и внутренних
стрингеров.
Сиденье
деревянное, реечное, шириной 550 мм. Пространство под сиденьем
использовано для установки аккумулятора и хранения инструментов.
Багажников два: спереди и сзади. Последний сварен из газовой трубы 3/8''.
На
задней части кузова смонтирована откидная подставка (для поддержки
кузова при снятом заднем колесе) и ручка, служащая как для подъема
кузова, так и для «заднего хода».
СИЛОВАЯ
ЧАСТЬ. Двигатель «Туда-200» смонтирован в отгороженном отсеке на
собранной из трех брусков съемной площадке. К основной раме площадка
крепится двумя болтами М-8. Глушитель от «Тулы» расположен под кузовом.
Соединительная выхлопная труба сделана заново.
Никаким
переделкам двигатель не подвергался. Воздухозаборник помещен под
кузовом. Выход охлаждающего воздуха — через люк в верхней части кузова.
Как показал опыт, охлаждение даже в жаркие дни вполне достаточное.
Запуск двигателя — электростартером или ручкой, за рычаг кикстартера.
Рычаг кикстартера соответственно повернут на оси на 120°.
Привод
на заднее ведущее колесо — цепью, постоянное натяжение которой создает
вспомогательный ролик Ø100 мм, поджимаемый вверх спиральной пружиной.
Подобное устройство оказалось необходимым, таи как из-за весьма
эластичной подвески колеса цепь или излишне натягивалась, или настолько
ослабевала, что соскакивала с зубчаток.
ОРГАНЫ
УПРАВЛЕНИЯ. Руль мотоциклетный, удлинен за счет вставки; его габаритная
широка составляет 900 мм. Все рычаги управления, сигнальная кнопка и
переключатель света использованы без изменения.
Рулевая
колонка заканчивается сошкой, к которой при помощи шаровых шарниров СЗА
присоединены концы разрезной поперечной тяги, входящей в «трапецию
Жанто». Поперечные тяги — также от мотоколяски СЗА. Передаточное
отношение «руль — колесо» близко к единице.
ТОРМОЗНАЯ
СИСТЕМА. Основным является тормоз на заднем колесе. Тормозная педаль
связана стальным тросом Ø5 мм с рычагом эксцентрика колодочного тормоза.
Трос спрятан в трубке. Тормозной барабан и колодки самодельные: диаметр
барабана 180 мм, ширина колодок 45 мм.
После
того как в «Правилах дорожного движения» был указан допускаемый
максимальный тормозной путь для мотоциклов с коляской 8,2 м, на правое
переднее колесо был дополнительно установлен ручной тормоз от
мотороллера «Вятка». Этот тормоз оказался полезным и при стоянках на
уклоне.
Включатель
стол-сигнала связан непосредственно с тормозной педалью. Переключение
скоростей — ручное. Управление сцеплением и карбюратором — на руле.
Кнопка обогащения смеси — близ щитка приборов.
На
щитке приборов установлены спидометр и раздельные тумблеры для большого
света, подфарников, указателей поворота, зажигания и кнопка стартера.
Имеется общий выключатель, отключающий всю систему от аккумулятора.
Реле-регулятор — от «Тулы».
К
моменту опубликования статьи трицикл прошел более 2500 км. Неполадок,
за исключением соскакивания цепи, полностью устраненного после установки
натяжного ролика, не было. Эксплуатационная скорость на шоссе 40 — 45
км/ч. Максимальная — 63 км/ч. Машина мягка из ходу и хорошо «держит»
дорогу. Проходимость по плохой, грязной дороге не хуже, чем у обычного
легкового автомобиля, но при глубоких колеях езда затруднена. Однако
малые удельные давления на грунт и большая устойчивость позволяют
уверенно обходить плохие участки по обочине. По засыпанной снегом дороге
машина идет плохо.
Очевидно,
по такому образцу может быть построен и двухместный трицикл: места в
зависимости от длины и ширины могут быть расположены или друг за другом
(тандем), или рядом (последнее расположение потребует очень жесткой
рамы, способной воспринять крутящий момент при несимметричной нагрузке).
Пользуясь
случаем, обращаюсь к читателям журнала (вне зависимости от их
возраста). Дерзайте и стройте! Нет процесса интереснее созидания! Даже
если он оканчивается только на бумаге.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Габариты, мм:
длина — 2650
ширина — 1400
высота — 950/1300 (второе с ветровым стеклом)
база — 1700
колея — 1200
Вес (без нагрузки), кг — 150
Емкость топливного бака, л — 5
Двигатель «Тула-200» л. с. — 8
Коробка передач — штатная
Передача на заднее колесо роликовой цепью
Общее передаточное число — 7,4
Размер шин, в дюймах:
передние — 4X10
задняя — 5 X10
|