В США для небольших железнодорожных веток выпущены специальные
рельсовые грузовики, эксплуатация которых значительно дешевле, чем
паровозов. Рельсовый грузовик может вести за собой два груженых товарных
вагона. Он имеет четыре передних и четыре ведущих задних колеса,
обтянутых по окружности ободьев резиной.
Специальный реверсивный механизм обеспечивает грузовику
одинаковое число передач как в переднем, так и в заднем направлениях,
что позволяет ему с любой скоростью двигаться вперёд и назад.
Рельсовый грузовик имеет верхний фонарь, как на паровозе, и, кроме того, снабжён 1 гудком.
За рулём 1938
АВТОМОБИЛЬ ВМЕСТО ПАРОВОЗА
Изобретателем Кудрявцевым (Калуга) сконструирована
железнодорожная платформа, которая позволяет использовать любую
автомашину для передвижения и перевозки грузов по железнодорожным путям.
Автомашина становится на платформу. Здесь она приподнимается на
домкратах и специальным зубом соединяется цепной передачей с задними
колёсами платформы. Машину пускают в ход и, вращаясь, она передаёт
движение платформе. Установку автомашины на платформу осуществляет один
рабочий за 4-5 мин. "Автомобилизированная" платформа отличается хорошей
маневренностью, значительной скоростью (до 80 км в час) и может служить
незаменимым подспорьем в ж.-д. транспорте.
Техника - молодёжи 1934
ГРУЗОВИК С ДВОЙНЫМИ КОЛЕСАМИ
В Пенсильвании (САСШ) недавно был испытан грузовик,
предназначенный одновременно для езды как по рельсовым путям, так и по
мостовым. Для езды по рельсам впереди и сзади машины имеется по бамперу
со стальными колесиками.
При переходе грузовика на мостовую достаточно повернуть три
раза колесо стержня, установленного в центре бампера, чтобы рельсовые
колёса поднялись на несколько сантиметров вверх.
За рулём 1933
ПОЕЗД НА ШИНАХ
За границей получают всё большее распространение рельсовые
автобусы, применяющиеся главным образом на пригородных железнодорожных
линиях, где благодаря дешевизне эксплуатации они вытесняют постепенно
паровозы с вагонами.
Новый "поезд на шинах, подвергавшийся недавно испытанию на
линии Лонг - Айленд (САСШ), вмещает 42 пассажира и приводится в движение
двумя бензиновыми моторами. Резиновые шины колёс заключены в стальные
коляры - ободья, защищающие их от проколов и не препятствующие
поглощению толчков шинами. Скорость езды - 130 км в час.
За рулём 1933
ГРУЗОВИК "ФОРД" НА РЕЛЬСАХ
В холмистой местности близ Нома (Аляска), где нет железных
дорог и затруднён даже проезд автомобилей, проложена недавно
узкоколейная железная дорога, по которой курсирует грузовик "Форд V-8" с
несколькими прицепными товарными вагонами.
Передняя и задняя оси автомобиля заменены четырёхколёсными
тележками. Помимо груженых вагонов, которые ведёт за собой автомобиль
"Форд", на его платформе помещается также 5т груза.
За рулём 1937
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ АВТОБУС
В Америке некоторые железнодорожные компании начинают
использовать для пригородного сообщения автобусы, могущие двигаться по
рельсам и по дороге.
Этот новый тип автобусов имеет пневматические шины для езды по
дорогам и дополнительные небольшие стальные колёса с ребордами, которые
опускаются вниз и являются направляющими при езде по рельсам.
На фото показан один из подобных автобусов.
За рулём 1937
АВТОМОБИЛЬ, ПЕРЕОБОРУДОВАННЫЙ ПОД ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНУЮ КОЛЕЮ, КУРСИРУЕТ ПО СТАЛЬНЫМ МАГИСТРАЛЯМ АЛЯСКИ.
На железной дороге в Аляске используется легковая машина с
ребордными уступами, привинченными к колёсам - это персональный
автомобиль главного управляющего дорогой полковника Отто Ольсона. Машина
с кузовом седан курсирует по всей линии, показывая неплохую скорость.
Зимой впереди авто монтируется снегоочистительный плуг, убирающий снег,
поскольку масса автомобиля недостаточна для преодоления глубоких
сугробов.
Popular mechanics magazine 1938
БРОНЕДРЕЗИНЫ
Бронеавтомобиль на железной дороге применяется как боевая машина и как средство управления войсками.
Бронеавтомобили, поставленные на рельсы, обычно называются
бронедрезинами и входят в состав бронепоездных частей. Они выполняют
главным образом службу разведки, охранения и связи и действуют совместно
с бронепоездом в подвижном бою.
В зависимости от боевого назначения бронедрезины устраиваются с
ходовой частью, приспособленной для движения только по рельсам, или с
приспособлениями, позволяющими быстро переводить бронедрезину с
железнодорожных ободов на автомобильные.
Примером бронедрезины, предназначенной только для
движения по рельсам, является бронедрезина фирмы Шкода (рис.1). Эта
очень подвижная бронедрезина представляет собой по форме двухосный
вьюнчик с наклонными листами боковой и торцевой брони. В средней части
броневого корпуса установлена вращающаяся башня с пулемётом.
Другим типом бронедрезины, более совершенным, является
японская бронедрезина Сумида (рис.2), имеющая, кроме железнодорожных
ободов, и автомобильные. Обслуживается она командой из 6 человек.
Вооружение бронедрезины - 1 пулемёт во вращающейся башне и 7 бойниц для
ручных пулемётов в корпусе.
Как правило, бронедрезины Сумида всегда действуют на
рельсах попарно на прицепе (рис.3). Это усиливает их огневую мощь и силу
тяги.
Управление бронедрезиной на рельсах не требует особых знаний,
поэтому любой шофёр может быстро овладеть техникой вождения
бронедрезины.
За рулём 1940
ОБТЕКАЕМЫЙ АВТОМОБИЛЬ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ХОДУ
Выпущен первый в Великобритании обтекаемый автомобиль на
железнодорожном ходу. Используется он в пригородном сообщении и выглядит
как огромный поплавок морского самолёта. Автомобиль приводится в
движение 130-сильным мотором, работающим на мазуте. Он вмещает 69
пассажиров, максимальная скорость - 60 миль в час.
Popular mechanics magazine 1934
Новейший американский маневровый локомотив оборудован
бензиновым мотором, железнодорожными и автомобильными колёсами. Он
одинаково хорошо ходит по рельсам и по земле. С одного пути на другой он
переходит не через стрелки, а прямиком по земле.