Страсть к экзотике - ментальная черта человечества, не
зависящая от происхождения, национальности или социальных условий, - не
могла не повлиять на развитие такой отрасли, как машиностроение. Поэтому
интерес ко всему уникальному, необычному, да еще и являющемуся плодом
собственной фантазии, вполне объясним.
Итак, ставим перед собой вполне выполнимые задачи: к
примеру, двигатель от старенького грузовика внедряем под капот
раритетного авто, конечно же, не забывая при этом про некоторые моменты,
касающиеся усиления тормозов и подвески, а также эстетизации отдельных,
казалось бы, менее значительных составляющих (например, стекол или
сидений) - и изобретение готово! Конечно, существуют более дорогостоящие
и трудоемкие экземпляры, на "начинку" которых придется потратить немало
средств, усилий, а иногда и просто запастись терпением в поисках нужной
детали, без которой фантазия не сможет быть воплощена в жизнь. Но зато в
итоге получаем нечто, напоминающее аппарат из фантастического
блокбастера.
Это "обыкновенное чудо" традиционно обозначают таким незаурядным понятием, как "хот-род".
Американская мечта
Наверняка, мало кого удивит тот факт, что первые
хот-роды появились в одной из самых автомобильных стран мира - в
Америке. И произошло это еще до Второй мировой войны, когда ярые
поклонники автотехники перестали довольствоваться старыми изношенными
экземплярами и направили все силы и технические знания на модернизацию и
усовершенствование устаревших к тому времени автомобилей. Да и желание
скорости стало одним из решающих стимулов, дабы создать своими руками
мощный агрегат. Немалой популярностью в то время пользовались
легендарные фордовские Model T, которые в народе прозвали "Жестянка
Лиззи". В них имплантировались 8-цилиндровые мощные моторы, "родные"
колеса заменялись более широкими и прочными, после чего на получившемся
экземпляре можно было лихо носиться по довольно свободному на то время
Брайтон-Бич или калифорнийским пустыням.
Этимология термина "хот-род" имеет несколько
вариантов. Одни объясняют его происхождение от слова "rod", что означает
"розга" - мол, хлещут машину нещадно; другие упоминают более сложное
словосочетание "connecting rod", означающее шатун, соединяющий коленвал с
поршнем (его часто подпиливают, чтобы увеличить число оборотов
двигателя); третьи связывают возникновение слова "хот-род" с утратой
одной буквы в словосочетании "hot road", то есть "горячая дорога", а
четвертые - от "hot roadster": действительно, родстер был довольно
модным типом кузова для хот-родеров, а с другой стороны, словом roadster
в Америке 1950-1960-х гг. часто пренебрежительно обозначали всяческое
автостарье.
Основными моторами были V8 -5,7 л от машин Ford и
General Motors; двигатели с меньшим объемом рассматривались крайне
редко. До нефтяных кризисов было еще очень далеко, и топливо экономить
никто не умел да и не стремился.
Хот-родинг заключается в серьезной переделке старых
автомобилей (в основном, 1930-1950-х гг.), цель которой - из невинного
раритета сотворить "чудовище" с двигателем мощностью до 1000 л.с. и
более, обладающее сумасшедшей разгонной динамикой. Внешний вид
первоначальной машины в хот-роде может угадываться с большим трудом, да и
то лишь знатоками автостарины. Такие автомобили очень быстро ездят, но
плохо поворачивают, что и является наследием гонок по прямой на четверть
мили. Однако выглядят они просто потрясающе.
Известно, что многие владельцы эксклюзивных
экземпляров хот-родов не желают демонстрировать окружающим свои
приобретения и, тем более, разглашать тайну их создания. И дело совсем
не в авторском праве, а в некой сложно объяснимой ревности в отношении
своих владений.
Расцвет производства хот-родов пришелся на
послевоенный период. В Америке эти экземпляры остались на пике
популярности приблизительно до1965 г. Таким образом, на протяжении целых
20 лет участники "горячего" американского движения не утратили к нему
интереса. Вместе с тем, даже по истечении этого времени, хот-роды не
сдали своих позиций, хотя подходы к ним несколько изменились. Так, если
раньше автомобиль-исходник, порой, под инструментами народных умельцев
изменялся до полной неузнаваемости, то во второй фазе развития внешние
характеристики "донора" старались максимально сохранить, в то время как
"начинка" подвергалась кардинальным изменениям.
Классификация и основные этапы экзотических
конструкций сохранились еще с послевоенных лет. Итак, изначально
создатели хот-родов уменьшали вес автомобиля (чаще всего срезали крышу,
снимали бампера, стекла и т. д.), уменьшали клиренс для пущей
спортивности. Далее, как правило, форсировали двигатель, чтобы получить
как можно большую мощность, ставили широкие колеса, а потом красили
автомобиль в яркие цвета или раскрашивали кузов языками пламени - это
позволяло выделиться в любом потоке машин.
Горячие последователи
Хот-родинг стал родоначальником нескольких
направлений доводки. Один из его подвидов - стрит-родинг (street rod от
английского street - улица). Его особенность состоит в том, что
существенные внешние переделки автомобиля не культивируются, зато
начинка меняется полностью и может соответствовать по своим показателям
обычным хот-родам. Своеобразным направлением, обратным от street rod,
является kustom. Здесь внешние изменения, по своей сути, похожи на
классический хот-род, а отличие заключается в том, что погоня за
"самолетными" техническими характеристиками его владельца абсолютно не
привлекает. Такие автомобили, как правило, хочется показать, ведь
внешний вид техники, несомненно, заставляет окружающих завистливо
восторгаться.
Похожим по смыслу является chop top (в переводе -
"подрезанный верх"). Это движение существует как самостоятельно, так и в
качестве элемента обычного хот-рода. Его суть - в уменьшении высоты
крыши путем укорачивания длины стоек (на 10-20 см), что придает машине
более грозный вид и несколько улучшает аэродинамику.
Комментарий:
Константин Воронов,
2-й вице-президент клуба "Староход", г. Киев
При создании хот-рода, главное -
не подвергать опасности себя и окружающих, ведь человеческая фантазия -
не имеет границ, а возможности техники иногда не беспредельны: ни для
кого не секрет, что не компетентно смонтированная машина может быть
опасна.
Кроме того, найти в Украине
профессионалов, которые смогут создать хот-род, соответствующий
требованиям заказчика и отвечающий всем нормам, очень сложно. Иногда
один и тот же автомобиль может иметь несколько переделок - это одна из
причин, по которой в Украине мало кто берется за создание такой
конструкции. Собираясь конструировать автомобиль, далеко не всегда можно
расчитать, сколько времени и средств будет потрачено на реализацию
идеи.
Одним из наиболее неординарных творений,
считающихся последователем хот-родов, является lowrider ("низкий,
опущенный ездун"). Такие автомобили внешне подобны хот-родам, точнее,
kustom, однако радикально отличаются от них технически. О высокой
скорости и запредельной динамике здесь речи вообще быть не может. На
lowrider стоят заурядные силовые агрегаты, часто аутентичные. Изюминка
этих машин, по мнению их хозяев, заключается в пневматической подвеске,
которая позволяет резко изменять величину клиренса (дорожного просвета)
как у всех колес вместе, так и у каждого в отдельности. Кроме того,
основой для lowrider послужил пикап, на который очень часто
устанавливают привод, позволяющий поднимать кузов в различных
направлениях и вращать его вокруг своей оси. По большому счету, lowrider
существуют для "шоу-сейшнов", где их хозяева соревнуются в высоте
подпрыгивания на пневмоподвеске, фигурном переминании с колеса на колесо
и вращении кузова пикапа.
Комментарий:
Андрей Кардаш, создатель ход-родов, г. Киев
На мой взгляд, в Украине
хот-родинг как движение еще даже не зародилось, хотя интерес к нему
возник лет 10 назад, когда в Украину завезли первые экземпляры. Но
сегодня перспективы развития этого движения в нашей стране велики:
количество молодых людей, начинающих в Украине культивировать хотродинг,
ежегодно увеличивается, также как и желающих модифицировать свой
автомобиль (а это и есть создание хот-рода).
К сожалению, в Украине до сих
пор нет технической станции, которая бы бралась за выполнение
нестандартных работ, например, установления двигателя иномарки на старый
отечественный автомобиль. Если кто-то и берется за такую работу, то за
чрезмерно высокую плату, которую люди, желающие поддержать развитие
хот-родинга в Украине, заплатить не в состоянии.
Кроме того, для серьезного
перестраивания автомобиля нужно обладать инженерным мышлением,
пространственным видением и иметь серьезный технический опыт.
Существует также так называемый lead sled
("свинцовые сани"). С lowrider его роднит подвеска - главный предмет
доводки. Однако клиренс уменьшается до 10 см и не имеет возможности
изменяться из-за отсутствия в подвеске пневмоэлементов. Своеобразным
парадоксом является то, что такой автомобиль не может самостоятельно
передвигаться, поскольку даже американские дороги не пригодны для таких
характеристик дорожного просвета. Таким образом, двигатель, ходовая
часть и трансмиссия такому автомобилю попросту не нужны.
Хот-род по-украински
Подобно американским предшественникам поле для
творчества украинских любителей автомобильной экзотики велико. Конечно
же, все зависит от финансовых возможностей, фантазии и умений. Вместе с
тем, создатели и владельцы хот-родов в Украины сталкиваются с
определенными сложностями. Во-первых, в нашей стране до сих пор не
существует общеукраинских клубов, члены которых могли бы обмениваться
ценными рекомендациями и помогать своим коллегам по увлечению избегать
типичных ошибок во время разработки и реализации проекта.
Во-вторых, для большинства наших сограждан подобный
"конструктор" не по карману, учитывая еще и постоянный рост цен на
составляющие.
Еще одной проблемой украинских коллекционеров
является обслуживание такого авто. Ведь даже считающие себя умельцами
работники СТО редко соглашаются принимать участие в подобных "играх",
дабы ничего не испортить. Именно поэтому такие автомобили обслуживают
сами владельцы.
И, наконец, существуют бюрократические сложности,
которые порой не дают спокойно жить и творить любителям хот-родов:
оформление кипы документов на владение эксклюзивными авто занимает много
времени и требует значительных финансовых затрат.
Однако, несмотря на существующие проблемы, фанаты
хот-родов утверждают, что перспективы развития этого движения в нашей
стране довольно радужные. Сегодня появляется все больше поклонников
подобной ретро-экзотики, которые воспринимают редкие экземпляры и как
коллекционные варианты, и как автомобили для эксплуатации.
Сегодня украинцы ждут, когда и в нашей стране будут
организованы компании, занимающиеся конструированием хот-родов по
заданному проекту, способные предложить заказчику не просто эстетически
привлекательный экземпляр, но и гарантированно качественный продукт.