Категории раздела
Наш опрос
какой по вашему мнению была лучшая марка советского ретро автомобиля
Всего ответов: 1385
Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Мировая автоистория:От трёх до девяти.
илл.

От трёх до девяти


Александр Новиков

Название нижеследующей статьи никоим образом не должно вызывать у читателя ассоциаций ни с Уголовным Кодексом, ни с детишками дошкольного и младшего школьного возраста. Речь, разумеется пойдёт об автомобилях. Всё дело в том, что в этой непростой жизни не все авто согласны довольствоваться двумя-тремя колёсами, как герои подборки, расположенной двумя страницами ранее. Редко, но встречаются экземпляры, которым для выполнения своих прямых обязанностей нужно - и даже не колёс, а осей! - трудно представить: от трех до девяти!



илл.

Для чего обычному легковому автомобилю, весящему самое большее три тонны, более двух осей? Другое дело, тяжёлые грузовики и прицепы, где увеличение количества осей и колес снижает нагрузку на дорожное покрытие, предохраняя его от разрушения, или автомобили-вездеходы, где каждое лишнее колесо уменьшает удельное давление машины на грунт, тем самым увеличивая её проходимость. Да и много ли Вы увидите на дорогах обычных легковушек с тремя, четырьмя или даже девятью мостами?

Но, оказывается, время от времени, многоосные легковые автомобили всё-таки создавались, хотя и не получали массового распространения, оставаясь единичными опытными образцами, созданными с техническими или рекламными целями. Конструкторы-фантазёры, которые их разрабатывали, были движимы желанием сделать что-то необычное, не такое, как у остальных.

Милтон Оуэн Ривз в начале двадцатого столетия стоял в одном ряду с такими пионерами американского автомобилестроения, как Чарльз Дюреа, Элвул Хэйнз, Генри Форд и Александр Уинтон. Основанная им "Reeves Pulley Company" занималась постройкой типичных для того времени автомобилей с высокими колёсами. Для них Ривз сконструировал прогрессивную шкивно-коническую передачу, которая затем была забыта на многие годы, но в начале шестидесятых годов прошлого века возродилась на голландских автомобилях "Daf-Daffodil". Затем он построил двухцилиндровый шестисильный двигатель, который продал Джорджу Селдену для установки на построенный им автомобиль, впервые в Америке защищённый патентом.

Так Милтон Ривз приблизился к созданию "самого первого автомобиля в мире имеющего самый плавный ход", - как гласил рекламный анонс. Ривз предложил две схемы такого автомобиля - четырёхосную и трёхосную.


илл.

Первая машина называлась "Octoauto", а вторая "Sixauto", обе получили известность как "автомобильная авантюра мистера Ривза". "Octoauto" появился в 1910 году на основе серийного легкового "Overland" модели "38". Автомобиль отличался необычной плавностью хода и был не подвержен тряске, потому что, когда одно колесо этой восьмиколёсной громадины поднималось на бугор или опускалось в выбоину дороги, то остальные оставались на своём обычном уровне. Шесть колёс были сделаны поворачивающимися, они связывались друг с другом сложной системой тяг. Первый "Octoauto" после участия в первой гонке "500 миль в Индианаполисе" был продан бизнесмену из Чикаго Элберту Хабберду, который написал двухстраничную статью в журнале "Безлошадный век" о том, насколько приятно водить четырёхосный "Overland" по тогдашним чикагским улицам, не отличавшимся хорошим дорожным покрытием.


илл.

При создании "Octoauto" пришлось разработать серийный "Overland", удлинить ему раму, а затем снова установить не неё двигатель, сцепление, коробку передач и совершенно необычные переднюю и заднюю подвески, разработанные Ривзом. Каждая состояла,из четырёх продольных полуэллиптических рессор, одна из которых обычным образом подвешивалась к раме, а в том месте, где на серьгах крепился мост, была привинчена вторая рессора, на концах которой устанавливались оси. Такая конструкция давала необыкновенную мягкость подвеске машины. Две передние пары колёс, как и у многих тогдашних автомобилей, не имели тормозов, ими оборудовались только первые задние ведущие колёса. Для того, чтобы обеспечить управляемость трём парам колёс, пришлось пересмотреть обычный рулевой механизм, добавив в его конструкцию около шести дополнительных тяг.

В 1911 году "Ривз-Октоауто" успешно завершил пробег, предпринятый с рекламными целями через Толедо, Детройт, Кливленд, Акрон, Кантон до города Колумбия, находящегося в штате Огайо.

Множество людей, увидевших этот необычный, автомобиль, поспешили сделать заказ на его приобретение. Отпускная цена на четырёхосный восьмиколёсный Оверланд была установлена 3200 долларов, в то время как обычный туринг "тридцать восьмой" модели обходился всего в 1200 долларов. Автомобиль получился самым длинным из всех легковых машин, выпускавшихся тогда в Америке, его длина составила 248 дюймов (6200 мм). Однако возможности дешёвого Оверланда с двигателем всего в 25 л. с. оказались весьма ограниченными для такой махины.


илл.

Поэтому свою следующую модель "Сиксто-ауто" Милтон Ривз задумал на основе дорогого и мощного "Stutz Bearcat" 1912 года серии "В" с 60-сильным шестицилиндровым мотором, который был подарен ему конструктором, владельцем автомобильной фирмы "Стутц", Гарри Стутцем, очень интересовавшимся работами Ривза.

"Сикстоауто", как следует из названия, был построен с одной дополнительной осью, то есть шестиколёсным. Более лёгкий автомобиль с мощным мотором показывал отличные динамические результаты, хотя его стоимость уже составляла 5000 долларов. Таких машин на основе Стутца, в отличие от "Октоауто", было построено две: одна из них долгое время эксплуатировалась в городе Колумбус, штат Индиана, а в 1917 году была разобрана, превращена в обычный четырёхколёсный Стутц с кузовом родстер и продана как новый автомобиль. Несмотря на интерес к многоколёсным автомобилям Ривза, вызванный их демонстрацией и рекламой, реальных покупателей на такие необычные машины нашлось немного, а сам Милтон Оуэн Ривз увлёкся другими индустриальными прожектами, решив, что на автомобилестроении не разбогатеешь.


илл.

Однако самым первым шестиколёсным автомобилем в Америке стал не "Ривз", а шестиколёсное сооружение, сконструированное Альбертом П. Брумелем и построенное "Harding Company" из города Йорк в штате Пенсильвания. Эта машина была трансформирована из обычного четырёхколёсного "Уайта" путем добавления третьей оси и удлинения рамы. Ведущими были только средние колёса, приводимые цепью. Она оказалась достаточно плавной на ходу, но небольшая мощностью двигателя отразилась на её ходовых качествах.

Если ранние многоосные автомобили были попытками конструкторов добиться от автомобиля максимальной плавности хода, то к середине двадцатых, когда подвески обычных автомобилей стали достаточно совершенными, а амортизаторы поглощали все нежелательные колебания колёс, многоколёсные машины стали носить рекламные или репрезентативные функции. Торговая компания "Owens Motor Sale", находившаяся в Сан-Паулу, Миннесота, заказала "Berg Brothers Manufacturing Company" построить трёхосный легковой автомобиль, напоминающий паровоз с двигателем от "Форда-Т", установленным в бутафорском котле. Отделение машиниста вмещало пять пассажиров.


илл.

А барселонское отделение испано-французской фирмы "Испано-Сюиза" по заказу одного из европейских монархов, который на своё несчастье был свергнут и не смог оплатить заказ, построило трёхосный фаэтон-викторию на шасси модели "Н-6" 1923 года. Впоследствии этот автомобиль был куплен директором одной из голливудских киностудий за 35 000 долларов - тогда огромную сумму - и привезён в Голливуд. Эта машина сохранилась, сегодня она находится в коллекции Джорджа Форни из форта Коллинз в штате Колорадо.


илл.

В СССР в качестве эксперимента Виталием Грачёвым в 1937-1938 годах был построен трёхосный легковой автомобиль "ГАЗ-21", показавший великолепную проходимость по бездорожью, а затем на его базе сделали всего один образец трёхосной "эмки" (ГАЗ У-1), однако машина получилась очень тяжёлой, и мощности её 50-сильного мотора было явно недостаточно, поэтому от увеличения числа осей было решено отказаться, а основные усилия Грачёв направил на совершенствование ШРУСов для передних ведущих колёс, после чего создал "ГАЗ-64".

В Великобритании в начале тридцатых годов существовала "Morris Commercial Limited", строившая в достаточно больших количествах трёхосные автомобили-такси с шестицилиндровыми двигателями, рабочим объёмом 4256 см3 и мощностью 125 л. с, позволявшей тяжёлому автомобилю вместе с пассажирами развивать скорость до 112 км/час.

Когда в США появились переднеприводные "Олдсмобил-Торонадо" и "Кадиллак-Эльдорадо" с двигателями 300-360 л. с., началось повальное увлечение постройкой трёхосных грузопассажирских машин на их шасси по заказам богатых эксцентричных клиентов. Так, "American Quality Coach" предлагала в 1969 году "Олдсмобил Джетуэй-707", названный в честь "Боинга-707". Этот огромный трёхосный грузопассажирский вагон с девятью дверьми вмещал 15 пассажиров и стоил 75 000 немецких марок - 30 000 долларов по тогдашнему курсу.

Во Франции и Швейцарии многоосные универсалы строили фирмы "Tissiau" и "Sbarro".


илл.

Когда возник интерес к удлинённым лимузинам, появилось великое множество этих "стречей" на трёх и четырёх осях, однако финн Тим Лайтинен переплюнул абсолютно всех - он построил девятиосный стреч-лимузин на основе "Кадиллака-Эльдорадо" 1980 года. Машина имеет длину 15 метров, три передних управляемых моста и шесть поддерживающих - сзади.


илл.

Двигатель объёмом 8,2 литра, бар с миксером и хрустальной посудой, три цветных телевизора, радиотелефоны. На месте багажника - сидячий бассейн. Это самый длинный легковой автомобиль в мире. О его цене ничего не известно, да и сам автомобиль не ездит своим ходом, не потому, что не может, а потому, что его берегут и показывают в разных местах. Для его транспортировки был приспособлен специальный полуприцеп, буксируемый седельным тягачом Мерседес-Бенц 1920.

Пока что многоосные легковые автомобили являются курьёзами. Возможно, они станут обычными на дорогах в недалёком будущем. И намёком на это стал концепт-кар "И.ДЕ.А. КАЗ", дебютировавший на Женевском автосалоне в марте этого года. Этот лимузин с габаритами 6700x1950x1675 мм на восьми колёсах впечатляет. Слышали ли вы когда-нибудь об электромобиле с двигателем мощностью 590 л. с., разгоняющемся до 300 км/ч за 14,6 секунд, с пробегом на одной зарядке 600 км, при средней скорости 100 км/час? Возможно, что таким восьмиколёсным электромобилям и будет принадлежать будущее, а обычные четырёхколёсные с дымными двигателями внутреннего сгорания навсегда уйдут в историю.

Фото в заголовке: Туринг на базе "уайта", 1903.


илл.


Источник: http://www.autobuy.ru/page/ot-tryox-do-devyati
Категория: Мои статьи | Добавил: amper (10.02.2012)
Просмотров: 1809 | Теги: мировая автоистория | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: