Одни, неодобрительно покачивая головами, называют их подделками,
другие - чудом, объединившим время и технологии. На дорогах они,
несомненно, привлекают к себе внимание не только знатоков и ценителей,
но и простых прохожих.
Они - репликары (или, как любовно называют их коллекционеры,
"реплики") - машины, внешне похожие на раритетные модели, но созданные с
использованием современных технологий.
По мотивам Cobra
Вряд ли кто-то сможет сказать точно, где и когда, а самое
главное, по какой причине появился первый репликар. Известно одно -
случилось это меньше века тому. Автомобильная история насчитывает не так
много десятков лет, и, естественно, ни о каком ретро на заре
автомобилестроения речи быть не могло.
А вот что побудило первопроходцев вложить в старую форму новое
содержание: то ли доля романтизма, смешанного с любовью к прогрессу, то
ли извечное мальчишечье "и я такую хочу!", - сказать сейчас сложно. Но
факт остается фактом: реплики не только производят - их собирают
собственными руками, коллекционируют, как оловянных солдатиков, плюшевых
медведей и яйца Фаберже. Они стали предметом гордости и фетиша не
только коллекционеров, но и эпатажных автолюбителей. Действительно, в
таком авто сложно остаться незамеченным на дороге, но нужно иметь и
немало эпатажа в крови, дабы решиться стать центром "дорожного
внимания".
Реплика - тема для дискуссии
Как и любое отклонение от нормы, репликары мгновенно разделили
ряды коллекционеров-автолюбителей на традиционные три лагеря: "за",
"против" и "воздержусь". И если с последней группой все понятно, то
между поклонниками и противниками разгораются нешуточные споры. И те, и
другие апеллируют к достаточно веским аргументам в защиту своих позиций.
Владельцы и поклонники настоящего ретро утверждают, что репликары
лишены обаяния "вещи во времени": по их мнению, именно в этом и
заключается прелесть обладания раритетным авто. Да и вообще, имеет ли
кто право использовать внешность автолегенд? Впрочем, понять подобную
точку зрения просто: коллекционеру - владельцу эксклюзивных моделей,
доставшихся ему ценой неимоверных усилий и приносящих необычайную
радость обладания, сложно умиляться тому факту, что кто-то может создать
нечто похожее, к тому же имеющее вполне современные технические
характеристики.
Но не стоит обвинять создателей репликаров в том, что они
порочат доброе имя признанных легендами автомобилей. Скорее, наоборот:
подобное внимание к конкретной модели и желание ее "реинкарнировать"
свидетельствует о признании ее заслуг и эстетической привлекательности
дизайна, ведь "возвращают" из прошлого только те авто, которые вызывают
отклик у современных ценителей - что называется, запали в душу.
Кое-кто склоняется к мысли, что репликары - это просто подделки
раритетных автомобилей. Однако подобная аргументация не выдерживает
никакой критики: в репликах нет ни капли мошенничества. Они не создаются
с целью объегоривания честного народа: репликары не копируют прототипы в
мельчайших подробностях - они больше напоминают набросок оригинала,
сохраняющий всю прелесть дизайнерского решения прообраза.
В любом случае их не стоит воспринимать как фальшивку,
недостойную внимания истинных ценителей и коллекционеров. По мнению
поклонников таких авто, реплики, скорее, являются выражением жизненной
философии их владельцев: эстетика времени, несколько отшлифованная
современными материалами и технологиями, а также динамика - привычные
для нынешних автолюбителей технические характеристики.
Действительно, ведь помимо того, что репликары обладают
"внешностью" своих раритетных и именитых прототипов, они имеют вполне
современную "начинку". И это значительно упрощает решение проблемы
ремонта, бесконечного поиска необходимых запчастей, к тому же, что
немаловажно, позволяет экономить не только деньги, но и время.
Так, если речь идет о серийных моделях реплик заводской сборки,
на них устанавливаются вполне современные двигатели, комплектующие и
ходовые части от известных производителей с гарантией. Базой для
репликаров самостоятельной сборки может стать любая современная модель
(на выбор владельца).
По мотивам Bugatti
По мотивам Mercedes
Чудо создания
Для любителей самостоятельной сборки производители предлагают
вариант "конструктора" - так называемый кит-кар, из которого в
буквальном смысле слова можно собрать вожделенную модель. Все, что
требуется желающим, - определиться в выборе модели будущей реплики,
найти фирму-производителя с хорошей репутацией и сделать заказ.
А далее - дело умения и ловкости: все зависит только от ваших технических способностей...
В таком подходе есть несомненные плюсы. Прежде всего, подобный
"конструктор" обходится значительно дешевле даже по сравнению со своим
заводским аналогом, не говоря уже о подлинном раритете. Особенно ценовая
разница "чувствуется" при транспортировке кит-кара из одной страны в
другую (о том, в какие суммы обходятся отечественным автомобилистам
"растаможка" и оформление автомобиля, особо говорить нет необходимости).
При самостоятельной сборке владелец волен в выборе начинки: он
сам определяет, какая модель будет взята за основу репликара. С одной
стороны, кто-то скажет, что это крайне хлопотливо: искать, выбирать,
"подгонять"... Не проще ли приобрести модель заводского производства?
Проще, если вас не интересует "ремонтный момент", не беспокоит
отсутствие необходимых запасных частей, время, которое потребуется
затратить на ожидание их прибытия из дальних стран, и еще множество
прелестей отечественного автосервиса. Именно поэтому знатоки
предпочитают в качестве баз для реплик использовать марки, наиболее
распространенные и удобные в обслуживании на конкретной территории -
такой себе национальный момент. Так, в Америке, такими платформами часто
становятся машины Mustang, в Германии - Porsche.
А отечественная автоистория знает прецеденты создания реплик на
основе "Волги". Впрочем, создание репликаров на территории стран
бывшего СССР - тема крайне интересная и достойная отдельного внимания. И
пока иностранные компании производят автоконструкторы, бережно
раскладывают все детали по деревянным ящичкам и отправляют по адресу
заказчика, который по схемам и чертежам создает авто своей мечты,
отечественные умельцы делают все своими руками...и фактически из ничего.
Правда, творцов автомобиля мечты подстерегает ряд неприятных
моментов. Самостоятельная сборка реплики не обходится без ложки дегтя.
Момент первый. Хотелось бы предостеречь от поспешных выводов:
репликары только условно можно назвать доступными авто. Приобретение
кит-кара в среднем обойдется от 30 тыс. долларов, при этом реальная
стоимость автонабора может оказаться значительно выше той, которую
производитель изначально вам озвучит. Момент второй и крайне неприятный:
оформление. Дело в том, что отечественное законодательство крайне
недоброжелательно относится к авторепликам. И для того, чтобы
зарегистрировать созданное собственными руками чудо техники, придется
потратить немало времени, сил, и дополнительных средств (более подробную
информацию вы сможете найти в следующих номерах нашего издания в
рубрике "Retro-Право").
Итак, по самым скромным подсчетам, отечественным коллекционерам реплика обойдется в 60 тыс. долларов.
По мотивам Jaguar
Реплико-производители
Считается, что наибольшей популярностью репликары пользуются в
Америке, меньший отклик они находят в сердцах коллекционеров на
территории старушки Европы, преданно хранящей верность подлинным
ретромобилям. По всей вероятности, сказывается разница в менталитете и
"скорости" жизни: бешеный темп американских мегаполисов и вечная погоня
за американской мечтой не дает ни единого шанса на медлительную
романтику.
Но как бы там ни было, западные производители уже давно оценили
выгоду, которую им может принести любовь автомобилистов к
ретро-машинам. Действительно, количество людей, жаждущих стать
обладателями копий или оригиналов эксклюзивных авто, владельцами которых
являются (или являлись) коронованные особы и богатейшие люди планеты, с
каждым годом неуклонно увеличивается.
И сегодня, помимо непосредственно самого антиквариата,
предлагают множество вариантов и вариаций "на тему". Появляются
стилизованные "а-ля ретро" модели всемирно известных марок (например,
встречающийся на украинских дорогах Chrysler PT Cruiser), под заказ
создаются точнейшие копии эксклюзивных машин, которые в мельчайших
подробностях повторяют свой прототип - и, по сути, являются его клоном.
Правда, такие модели не считают репликарами, их относят к категории
"воссозданных". Практически все их детали полностью дублируют деталями
оригинала, и заказчик получает, как бы это забавно ни звучало, абсолютно
новый раритет. Однако такое автоклонирование - удовольствие далеко не
из дешевых. К тому же подобные автомобили имеют технические
характеристики подлинника, в отличие от реплик-моделей, по внешнему виду
очень похожих на своих предшественников, но имеющих вполне современное
нутро. Здесь мы не говорим о противозаконных подделках эксклюзивных
авто, когда автомобиль-"клон" выдается за оригинал, нагло вводя в
заблуждение ценителей. Прецедентов уже так много, что в ближайшем номере
мы расскажем об этом, а также будем уделять особенное внимание
конкретным моделям автомобилям и средствам защиты от подделок, которые
использовали их производители.
В целом, на сегодня в мире существует около 40 компаний,
достаточно известных в узких кругах, занимающихся производством
репликаров.
А уж о количестве автомастерских, в которых умельцы "искусства ради" своими руками создают реплики - и говорить не стоит...
Одним из самых старых и, пожалуй, самых известных
производителей репликаров является американская компания Excalibur
Automobile Corporation. Свою деятельность она начала в конце 1960-х гг.
Именно тогда и был создан первый Excalibur - реплика на основе
небезызвестного Studebeker с внешностью Mercedes-Benz SSK 1928-1929 гг.
Правда, изначально эта модель получила комбинированное название
Mercebeker, но позже была переименована. Именно она стала первой в целом
ряду реплик на основе различных моделей, запущенных позднее в
производство Excalibur Automobile Corporation. Стоит отметить, что
долгое время автомобили марки Excalibur пользовались значительной
популярностью. Среди именитых производителей реплик можно назвать Sbarro
(Швейцария), Penter и Olbeni (Англия), Laffer С.А. Автолюбители,
предпочитающие создавать мечту собственными руками, могут приобрести
кит-набор от английской фирмы Beauford Cars Ltd., работающей на рынке
уже почти полтора десятилетия.
Словом, выбор велик - последнее слово только за покупателем.
По мотивам Porshe
Резюме
Как бы ни разнились мнения коллекционеров относительно
репликаров, неоспоримым остается одно: для того, чтобы оценить всю
прелесть и особый шарм подобных автомобилей необходимо уметь чувствовать
время и при этом - жить в бешеном темпе сегодняшнего дня. Как говорят
ценители, реплика это не просто авто, - это воплощение вашего взгляда на
действительность.