Моя соседка Лена Ванина
каждый день водит свою дочку Олю пешком в гимназию за три автобусных
остановки - ездить ей не на чем. Наташа Тен - уроженка алмазной Якутии -
ездила в школу на собачьих упряжках. Вовка Киреев, родившийся в столице
Адыгеи Майкопе, каждый день отправлялся на занятия на персональном
ишаке. Лёха Сажаев жил в Замоскворечье, рядом со школой, поэтому проблем
с транспортом у него не существовало: перешёл дорогу - и на уроке.
"Новые русские" вот уже десять лет везут свои чада на учёбу в
"мерседесах" класса "S". И только небольшой контингент школьников,
временно живущих в Москве, может себе позволить поездку в школу на
специально приспособленном школьном автобусе - это дети сотрудников
американского посольства.
Особенностью организации образования в
Соединённых Штатах Америки является значительная удалённость учебных
заведений от места жительства учащихся, что потребовало создания
огромного парка специальных школьных автобусов.
Их появление относится к десятым годам прошлого
века, когда автомобиль как средство транспорта стал достаточно
совершенным. Ранние американские школьные автобусы имели примитивные
открытые кузова, не предоставлявшие детям даже самых минимальных
удобств. Но постепенно "School Bus" совершенствовались, а число их
производителей росло.
В США, существуют более двенадцати
специализированных кузовных фирм, поставляющих специальные кузова для
школьных автобусов, строящихся на шасси девяти автомобильных
компаний. Самыми главными поставщиками шасси для школьных автобусов
сегодня являются автомобильные компании "Chevrolet", "GMC",
"Ford", "Dodge", "International", "Mack", "White". Двадцать-тридцать лет
назад количество продуцентов шасси школьных автобусов было намного
больше, тогда ещё существовали такие известные компании, как "Brockway",
"Reo", "Studebaker" и "Peterbilt".
Основными поставщиками кузовов для школьных
автобусов стали фирмы: "Superior", "Coachette", "Wayne", "Thomas",
"Ward", "Crown", "Hackney", "Excel" и "Carpenter". Каждая из этих
компаний может изготавливать кузова для любого шасси школьного автобуса,
выпускающегося в США. Так, "Wayne" создаёт кузова как для лёгкого "Ford
F-350", так и для тяжёлого шасси "F-700".
Типичный американский школьный автобус представляет
собой удлинённое шасси грузового автомобиля с двигателем, расположенным
спереди, и пониженной рамой, на которой устанавливается кузов с
каркасом из лёгких алюминиевых профилей, с приклёпанными к нему
алюминиевыми панелями обшивки. В кузове имеются два ряда двухместных
сидений, не допускается, чтобы дети ехали стоя, каждое сиденье в
обязательном порядке оборудуется ремнём безопасности. Школьный автобус
имеет всего две двери. Одну - главную, многостворчатую, не выходящую за
габариты машины, управляемую водителем. И другую - в задней части -
аварийную, служащую для эвакуации детей в случае дорожно-транспортного
происшествия. Последняя всегда закрыта, чтобы школьники не выпали на
ходу из автобуса.
По динамическим качествам, плавности хода,
удобству поездки и условиям комфорта школьные автобусы в большинстве
своём не намного уступают обычным легковым автомобилям (для среднего
американца). Школьный автобус может управляться как специальным
водителем, так и учителем, совмещающим обязанности шофёра.
Учитель-шофёр, как правило, перевозит детей старшего возраста, не
требующих особого надзора. Ученики младших классов всегда сопровождаются
их преподавателем, а автобус ведёт профессиональный водитель.
Кузов оборудуется мощной отопительной
установкой и кондиционером, позволяющим поддерживать в салоне автобуса
наиболее оптимальный температурный режим. На трафарете в передней и
задней частях школьного автобуса имеются хорошо читаемые надписи "School
Bus", по бокам которых установлены специальные ярко-красные фонари,
чётко выделяющие габариты автобуса в тёмное время. В последние годы
удельный вес школьных автобусов с бензиновыми двигателями значительно
понизился за счёт выпуска шасси с дизельными моторами. Дизелизация
школьных автобусов происходит также и там, где ещё эксплуатируются
автобусы с карбюраторными двигателями, которые заменяются более
экономичными дизельными.
Экономическая целесообразность замены двигателей в
эксплуатации всё более возрастает в связи с повышением эффективного
применения парка школьных автобусов. Самый крупный владелец таких
автобусов - компания "Charter Bus", находящаяся в Лос-Анджелесе, -
обслуживает 800000 учащихся 596 школ на территории 60 квадратных миль.
Ежедневный пробег школьного автобуса, принадлежащего этой компании,
составляет 130-160 км. Время простоя автобуса - всего один час за
восьмичасовой рабочий день.
При переводе 24-х, 42-х и 79-местных
школьных автобусов на дизельные двигатели расход топлива на одну милю
пробега снижается примерно в два раза, а остальные эксплуатационные
затраты - на 10 долларов на 100 км пробега. Обычный школьный автобус
находится в эксплуатации от трёх до десяти лет, в зависимости от
интенсивности его использования. За свой срок службы машина может
поменять до трёх двигателей и других агрегатов, выходящих из строя.
Основная масса школьных автобусов, эксплуатируемых на дорогах США,
окрашивается в жёлтый цвет, который сразу даёт представление другим
участникам движения, кого везёт данный автобус, заставляя их быть
особенно внимательными при обгонах и маневрировании.
Участники движения, когда видят "скул-бас",
стараются не производить сложных манёвров неподалёку от него, они чётко
реагируют на дополнительные сигналы, которыми оснащается школьный
автобус. Если семафорный указатель остановки, дублирующий основной
пово-ротник, приведён в рабочее состояние, то владелец следующего за
автобусом легкового автомобиля обязан снизить скорость и объехать
школьный автобус с соблюдением повышенной осторожности.
Практически всегда "скул-басы" пользуются
привилегиями на дорогах, а когда школьники выходят из автобуса, водители
остальных транспортных средств стараются дать им возможность
беспрепятственно перейти улицу или дорогу.
Тем не менее, школьные автобусы, работавшие
последние сорок лет в посольстве США в Москве, были чёрными, бежевыми и
тёмно-голубыми. С 1960 по 1968 годы американских школьников, детей
сотрудников посольства и других американских организаций в СССР возили
на 54-местном чёрном "скул-басе" на шасси "International Loadstar"
модели 1600, построенном компанией "Wayne".
Автобус управлялся наёмным русским водителем,
предоставленным УПДК и хорошо знавшим правила движения и Москву, а
учащихся сопровождала американская учительница, следившая, чтобы все её
подопечные вовремя сели и вышли из автобуса. Огромный чёрный монстр,
всегда стоявший на улице, каждый день проходил технический осмотр перед
выездом. К концу шестидесятых этот автобус начал разрушаться. Его
заменили новым "Уэйном", также на шасси "Интернейшнл Лоадстар-1600",
проработавшим до 1970 года, когда ему на смену пришёл новый "скул-бас",
уже на шасси "Лоадстара-1800". В 1979 году и эту машину поменяли на
школьный автобус на шасси "Форд Ф-700", впервые с надписью "School Bus"
на обычном месте. Старые школьные автобусы, работавшие в Москве, видимо,
из-за соображений конспирации, не имели никаких надписей. Кто тогда мог
отличить американский школьный "Интернешнл" от устаревшего советского
"ЗИС-16" или "ПАЗ-651"?
На смену "Форду" с кузовом "Wayne" пришёл
автобус на шасси "GMC" серии 600 уже с кузовом, сработанным "Томасом" и
прослуживший в посольстве США с 1976 по 1989 годы, окрашенный в
светло-голубой оттенок. Сегодня американских школьников - детей
значительно сокращённого персонала американского посольства в Москве -
обслуживает грязно-голубой "School Bus" на шасси "Chevrolet" серии 60
1988 года.
Устаревшие американские школьные автобусы
продавались в советские транспортные организации, где они ещё многие
годы праведно трудились на ниве перевозки пассажиров. Так, самый первый
"School Bus" на шасси "Интернешнл" 1960 года до сих пор возит на работу
сотрудников одного из автобусных парков Калуги.