Трабанты
были своего рода автомобильным символом ГДР. Маленькие, неказистые,
чадящие двухцилиндровыми двигателями машинки почти пол-века олицетворяли
плановую экономику по восточную сторону Берлинской стены. Их ругали и
восхваляли, на них писали ироничные рецензии и рисовали граффити с их
изображением на стенах. Британцы поместили Трабант в топ-50 самых худших
автомобилей истории, а в самой Германии количество фан-клубов только
растет. Противоречивый автомобиль и, вместе с тем, столь неотделимый от
истории Германской Демократической Республики. Сегодня мы поговорим о
Траби...
Как известно, имя новоиспеченному
автомобилю дало знаменательное событие - запуск советского "Спутника" в
Космос в 1957 году. Собственно, Trabant по-немецки и означает "Спутник".
Производство автомобиля началось в том же 1957 году на автомобильном
заводе в Цвикау (мы уже говорили о нем в обзоре автомобиля Wartburg),
машина имела индекс P50 и немного отличалась от привычного для нас
образа. (Стоит отметить, что прототип P50 выглядел совсем неказисто, так
что в определенной степени Траби с дизайном повезло).
1.
Trabant первого поколения. Модель P50
2.
3.
4.
Эмблемой
Траби стало стилизованное изображение буквы "S", от слова Заксенринг.
Полностью предприятие, на котором производились автомобили,
называлось"Sachsenring Trabant"
5.
6.
В
1962 начинается производство Трабанта P60. Под капот ставят вместо
18-ти сильного уже 23-сильный агрегат. Двухцилиндровый двухтактовый
двигатель по-прежнему отличается повышенной "чадливостью", забавно
бурлит, а топливо, в виду отсутствия бензонасоса, поступает в бак
самотеком. Принципиально новый двигатель Траби получил лишь незадолго до
кончины - в 1989 году на него начинают устанавливать моторы от
Volkswagen Polo. Особого смысла в этом, однако не было - морально
устаревшая машина в таком виде уже не являлась конкурентоспособной на
фоне более совершенных западногерманских аналогов.
Кабриолет на
базе модели P60. Серийно такая машина не выпускалась, скорее всего - это
результат переделки Трабанта одной из западногерманских фирм.
7.
8.
В
1964 году Траби переживает уже более основательную модернизацию,
мощность двигателя повышается до 26-ти л.с., кузов подвергается
рестайлингу, машина обретает индекс P601. Название сразу расшифровали с
юмором: 600 человек стоит в очереди, а один покупает. Кстати,
утверждение о том, что автомобиль имел пластмассовый кузов - не совсем
верное. На самом деле он собирался из дуропласта (материал схожий по
свойствам со стеклопластиком, с наполнителем из отходов хлопкового
производства) делались лишь внешние навесные панели, сам же каркас
по-прежнему оставался стальным. Дуропластовые кузова были "дешевым и
сердитым" решением - стального листа тогда отчаянно не хватало, а
подобный кузов к тому же, являлся отличным подспорьем в борьбе с
коррозией. Многие владельцы автомобилей до сих пор ценят в своих
автомобилях именно это качество.
В 1964-ом году к производственной программе присоединяется универсал Combi
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Обратили внимание на автомобиль слева в потоке? ГАЗ-24 "Волга".
Фото пользователя Hugo90 с фотохостинга Flickr
17.
За
свою долгую конвейерную жизнь автомобиль обзавелся огромным количеством
"кличек", в их числе: "мотоцикл на четверых с общим шлемом", "гоночная
картонка", "чемодан беженца".
18.
Рекламный видео-ролик. На мой взгляд, довольно изобретательно, хотя и не шедеврально.
19.
В
1965 году появился Trabant Kubelwagen - военный автомобиль с упрощенной
отделкой и мягким верхом. Позже на его базе создается Trabant Tramp -
этакий социалистический ответ западным "пляжным багги". Кроме того,
начиная с восьмидесятых годов появляются модификации S и DeLux -
"люксовые" версии Траби.
Trabant Kubelwagen
20.
Trabant Tramp
21.
Фото пользователя Hugo90 с фотохостинга Flickr
22.
Трабант был настоящим трудягой. Служил в полиции...
23.
...Пожарным (автомобиль "пожарной дружины")...
24.
...И даже участвовал в соревнованиях!
25.
Типичная
фотография семидесятых: Вартбурги, Трабанты, Жигули, Фиаты... Жители
ГДР обладали большей свободой выбора личного транспортного средства,
нежели их собратья в СССР. Немцам были доступны чехословатские,
польские, югославские, советские и, собственно, восточно-германские
автомобили. Вместе с тем, очередь за Трабантом порой достигала 13 лет!
(Кстати, отдельные их экземпляры все же попадали в СССР)
26.
Этот Trabant Combi был обнаружен мной собственноручно в одном из двориков болгарского города Балчик в 2009 году.
27.
28.
В
1988 ом году автомобиль получает "нормальный" 41 - сильный 1100 кубовый
двигатель от Фольксваген Поло и индекс 1.1 в названии, однако спасти
производство это уже не могло. К моменту закрытия предприятия в Цвикау
успели выпустить немногим более тридцати девяти тысяч автомобилей этой
модели в трех кузовах (седан, универсал и открытый Трамп)
Вместе с
тем, инженеры на всем протяжении производства не переставали создавать
все новые и новые прототипы. К производству предлагались совместно
разработанный со Шкодой хетчбек, рестайлинг версии 1.1 и десятки других
проектов. Однако, все они по тем или иным причинам так и остались "на
полке"....
Концепт P603 (1968 год)
29.
P 670 (1975 год)
30.
31.
Trabant 1100 Prototype (1979 год)
32.
Проект рестайлинга 1982 года.
33.
34.
Трабант 1.1 (1988 год)
35.
36.
В 1991 году советская пресса трогательно поводила заслуженный автомобиль "на покой".
37.
...И встретила "приемника"
38.
Всего было выпущено 3 132 240
Трабантов всех модификаций. Однако, на этом история заслуженного
автомобильчика не закончилась. На автосалоне IAA 2009 во Франкфурте
немецкая компания по производству масштабных моделей Herpa и
автомобилестроительная компания IndiKar (мелкосерийное производство)
представили публике Trabant nT (New Trabant). Проект был весьма
многообещающим, но как это часто бывает при попытке возродить марку,
заглох на старте.
39.
40.
41.
ну
и напоследок небольшой обзор необычных Трабантов, увиденных мною в
Интернете в рамках подготовки этого обзора. Некоторые машины
действительно весьма неординарны....
42.
43.
Траби-Сафари и замечательный эмоциональный комментарий к нему:
"I
cannot recommend the Trabi-Safari enough! This was the highlight of my
trip to Berlin - driving a real DDR Trabant through the streets of the
city. We literally spent 60 minutes with grins on our faces - this car
is seriously fun to drive despite its reputation! As you shake and
rattle through the streets of Berlin prepare for people on the streets
to smile, wave and take pictures. We naturally obliged by waving back
and beeping the (rather weak meep) horn. Sadly we missed most of the
commentary with our hysterical giggling but, as I said earlier, this was
the highlight of my Berlin trip. We're even planning a return visit
just so we can take another Trabi-Safari!
Человек повествует о
самой яркой части своего путешествия в Берлин: вождению настоящего
гэдээровского автомобиля по улицам города. Все ему машут, улыбаются и
фотографируют забавный экземпляр. Несмотря на то что большинство
комментариев гида весельчак пропустил, сафари произвело на него
неизгладимое впечатление и он намерен вернутся в Берлин, что бы
воспользоваться ещё одним Траби-Туром.
44.
45.
46.
47.
Фото пользователя Meyer.U с фотохостинга Flickr
48.
Фото пользователя Wutzman с фотохостинга Flickr
49.
Немного памятников Трабанту.
50.
Фото пользователя Jaime.Silva с фотохостинга Flickr
51.
52.
Мое скромное творчество в подарок "Трабантистам".
53.
В
настоящий момент насчитывается более 200 фан-клубов Трабанта только в
Европе, не говоря уже о совсем экзотических для этого автомобиля
странах: США и Канады. Ежегодно сотни фанатов марки на своих малышах
съезжаются на "историческую Родину" автомобиля в Цвикау, что бы вернутся
в свою молодость, окутанную "ароматом" выхлопных газов этого
неказистого автомобиля. А раз так, Траби ещё долго будет символом
чего-то большего, чем форсированная автомобилизация или отражение
экономического строя. Чего-то неуловимо душевного и вызывающего
трогательную улыбку...