Одной из американских фирм сконструирован и построен экспериментальный образец летающего автомобиля (см. фото). Летающий автомобиль при демонтированных крыльях ничем не отличается от обычного, и для хранения его не требуется специального гаража. На автомобиле установлен 6-цилиндровый двигатель с воздушным охлаждением мощностью в 130 л. с. Шасси автомобиля трёхколёсное, кузов двухместный. При движении по земле ведущими являются задние колёса, при подъёме в воздух они отъединяются, и передача мощности идёт на пропеллер, располагаемый в передней части автомобиля. Крылья и пропеллер могут быть установлены в течение 5 минут. Рулевой механизм сконструирован так, что им можно пользоваться как для поворота колёс, так и плоскостей управления в полёте. Размах крыльев - 9 м. Скорость полета в воздухе при весе автомобиля 800 кг - 175 км/час. Дальность полета - 1000 км. Popular Mechanics Magazine, 1946
Летающие автомобили
Успехи, достигнутые за последние годы в области создания силовых установок с высокой удельной мощностью, и использование для вертикального подъёма винтов, установленных в кольцевых каналах, создали реальные предпосылки для разработки конструкции летающих автомобилей. Весной 1957 года в США демонстрировались образцы летающих платформ, способных поднять одного человека, В американской печати сообщалось о работах по созданию индивидуальных вертолётов и летающих автомобилей. Ряд фирм работал по созданию армии США над образцами "летающих джипов". На состоявшейся в конце 1958 года конференции общества автомобильных инженеров в Детройте, которая обсуждала вопрос об "автомобиле 1980 года", представитель компании "Крайслер Корпорейшн" сообщил, что осуществляемый этой компанией проект "воздушного джипа" приближается к завершению. Исследовательские и опытно-конструкторские работы в этой области ведутся с целью найти метод благополучно приземляться при выходе двигателя из строя и подтвердить расчётные данные и сведения, полученные в аэродинамических трубах и с помощью моделирующих вычислительных машин. В конце 1958 года проводились испытания образца "воздушного джипа ВЦ-8П", который, по сообщениям прессы, объединяет универсальность использования, свойственную автомобилю типа "джип", со способностью парить в воздухе и совершать полёты, свойственные небольшим вертолётам. Работы, проводимые по заданиям армии США в области создания летающих машин, отражают стремление коренным образом повысить манёвренность войск в новых условиях ведения боевых действий. В 1959 году работы по созданию различных образцов летающих машин, в том числе и боевых, получили ещё более широкий размах. По сообщениям американской военной печати, в ближайшее время будет готова к испытаниям модель летающего лёгкого танка весом в одну тонну. Мощность его двигателя 55 л.с.; считают, что он сможет передвигаться по воздуху со скоростью до 320 км/час на высоте около 1,5м. Представитель компании "Форд" сообщил о предполагаемых испытаниях летающего транспортёра, который может поднимать груз весом до 20 тонн и лететь на высоте 7,5 метра. Длина транспортера - около 15 метров, ширина - 9 метров. Подъём и спуск транспортёра производится по вертикали. В Великобритании строится летательный аппарат "Ховер-крафт", представляющий собой эллиптическую платформу, в средней части которой сверху находится вертикальный туннель с вращающимся в нём в горизонтальной плоскости винтом, отбрасывающим поток воздуха под платформу, Для привода винта использован поршневой двигатель мощностью 450 л.с. Общая длина аппарата - 9 м, ширина - 4 м, высота - 3,5 м, вес - около двух тонн, Считают, что он будет развивать скорость полёта около 55 км/час на высоте 30 - 60 см. Изготовлен он из лёгкого сплава. Первые успехи в деле создания летающих автомобилей, способных повысить подвижность и манёвренность войск на поле боя, привлекают внимание военных специалистов. За рулём, I960
Аэромобиль
Автомобиль Франшома, приводимый в движение воздушным винтом. На недавно состоявшейся автомобильной выставке в Брюсселе всеобщее внимание привлёк автомобиль, приводимый в движение мощью воздушного винта. Аэромобиль (Windwagen), таково название, данное американцами автомобилям подобной конструкции, перемещается благодаря тяге от потока воздуха, создаваемого лопастями, воздушного винта. Что подобная тяга вполне достаточна, было уже доказано за несколько лет до этого Аршдеаконом, применившим её для мотоциклетки. В те "легендарные времена" широкая публика впервые убедилась в существовании новой движущей силы, создаваемой воздушным винтом. Немного спустя Генри Форман решил устроить винт на задней стороне обыкновенного автомобиля. В настоящее время всё чаще и чаще начинают появляться сани, приводимые в движение воздушным винтом. Из приведённого снимка автомобиля Франшома нетрудно заметить, что конструктор воспользовался некоторыми данными воздухоплавательной техники. Двигатель вместе с винтом может быть без всяких помех установлен на аэроплане. Двигатель трёхцилиндровый с воздушным охлаждением. Воздушный винт сидит непосредственно на валу двигателя. Корпус автомобиля спереди, и сзади заострён, и тем самым создано как легкое прорезание, так и лёгкое стекание воздуха. Очень лёгкая тележка со значительной шириной хода служит основанием автомобиля.
Таким образом, мы имеем автомобиль без сцепления, без передаточных механизмов, без карданной и цепной передач, без зубчатых колёс. Жаль только, что лопасти, винта, создающие вокруг вихревые движения, в значительной степени увеличивают опасность для людей, оказывающихся недалеко от автомобиля, и, кроме того, что аэромобили эти ещё не испытаны при движении по горным дорогам. В настоящее время в Англии, на Бруклинском автодроме, также испытывается автомобиль, движущийся с помощью воздушного винта. Рисунок его приведён в этом номере. На ближайших состязаниях на этом автодроме предлагают ввести новую категорию автомобилей, а именно: аэромобили. Автомобили и воздухоплавание, 1912
Прыгающий автомобиль
Изображённая на фотографии машина, выставленная на немецкой авиаспортивной выставке, объединяет свойства автомобиля со свойствами автожира (летательный аппарат, поднимающийся вертикально). Обычно машина движется по земле. Если ей встречается какое-нибудь препятствие, достаточно повернуть ручку на потолке, чтобы раскрылись лопасти крыльев, и машина поднялась вверх, двигаясь вперёд по инерции. Кто знает, быть может, это средство сообщения будущего. Интересно, что аппарат имеет и автомобильный номерной знак, и авиационный. За рулём, 1933
Летающий автомобиль.
В Америке построен аэромобиль, представляющий сочетание автомобиля с так называемым комбинированным крылом. В это крыло вмонтированы два небольших мотора мощностью около 100 л.с. каждый. На концах крыла расположены шайбы, которые придают устойчивость крылу в полёте и служат одновременно рулями поворота. Комбинированное крыло надевается на лимузин легкового автомобиля и закрепляется замками в четырёх точках. Штурвал управления пропускается через люк, вырезанный в потолке лимузина. В собранном виде автомобиль похож на бесхвостый самолёт, сконструированный по принципу "летающего крыла". Конструкция таких автомобилей очень проста. Комбинированное крыло может превратить в автомобиль даже обычный легковой автомобиль типа "Форд", надо лишь усилить его раму и рессоры.
Вряд ли, однако, такая конструкция найдёт широкое применение. Каждый раз для превращения автомобиля в самолёт надо совершать процедуру надевания тяжёлого крыла. При сухопутном передвижении крыло приходится снимать, так как оно слишком широко и громоздко для поездок по улицам и дорогам. Для взлёта аэромобиля требуется аэродром, как и для всякого самолёта... Техника - молодёжи, 1938
Летающий автомобиль
Ещё в 1932 г. в иностранной прессе появилось сообщение о создании опытной конструкции летающего автомобиля. Изобретателем этой машины был американец Уотерман, который, несмотря на неудачные опыты с первым образцом, продолжал работать до последнего времени над разрешением проблемы автомобиля-самолёта... Основная цель, поставленная конструктором, заключалась в создании дешёвой машины индивидуального пользования, которая могла бы применяться для передвижения как в воздухе, так и на земле и нашла бы в стране массовое распространение. Первый летающий автомобиль, построенный в 1932 г. полукустарным способом из обломков нескольких самолётов, оказался неудачным потому, что имел низкие лётные качества и был чрезвычайно неустойчивым. После ряда опытов в феврале 1937 года был закончен и опробован новый образец летающего автомобиля, изображённый на рисунке и получивший название "Эрроубиль". Он показал удовлетворительные лётные качества и должен послужить образцом для дальнейшего развёртывания производства подобных машин.
На рис. 1 показан "Эрроубиль" в момент взлёта, а на рис, 2 - тот же "Эрроубиль" со снятыми крыльями при движении по земле. Таким образом, переход из лётного положения в наземное сопровождается обязательным снятием крыльев, имеющих достаточно большие размеры для получения низких посадочных скоростей. Однако это не является серьёзным препятствием, так как конструкция предусматривает лёгкость и быстроту снятия и надевания крыльев. Пропеллер в наземном положении остаётся, но лишается привода. На испытаниях машины в воздухе скорость её оказалась порядка 185 км/час, крейсерская скорость - около 160 км/час и посадочная скорость, являющаяся одновременно наземной скоростью машины, - 72 км/час. За рулём, 1938
Летающий автомобиль
Трёхколёсный автомобиль с обычным шестицилиндровым автомобильным мотором и с привычным пропеллером имеет приставные крылья и может летать, как самолёт. Скорость его на земле - 80 км в час, а в полёте - 175 км в час. На верхнем фото - автомобиль на земле, на нижнем - в полёте. Знание - сила. 1937
Аэромобиль "Кенгуру"
На фото показан проект аэромобиля - автомобиля с пропеллером. Американцы прозвали его "кенгуру". При замедленной езде он становится на два передних колеса; при быстрой езде едет только на больших задних колёсах. На хвосте аэромобиля имеются стабилизаторы, как у самолёта. Знание - сила, 1937
Автомобиль с пропеллером
Для обслуживания аэродромов в некоторых европейских городах введены автомобили-лилипуты, приводимые в движение большим пропеллером. Скорость их достигает 140 км в час. За рулём, 1932
Представим себе аэромобиль будущего.
В своём "наземном" состоянии это - обычный гладко отполированный, хорошо "зализанный" лимузин. Перед взлётом по бокам лимузина расправляются гибкие стальные пластинки, напоминающие по форме крылья стрекозы. Пластинки начинают описывать "восьмёрку" в воздухе, всё время увеличивая скорость. Наконец они становятся невидимыми. Счётчик вибрации показывает 8 тыс. колебаний в минуту. Аэромобиль отделяется от земли. Он может подниматься в воздух без всякого разбега. Сначала этот подъём будет очень медленный - не более 1 м/с, но постепенно вертикальная скорость увеличивается. Набрав достаточную высоту,водитель переводит машину на горизонтальный полёт. Полёт совершается бесшумно. Мотор настолько совершенен, что звук его почти не слышен. Вместо треска пропеллера слышен едва уловимый шелест вибрирующих крыльев. Они в полёте не видны, и кажется, что лимузин плывёт в воздухе без всяких крыльев. Он такой же, каким был на земле, только его колёса убраны в обтекаемый кожух, чтобы уменьшить лобовое сопротивление. Перед посадкой шасси снова выдвигается наружу. Машина может опускаться наклонно или вертикально, медленно или быстро, в зависимости от быстроты вибрации крыльев. Аэромобиль может с большой точностью опуститься на выбранный им пункт - на крышу небоскрёба, на лужайку, на площадь города. Здесь он складывает свои крылья и смешивается с обычными автомобилями, стремительно бегущими по городским улицам и дорогам. Техника - молодёжи, 1938