Послевоенный советский кинематограф прочно поселил в умах образ лихого связного с пакетом, верхом на горячем скакуне.
"И то дело, - рассуждал зритель, -
верховой доставит важное донесение куда быстрее пешего. Как же можно
красноармейскому связисту без лошади? У немцев, понятно, мотоциклов было
в достатке, а мы, как всегда, на "авось" понадеялись да на лошадок..."
Мало кто знал о том, что готовившаяся к
скорой войне Рабоче-Крестьянская Красная Армия ещё в 30-е имела на
вооружении несколько моделей лёгких мотоциклов и широко использовала их
для целей связи и разведки.
Эти функции в РККА с начала 30-х и практически до конца
Великой Отечественной войны выполняли мотоциклы семейства, начало
которому положил в 1930 году "Л-ЗОО". В СССР в конце 20-х-начале 30-х
годов для сокращения отставания в технике от ведущих мировых держав
творческими коллективами в различных отраслях промышленности на базе
лучших зарубежных образцов создавались конструкции, пригодные к нашим
условиям эксплуатации. Такое заимствование помогло сэкономить время на
оснащение народного хозяйства и армии современной техникой.
Созданная при ВСНХ СССР в конце 20-х годов
комиссия,поручила изготовление мотоцикла ленинградскому тресту массового
производства, который передал задание подведомственному заводу
"Промет". За образец был взят немецкий ДКВ "Люкс-300", выпускавшийся
тогда достаточно большим тиражом. Группой конструкторов завода на основе
отчёта об испытаниях, проведённых С. И. Карзинкиным, была проведена
адаптация "Люкса" к нашим условиям производства и эксплуатации. Наиболее
заметными изменениями явились увеличенный клиренс и ресивер (его
применение на одноцилиндровом двухтактном двигателе облегчало продувку
цилиндра) перед приёмной трубой глушителя. В конце 1930 года
мотоцикл получил обозначение "Л-ЗОО", и его сборка была налажена в
Ленинграде на заводе "Красный Октябрь". Немало помогли быстрому
освоению в производстве и совершенствованию конструкции, проводимые в то
время всесоюзные пробеги новой техники.
Мотоцикл был признан весьма удачным, и к 1934 году планировалось достичь объёма производства 10000 штук в год.
В конце 1932 года конструкторская документация по
"Л-ЗОО" была передана на ижевский Опытный мотоциклетный завод, имевший
собственную конструкторскую базу. Привязывая машину к местным условиям
производства, ижевские инженеры основательно доработали и улучшили
конструкцию. Во многом новая, машина была названа "Иж-7".
Осуществляя в непростых условиях серийное
производство, постоянно увеличивая объём выпуска, ижевцы не забывали и
совершенствовать конструкцию. Так, на двигателе "Иж-7" путём повышения
степени сжатия, изменения формы головки цилиндра, поршня и продувочных
каналов удалось поднять мощность двигателя приблизительно на 20%. Новый
двигатель был установлен в усовершенствованное шасси, новый мотоцикл
получил обозначение "ИЖ-8". На нём был применён генератор постоянного
тока, установленный перед двигателем и имевший ременный привод, новая
фара, появились генератор и стоп-сигнал. Дальнейшее
совершенствование конструкции заводские инженеры произвели путём
увеличения рабочего объёма, усовершенствования формы продувочных окон,
изменением формы рёбер охлаждения головки и цилиндра, в шатуне
установили игольчатый подшипник, добавили второй глушитель, вилка
переднего колеса была доработана и усилена, диаметр тормозных барабанов
увеличился - модель "Иж-9" была запущена в серийное производство
весной 1940 года. Осенью 1941 года производство было прекращено в
связи с эвакуацией завода.
Другим путём совершенствования мотоцикла
"Л-300" стала установка на него ленинградскими конструкторами
одноцилиндрового четырёхтактного верхнеклапанного двигателя рабочим
объёмом 350 см3. На "Л-8", так назвали новую модель, впервые в стране
был применён ножной рычаг переключения передач, ободья колёс стали не
клинчерными, а прямобортными. Слабость производственной базы
"Красного Октября" предопределила максимально возможную унификацию с
выпускаемой моделью. Результатом этого явились недостатки "Л-8",
проявившиеся в эксплуатации - имея трёхступенчатую КПП от "Л-300",
мотоцикл имел плохую динамику и недостаточную приспособленность к
тяжёлым дорожным условиям. По этой же причине не была запущена в
производство более перспективная, спроектированная с учётом тенденций
развития западного мотоциклостроения модель "Л-500".
Конструкторскую документацию для
производства "Л-8" передали в Серпухов, где он выпускался с января по
август 1941 года, и в Ижевск.
В Ижевске, для ускорения запуска мотоцикла в серию,
двигатель "Л-8" был установлен в более совершенную ижевскую ходовую.
Под маркой "Иж-12" до начала войны было выпущено 50 мотоциклов. К
сожалению, в довоенную армию четырёхтактных моделей попало немного.
Впоследствии, с началом боевых действий, вступил в силу план всеобщей
мобилизации, одним из пунктов которого была сдача техники на нужды
фронта частными владельцами и организациями. В результате этого
подавляющее большинство довоенных мотоциклов прошли армейскую
эксплуатацию.
Надо отметить, что для военных целей не очень надёжные, маломощные двухтактные модели подходили плохо.
Вспоминает Е.М. Сафронов, студентом МВТУ в июле
1941 года добровольно ушедший на фронт. До войны в Осоавиахиме Евгений
Михайлович, как и многие его сверстники, овладел управлением мотоцикла.
"На сортировочном пункте, благодаря моему образованию и умению
обращаться с мотоциклом, мне посчастливилось попасть не в пехоту, а в
техническую часть - шансов остаться живым появилось значительно больше. В
мои руки попал изрядно поезженный "Иж", тёмно-синего цвета, к которому в
наших мастерских впоследствии была приделана сигарообразная коляска
от какого-то разбитого "немца". И так не очень бодрая машина стала
практически ползать, да ещё и бензин хуже стал. Но ничего не поделаешь,
ездить надо было. На нём я проездил с сентября 1941 года
приблизительно по апрель 1942. Зимой "Ижа" перекрасили в белый цвет и
установили на нём пулемёт Дегтярёва. (Вот пример использования лёгкого
мотоцикла в несвойственной ему роли носителя оружия. Авт.)
В атаках я не участвовал, в основном,
приходилось доставлять пакеты с приказами и донесениями, сопровождать
автомобили с командирами - ехать впереди в дозоре. Стрелять приходилось
не слишком часто -один раз наткнулись на разведку и несколько раз на нас
выскакивали недобитые в окружении немцы. Напарником у меня был якут
Алексей, фамилию не помню, до войны охотник-промысловик, тоже
доброволец, потом его в школу снайперов забрали. Из Дегтярёва виртуозно
бил немцев "так, чтоб шкурку не испортить", как он сам говорил, может,
благодаря его меткости и живы оставались. Мой "Иж" сгорел в результате
бомбёжки вместе с домом, под которым он был замаскирован. После этого я
ездил на трофейном БМВ, а потом на нашем "М-72" - на них с люлькой и
пулемётом значительно быстрее получалось". На мой вопрос о фронтовых
фотографиях Евгений Михайлович ответил: "Нам не до них было, а
корреспонденты как-то не заезжали".
Упомянутые модели до сих пор не редкость на
просторах бывшего СССР, но комплектные мотоциклы в хорошем состоянии
практически не встречаются - сказываются годы, изначальная слабость
некоторых узлов и результаты нелёгкой военной эксплуатации.
Полностью оригинальные "Л-300", "Л-8", "Иж-7, -8,
-9, -12" демонстрируются в Политехническом музее в Москве и в Рижском
автомузее, известно несколько хорошо сохранившихся экземпляров у частных
владельцев. К сожалению, мотоциклы этих серий редкие гости на
ретропарадах, но этот пробел можно восполнить просмотром кинофильмов
конца 30-х - начала 40-х годов - например, "Тимур и его команда",
"Сердца четырёх".