Мотоциклы
"Харлей-Дэвидсон" - такой же символ Америки, как поп-корн, Голливуд или
статуя Свободы. "Харлей" - само воплощение неограниченной свободы
передвижения, не зря его русское произношение созвучно слову "хайвей".
Престиж, мощь, чувство абсолютного превосходства - все это "Харлей".
Полтора столетия назад бескрайние
североамериканские прерии покорялись лихим ковбоям на диких мустангах.
Теперь по широким асфальтовым лентам, прорезавшим необъятные просторы,
бешено мчатся затянутые в проклепанную кожу, верхом на своих сверкающих
стальных конях их потомки по крови и наследники по духу.
В среде обывателей принято считать, что
в Россию "Харлеи" пришли совсем недавно, каких-нибудь десять лет назад,
вместе с другими атрибутами западной жизни, такими, например, как
доллар и не менее зеленый фрукт киви. До той поры "отсталые русские"
могли видеть чудо-машины разве что на фотографиях да в кино. О массовом
использовании одного из основных воплощений "американской мечты" в
Красной Армии и о популярности знаменитой марки на 1/6 части суши в
начале и середине двадцатого века говорить почему-то не принято.
Фирма Harley-Davidson образовалась в 1903 году. Вначале
производство было практически штучным, но уже к 1918 году она заняла
первое место в мире по количеству выпущенных мотоциклов. Правительство
царской России, имея все отечественное для оснащения армии, технические
средства все же импортировало, так в нашу страну попали первые
мотоциклы Harley-Davidson. После революции большое количество
мотоциклов разной степени износа и различных марок перешло к молодой
РККА, где и использовалось в основном в технических частях, а также в
подразделениях ВЧК, в которые поставляли все самое лучшее. Оснащение
частей техникой в молодой Советской республике производилось по принципу
"или все, или ничего" - или кавалерия и пехота, или авиаотряд и
бронеотряд. Такое разделение объяснялось слабостью
материально-технического обеспечения в России, где заводы и базы
снабжения, необходимые для правильной эксплуатации и ремонта, находились
в крупных городах, а для деревенских кузниц техника того времени была
уже сложна.
Для поднятия страны из разрухи в 20-е годы
необходим был транспорт. Отечественные производители не могли
обеспечить им страну, и советское правительство стало производить
централизованные закупки автомобилей и мотоциклов за рубежом.
Особой любви американские производители к Советской
России не питали, но великая депрессия заставила их искать рынки сбыта
для своей продукции на Востоке. Так в СССР появились мотоциклы
Harley-Davidson моделей 20-30-х годов. Производство отечественных
моделей налажено еще не было, и по традиции тех лет мотоциклы пошли
только на оснащение армии. На основе анализа архивных записей и
фотодокументов можно сделать вывод, что как носители оружия мотоциклы
тогда не применялись. Они использовались для связной и посыльной службы
или как легкий транспорт в танковых, авиационных и других технических
частях. В те годы автомототехника находилась в собственности государства
и частным лицам не продавалась. Ею могли лишь в исключительных случаях
наградить за трудовые и ратные подвиги.
Середина - конец 30-х ознаменовались
появлением нескольких серийных отечественных моделей, и импорт
мотоциклов был остановлен. Отталкиваясь от зарубежных конструкций, было
налажено производство Л-300 в Ленинграде (немного позднее - его копии
Иж-7 в Ижевске), ПМЗ-А-750 в Подольске, ТИЗ-АМ600 в Таганроге, причем
два последних предназначались специально для армии.
Следующей волной появления западной техники в СССР
стали поставки по ленд-лизу. Во время Второй мировой "Harley-Davidson
motor Co" стал основным поставщиком мотоциклов для армий союзников,
перейдя на выпуск наиболее приспособленной для военных действий модели
WLA-42, объем выпуска которой составил приблизительно 90000 экземпляров.
В СССР попало около 58000 экземпляров (по другим данным - 30000).
Поставки шли тремя путями - через Дальний Восток, через Иран и через
северные порты СССР. Мотоциклы в основном поступали в контейнерах в
разобранном виде, их сборка, дооборудование коляской и задним сиденьем
от М-72 осуществлялись в частности на Серпуховском мотозаводе (сейчас
выпускает автомобили "Ока"). Harley-Davidson WLA-42 был традиционно
удобен для водителя - глубокое седло с мягкой центральной пружиной,
большие плоские подножки, контрольные лампы зарядки аккумулятора и
давления масла, широкий руль с отогнутыми назад рукоятками, большие дуги
безопасности. Для военных целей мотоцикл оснащался дополнительной фарой
со светомаскировкой, задним универсальным светомаскировочным фонарем,
креплением под пистолет-пулемет и патронный ящик, двумя большими
кожаными сумками, покрышками с развитым протектором. WLA-42 был оснащен
750-кубовым нижнеклапанным V-образным двигателем с цилиндрами,
расположенными под углом в 45 градусов, с довольно сложной системой
смазки. От своих шоссейных предков WLA-42 унаследовал жесткую подвеску
заднего колеса (большой минус при движении по бездорожью во время боевых
действий) и короткорычажную переднюю вилку. Советские мотоциклисты
быстро и по достоинству оценили надежность и удобство заокеанской
техники, хотя несколько нетрадиционным было расположение органов
управления - сцепление выжималось не рычагом на руле, а двухплечевой
педалью под левой ногой, рычаг тормоза переднего колеса находился на
руле не справа, а слева. В боевом применении "Харлей" не отличался от
М-72 и трофейных аналогов - на коляске устанавливался пулемет Дегтярева
ДП-27.
Технические характеристики модели WLA:
Рабочий объем двигателя - 739,4 см3.
Степень сжатия -5:1.
Мощность - 23,5 л/с.
Привод заднего колеса - цепь.
Напряжение бортовой сети - 6В.
Колесная база - 1460 мм.
Масса - 248 кг.
Емкость бензобака - 12,8 л.
Максимальная скорость - 105 км/ч.
К концу войны в РККА значительно вырос процент
ленд-лизовской техники. Некоторые части оснащались ею полностью при
формировании. Так, части Дальневосточного фронта получали мотоциклы
Harley-Davidson WLA-42 прямо в портах на побережье. Также (по непонятным
автору причинам) практически полностью западной техникой, исключая
авиационную, вооружали подразделения армий братских народов, находящиеся
в стратегическом и оперативном подчинении командованию РККА.
Верные союзническому долгу, 9 августа 1945
года Советские войска перешагнули рубеж, на ко- тором четыре года
выдерживали провокации японцев, не давая им повода для развязывания
конфликта. Наступление развивалось стремительными темпами, чему в
немалой степени способствовала хорошая оснащенность армии транспортными
средствами. Ландшафтные и климатические условия не позволяли японцам
создать сплошную линию обороны. В этих условиях командование Красной
Армии сделало ставку на действия хорошо вооруженных маневренных групп,
совершавших глубокие обходы и действовавших в японском тылу. Вот отрывок
из корреспонденции П. Чистякова: "Начав боевые действия 11 августа с
обхода японских укрепрайонов в окрестностях корейских городов Наджин и
Чжонд-жин (юго-западнее Владивостока), мотоциклисты майора Ухтомского,
несмотря на сопротивление японцев и бездорожье, уже к 20 августа в
составе авангарда 1-го Дальневосточного фронта вышли к Желтому морю в
районе Пхеньяна, преодолев в общей сложности около 1000 километров. В
условиях дальневосточных субтропиков после дождей долины многочисленных
речек превращались в почти непроходимое для тяжелой техники грязевое
месиво, из которого мотоциклисты, практически на руках, выносили свои
машины (Harley-Davidson WLA-42). Благодаря мотоциклистам темп
наступления не снижался, даже когда на пути встречались речки с ветхими
мостами, - подхода понтонеров дожидались только танки и тяжелые
машины..." В условиях бездорожья пригодились харлеевские дуги
безопасности, за которые, как за ручки, было удобно тянуть застрявшую
машину. Капитуляция Японии была подписана 2 сентября 1945 года.
После войны благодаря надежности конструкции и
большому количеству полученных запчастей Harley-Davidson WLA-42 долгое
время оставался на военной службе, часть машин была передана в
подразделения милиции, списанные машины продавались частным владельцам.
До сих пор Harley-Davidson WLA-42 и
законсервированные запчасти для него не редкость в нашей стране. За
долгую эксплуатацию владельцы неоднократно модифицировали своих железных
коней - основным "бичом" для реставраторов являются резаные рамы, в
которые умельцы вваривали мягкую подвеску заднего колеса, в основном от
ИЖа. Так наши "кулибины" дорабатывали американскую технику для
эксплуатации на российских дорогах.
Рассказ об армейских "Харлеях" был бы неполным без
упоминания одной очень нетипичной для этой фирмы машины -
Harley-Davidson XA. На нем устанавливался оппозитный двухцилиндровый
двигатель, как на BMW R-71, и карданная передача. Было выпущено около
тысячи таких мотоциклов. На территории бывшего СССР известен только один
сохранившийся аппарат.
Литература:
1) Bart Vanderveen. "Historic Military Vehicles Directory", 1989, London.
2) Фотографии из архива ЦМВС, личного архива М. Туржанской, личного архива автора.