Что и говорить,
мотовелосипед - транспорт популярный. Среди его поклонников встречаются
люди любого возраста - от мала до велика. Компактность, легкость,
неприхотливость - эти качества мопедов по достоинству ценят их
владельцы, особенно рыбаки, охотники, туристы. А вполне доступная цена
во многом определяет привлекательность этого вида мототехники для
молодежи.
Однако,
несмотря на достаточное число марок выпускаемых отечественной
промышленностью легких мопедов, у всех подрессорено только одно колесо -
переднее. И если при движении по асфальтированным дорогам это не
вызывает неудобств, то на проселке отсутствие амортизации заднего колеса
становится ощутимым недостатком. Вот почему у нас возникла идея
изготовить мопед с подрессориванием обоих колес, что и было реализовано
силами конструкторского кружка при учебно-производственном комбинате
города Канска.
Главная
особенность конструкции нашего мопеда - применение шарнирно-сочлененной
стыковки двух основных элементов: рамы и задней маятниковой вилки с
подмоторным кронштейном. Благодаря такой схеме, несмотря на амортизацию
заднего колеса, последнее жестко связано с двигателем, и приводная цепь
не испытывает динамических нагрузок. Причем плечо от оси качания до оси
колеса значительно больше, чем до двигателя, поэтому колебания силовой
установки незначительны.
Рама
мопеда сварена из водопроводных полудюймовых и дюймовых труб. (Конечно,
можно применить и более тонкие трубы - например, от велосипедных рам -
это позволит заметно облегчить конструкцию. К сожалению, у нас такой
возможности не было.) Спереди к раме приварена втулка рулевой колонки от
мопеда «Рига-16». От него же и проушины крепления амортизаторов. В
задней части рамы установлен багажник, одновременно служащий и
дополнительной ручкой для перемещения мопеда. Снизу к раме приварены
проушины крепления задней подвески и косынки для подножки от мотоцикла
М-105 (допустимо использовать и любые другие).
Маятниковая
вилка взята от мопеда «Рига-16», но существенно доработана. Прежде
всего в передней части вилки, в месте ее прежней подвески, вварена
распорная втулка - отрезок трубы с внутренним диаметр 16 мм. Ось
подвески вилки имеет диаметр 10 мм, поэтому на нее с обеих сторон
запрессованы втулки из бронзы. Подмоторная рама из водопроводной трубы
3/4'' приварена к поперечине вилки и снизу усилена ребром жесткости из
стального листа толщиной 4 мм. К последнему крепится кронштейн под
глушитель, однако приваривать его следует после установки двигателя.
В
итоге на маятниковой вилке оказалась собранной вся силовая установка
вместе с трансмиссией. Получился своеобразный блок - мотор-колесо,
выгодно отличающийся от схемы приводов серийно выпускаемых мопедов.
Двигатель
применен самый распространенный, марки Д-6, с электрооборудованием.
Фара, топливный бак, амортизаторы - от мопеда «Рига-16», сиденье - от
«Верховины». Тормоз заднего колеса - колодочный, с тросовым приводом от
ножной педали. Последняя заимствована от мотоцикла «Минск», но
доработана так, как это показано на рисунке. Конец тормозного троса
закреплен с помощью специально изготовленной бобышки. Запуск двигателя
пока осуществляется «с толкача», однако в перспективе планируем
установить дополнительный педальный привод.
С. КУЗНЕЦОВ,
руководитель кружка, г. Канcк, Красноярский край