УльЗИС-НАТИ-253 (1944) – опытный грузовик созданный в Ульяновске, специально под готовившийся к производству по договору с компанией General Motors, 83-сильный двухтактный трехцилиндровый дизельный силовой агрегат. По замыслу создателей, автомобиль должен был быть максимально унифицирован с ЗИС-150, отличаясь более современной компоновкой и дизайном кабины, крыльев и капота. На практике опытный образец имел мало общего с ЗИС-150: многие детали и агрегаты были позаимствованы у импортных аналогов, часть создано на заводе опытных конструкций НАТИ. В 1945-м году практически эта же машина, но с другой кабиной, экспонировалась на автомобильной выставке в московском парке «Сокольники» (отдел ВПВ).
Подробнее об истории модели можно почитать на этой странице.
НАМИ-0288 «Компакт» – уникальный прототип компакт-класса
НАМИ-0288 «Компакт» (1988) – опытный образец автомобиля компакт-класса оригинальной конструкции, созданный в НАМИ. При создании машины особое внимание уделялось максимальной вместимости при минимальных размерах и экологичности. Прототип отличался интересным решением подрамника передней части кузова, который крепился посредством шарнирного соединения, независимой пневмоподвеской колес типа «Мак-Ферсон» спереди и оригинальной задней подвеской, в которой был применен алюминиевый направляющий аппарат и пневматические упругие элементы.
Стальной каркас кузова (весом всего в 65 кг!) был обшит стеклопластиковыми панелями, однако конструкция вполне позволяла использование и других видов пластика, и металлических панелей, и их комбинации. Резино-кордовый бензобак располагался в несущей поперечине каркаса под передними сиденьями, которые в свою очередь могли вращаться, упрощая доступ к заднему ряду сидений из трех кресел, причем среднее кресло могло сдвигаться назад для более удобной посадки трех пассажиров.
В качестве двигателя использовался модернизированный мотор от «Таврии» –МеМЗ-245. В результате модернизации снизился расход топлива (до 5,37 л. на 100 км) и выброс токсичных веществ. Кроме того конструкторы предусмотрели возможность работы двигателя на бензоводородной смеси (запас бензина — 35 л, водорода — 25 л, под давлением 250 кгс/см ), причем количество подаваемого водорода снижалось с увеличением скорости движения автомобиля. Тормоза для передних колес использовались дисковые, для задних – барабанные, шины радиальные, низкопрофильные, размерностью 145 ’70SR13.
В 1990 (1989?) НАМИ-0288 «Компакт», изготовленный в единственном экземпляре, выставлялся на Токийском автосалоне, где был отмечен дипломом и занял пятое место среди самых интересных концепткаров. В создании прототипа принимали участие А. Антонов, Е. Виноградов, С. Лебедевский, Л. Точилин, И. Ломоносов, А. Москвинов, И. Назин. Дизайн-направление возглавляли А. Миронов и А. Пономарев, руководили созданием уникального экспериментального автомобиля — С. Разовский и А. Наместников. В ходе работы над машиной был также создан грузовой вариант, по некоторым данным этот вариант не сохранился.
А продолжением идей, заложенных в «Компакте», стало создание грузопассажирской машины под именем «Компи».
Технические характеристики:
Размеры:
длина х ширина х высота 3330x1550x1430 мм
база – 2280 мм
Компоновка:
двигатель спереди
ведущие колеса передние
Кузов: хэтчбек трехверный
Максимальная скорость: 155 км/ч
Двигатель: МеМЗ-245, модернизированный, бензоводородный, рядный
число цилиндров 4
рабочий объем 1091 см3
число клапанов 8
расположение верхнее
мощность, л.с./кВт 56/41 при 5600 об/мин
Коробка передач: механическая пятиступенчатая
Подвески :
передняя независимая, пружинная, типа МакФерсон, с пневмоэлементами
задняя зависимая, пружинная, с пневмоэлементами
Тормоза: гидравлические, с вакуумным усилителем
спереди дисковые
сзади барабанные
Электрооборудование: 12 В
Размер шин: 145/70SR13
НАМИ-0157 – уникальный гусеничный грузови
НАМИ-0157 (1973) – прототип снегоболотохода повышенной грузоподъемности, разрабатывавшийся в НАМИ с 1969 по 1973 год для нужд нефтегазовой промышленности. Грузовик отличался оригинальной конструкцией из двух коротких гусеничных платформ, одна из которых могла принять 8 тонн груза, соединенных между собой опорно-поворотным устройством. Резино-металлические гусеницы шириной 970 мм приводились в движение пневмокатками, вместо традиционных стальных катков. В конструкции машины широко применялись узлы и агрегаты от серийных автомобилей ЗиЛ (двигатель, коробка передач, мосты) и Урал (система охлаждения, раздаточная коробка, лебедка, кабина, часть рамы).
Четыре движителя позволяли машине разгоняться до скорости в 30 км/ч практически по любому покрытию: песчанику, болотам, снегу, высокая платформа помогала преодолевать броды глубиной до 1,8 метра. В 1974-м году одна из версий вездехода была рекомендована для доводки и постановки на конвейер уральского завода, было собрано несколько машин НАМИ-0157Б, ещё больше унифицированных с Уралом. Однако испытания показали ряд серьезных недостатков в конструкции грузовика, машину снова модифицировали: установили двигатель КАМАЗ-740 (210 л.с.), усилили раму, изменили конструкцию движителей, увелилчили дорожный просвет и в 1977-м году НАМИ-0157М был рекомендован для серийного производства.
БА-НАТИ – первый советский полноприводный автомобиль
БА-НАТИ (1939) – первый советский полноприводный, со всеми ведущими колесами, автомобиль, спроектированный инженерами НАТИ (НАМИ). Машина была построена на узлах и агрегатах ГАЗ-ММ (рулевое, 4-х ступенчатая коробка передач, элементы рамы, колеса) и ГАЗ-61 (двигатель мощностью 76 л.с., 6 цилиндров). В конструкции автомобиля была применена двухступенчатая раздаточная коробка с межосевым дифференциалом, благодаря которой крутящий момент мог передаваться на все колеса, только на задние и только на передние.
Кузов был изготовлен из 10-мм брони, с большими углами наклона листов, броней были закрыты ступицы колес, бензобак был защищен специальными, протектированными стенками, а шины вместо воздуха заполнялись гусматиком – губчатым эластичным составом.
Броневик оснащался двумя спаренными пулеметами калибра 12,7 и 7,62 мм в башне, и одним пулеметом калибра 7,62 мм в лобовой части. Все люки имели внутренние петли, триплексные стекла на смотровых щелях, имелась собственная радиостанция с телескопической антенной. Масса автомобиля составляла 5400 кг, максимальная скорость – 75 км/ч, экипаж – 3 человека.
НАМИ-ЛуАЗ «Прото» – прототип для ЛуАЗа
НАМИ-ЛуАЗ «Прото» (1989) – прототип созданный в Ленинградском отделении НАМИ в рамках конкурса, объявленного Минавтосельхозмашем, командой конструкторов и дизайнеров под руководством Г.Хаинова. Кузов представлял собой металлический каркас, на который навешивались пластиковые панели, что упрощало ремонт, улучшались эксплутационные качества автомобиля и, в соответствии с техзаданием, облегчало дальнейший рестайлинг модели.
В качестве силовой установки использовался двигатель МеМЗ-245 от «Таврии», трансмиссия была разработана практически заново: неотключаемая карданная передача, коробка передач приводящая в движение и подключаемый передний мост (без раздаточной коробки). Коробка передач, отбор мощности на передний привод, передняя главная передача были собраны в одном блоке. Передняя подвеска независимая (Мак-Ферсон), задняя зависимая (Де Дион). Мотор вместе с передней подвеской и радиатором монтировался на съемном подрамнике, что облегчало ремонт и сборку автомобиля.
Салон «Прото» рассчитан на четверых пассажиров, сиденья трансформировались, образуя единое спальное место. Задняя часть крыши снималась, предусматривалась возможность установки тента.
Параллельно с «Прото» на ЛуАЗе в рамках конкурса разрабатывался свой вариант будущей машины. Но по непонятным причинам не был выбран ни один вариант машины, а через год стало совсем уж не до прототипов.
НАМИ-751 – экспериментальный фургон на электрической тяге
НАМИ-751 (1948) – экспериментальный электромобиль с кузовом «фургон», предназначенный для доставки грузов в системе торговли крупных городов. НАМИ на своем опытном заводе изготовил три образца модели «751». Их отличительные особенности: заднее расположение электромоторов, две батареи аккумуляторов (емкость — 300 А.ч, масса — 1090 кг, запас хода — 70 км), зависимая рессорная подвеска всех колес (причем задняя — типа «Де Дион»), склепанная из алюминиевых профилей рама.
Деревянный кузов вагонного типа с одной центральной фарой, имел три двери, боковые были подъемными — в поднятом положении вдвигались под крышу.
Технические характеристики:
Год постройки — 1948;
колесная формула — 4×2;
грузоподъемность —1500 кг;
число мест — 2;
двигатель: два электромотора постоянного тока общей мощностью 8 л.с. при 1600 об/мин;
размер шин — 6,00-18 дюймов;
длина — 4460 мм;
ширина — 1930 мм;
высота — 2000 мм;
база — 2500 мм;
снаряженная масса —2639 кг;
скорость — 36 км/ч.