НЮАНСЫ РЕСТАВРАЦИИ ЧТО СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ РЕСТАВРАЦИЯ ОЛДТАЙМЕРОВ? ЗАЧЕМ И КОМУ ЭТО НУЖНО? СКОЛЬКО ЭТО СТОИТ? НА ЭТИ И ДРУГИЕ ВОПРОСЫ МЫ ПОСТАРАЕМСЯ ОТВЕТИТЬ В ДАННОЙ СТАТЬЕ
АРТЕМ СОЛАРЕВ
Начнем, собственно, с термина "реставрация" (от латинского restauratio -"восстановление") - это "восстановление в первоначальном виде обветшалых произведений искусства, исторических памятников". Очевидно, что далеко не все автомобили могут считаться "произведением искусства", однако каждый из них является частичкой истории. И спорить с этим утверждением, думаю, не стоит. Зачем вообще это надо? У каждого свой ответ на этот вопрос. Люди, влюбленные в автомобили, скажут: "Это же не просто машина, это предмет поклонения, постоянной заботы, эталон стиля и красоты". И в самом деле, достаточно взглянуть на любую из представленных на всевозможных выставках машин, чтобы убедиться: у их хозяев со вкусом все в порядке. Люди, не только влюбленные в автомобили, но и практичные, заметят: "Это еще и выгодное вложение денег!" И будут правы, ибо каждый олдтаймер - тот, который действительно таковым является - дорожает в среднем на 15% ежегодно. Предположим, что вы относитесь к одной из этих категорий и намерены-таки заняться реставрацией. Что следует знать и на что необходимо обратить внимание? Перво-наперво запомните: автомобиль прошлых лет с "начинкой" от современных машин реставрированным раритетом не является, что бы там ни говорили некоторые реставраторы. По международным стандартам разрешается не менее 90% "родных" деталей. Очевидно, что людям, восстанавливающим советские машины, в этом плане куда легче: можно приобрести олдтаймер в хорошем состоянии, да и запасные части еще можно найти без особых проблем. Если вышеназванные требования полностью выполнены, то экземпляр считается полностью отреставрированным, если выполнены частично - то есть под капотом находится современный силовой агрегат, отсутствуют мелкие детали, переделан салон, - экземпляр, соответственно, частично отреставрирован. Других градаций не существует в принципе. Говоря абстрактно: представьте себе Cadillac 50-х годов с двигателем, коробкой передач и салоном, скажем, от "Волги". Представили? Вам поплохело? Вот и мы о том же. Кстати, частичная реставрация подразумевает, что на автомобиле имеются кузов с неизмененной геометрией и внешним видом, а также оригинальные (сиречь "родные") основные узлы и агрегаты, в крайнем случае - оригинальная ходовая часть. Если же в старинном кузове кроме силового агрегата заменены также мосты, подвеска и колеса - простите, это уже никоим образом не раритет. Здесь следует оговориться: многие считают, что классика им не по карману (действительно, раритет задешево не купишь), посему лучше ограничиться так называемой репликой. Прежде чем приступать к каким-либо работам, необходимо выяснить точную марку, модель и год выпуска доставшейся вам техники. Полученная информация поможет обзавестись необходимой технической литературой - зачем таковая нужна, наверное, пояснять не стоит. Затем необходимо разобраться с наличием оригинальных и неоригинальных узлов и агрегатов, для чего нужно полностью разобрать автомобиль, оставив только шасси. С помощью литературы выявляются дефекты, а также недостающие детали. Ну а далее - собственно реставрация. Знаю, что вас интересует: стоимость этого процесса и время, на него затраченное, так ведь? Что касается первого пункта, то это зависит в первую очередь от качества реставрации и степени соответствия машины оригиналу. Чтобы привести советскую классику 40-50-х годов в чувство, может быть достаточно нескольких сотен долларов. Что касается реставрации западных олдтаимеров, то здесь счет пойдет на тысячи. Кроме того, она затрудняется недостатком отдельных деталей, большинство которых, как правило, приходится заказывать за границей. Время? Два года - самое меньшее, и то - при условии наличия всех необходимых деталей. Но если вы не готовы самостоятельно заниматься реставрацией - что ж, тогда вам необходимо знать следующее. Главное: покупка, доставка и обслуживание олдтаймера кардинальным образом отличаются от покупки, доставки и обслуживания обыкновенной подержанной иномарки. Это другой рынок, другие законы, другие правила. Ведь вы прекрасно понимаете, что покупка, к примеру, современного издания Нового Завета в "Библио-глобусе" и приобретение древнейшего издания все того же Нового Завета на аукционе - отнюдь не одно и то же. Кроме того, советует бюро Chromov Collection, чтобы не выкидывать деньги на ветер, желательно обращаться к монореставраторам, то есть к тем людям, которые занимаются восстановлением одной или максимум двух определенных моделей. Именно они могут гарантировать, что купленный вами олдтаймер будет соответствовать состоянию note 1 (читай: полностью оригинальная комплектность, состояние нового авто). Что касается цены, то она определяется редкостью модели, модой на данную модель, длительностью и сложностью реставрации. Стоимость раритета многократно возрастает из-за его истории. В смысле: были ли среди его владельцев знаменитости. Само собой, легендарное прошлое машины должно быть документально подтверждено. Ну и репутация реставрационной мастерской имеет не последнее значение. Кстати, о ценах. Все мы прекрасно знаем, что бесплатный сыр бывает только в мышеловках, не правда ли?.. Посему заведомо малая стоимость автомобиля должна вас только отпугнуть. Кроме того, опять же по совету Chromov Collection, не стоит обольщаться красивой внешностью автомобиля: с виду машина может выглядеть как конфетка, а на деле окажется металлоломом. Также следует крайне внимательно отнестись к бумагам: если отсутствуют документы о прошлых владельцах, прошлой реставрации, о самом реставраторе, машину брать категорически не стоит. И наконец, прежде чем отдать деньги, необходимо провести независимую экспертизу. РЕСТАВРАТОР КАПИТАЛИЗМА - Журнал "Автопилот" №11/2005
Можно ли автомобиль рассматривать как инвестицию и вкладываться в него, как в яйца Фаберже или соленую воду Айвазовского? "Если правильно отделять зерна от плевел, то можно", - считает владелец российско-германской реставрационной компании "Коллекционные автомобили" господин Лен. Вячеславу 34 года. Двадцать из них он занимается тем, что превращает пресловутые средства передвижения в музейные экспонаты.
"А": Несмотря на глупые таможенные барьеры, за последние несколько лет в Россию ввезли изрядное количество классических автомобилей. Это мода или приобщение нашей страны к мировому рынку антиквариата?
Лен: Наши люди в основном покупают игрушки. Которые дают возможность обратить на себя внимание, доставляют удовольствие, но никогда не вернут потраченных на них денег. Покупают массовые "мерседесы" 50-х годов, "ягуары", "американцев"... Причем покупают не в Европе, а здесь, переплачивая порой втрое.
"А": Неужели у нас еще не перевелись столь щедрые покупатели?
Лен: Главных причин тут две. Первая - рынок антикварных машин у нас пока в зачаточном состоянии и потому носит на себе все признаки дикости. Вторая - мы еще не научились относиться к автомобилям, как к антиквариату. Например, купив на аукционе сервиз XVIII века, мы едва ли возьмем его "за город, на шашлыки в день рожденья Павлика". Автомобиль - совсем другой коленкор. На выставке в Эссене, где я гостил на стенде моего друга - немецкого коллекционера, - ко мне подошел знакомый из Москвы, хвастаясь покупкой Jaguar E-Type. То, что он считал его уникальным и закрывал глаза на тираж - таких машин было выпущено 70 000 экземпляров, - это полбеды. Он хвастался тем, что, по словам продавца, "автомобиль жмет столько, сколько указано на спидометре". Я весь разговор переводил немцу, который, после того как знакомый попрощался, сказал мне с большим сожалением: "Чтобы гонять от души, нужно покупать новый Ferrari. А старый автомобиль любит тишину". От себя же, как реставратор, могу заметить, что чем больше износ мотора, тем легче он раскручивается и "столько, сколько на спидометре", автомобиль, как правило, едет перед своей смертью.
"А": Ну хорошо, а если я хочу приобрести не игрушку, а сокровище, над которым я, как Кощей, буду чахнуть в своем гараже, получая удовольствие не от воскресных поездок, а от того, что каталожная цена автомобиля год от года растет, на какие олдтаймеры я должен обращать внимание?
Лен: Мое мнение - только на автомобили 30-х годов. Это золотая эра автомобилестроения и расцвет технического прогресса, когда было много фантазии, и каждый экземпляр имел свое лицо. Автомобили 50-х я считаю современными, ибо с тех лет мало что изменилось. Подтверждают мое мнение и специальные каталоги, такие, например, как InterClassic, в которых задокументированы все цены на все состояния старинных автомобилей.
"А": Ну а без каталогов можно сделать какие-то обобщения?
Лен: Главные факторы, влияющие на ценность автомобиля, - мощный многоцилиндровый мотор, интересный кузов - заказной или редкий. Кабриолет - обязательно будет интересен. Хотя бывают и интересные закрытые автомобили: скажем, Mercedes-Benz 500K Autobahnkurier 1936 года - весьма привлекательный объект для инвестиций. Для своего времени он имел космический дизайн и был своеобразным "прыжком в будущее". И хозяйкой одного такого автомобиля была Ева Браун.
"А": Имя владельца автомобиля влияет на его стоимость?
Лен: Только если это была персона номер один в мире, имя которой до сих пор не забыто, и есть возможность доказать, что это "именно тот автомобиль". Это, как правило, автомобили Сталина, Гитлера, Муссолини, Франко и прочих "сотрясателей земли". Недавно мне предлагали автомобиль "индийского магараджи", но если учесть, что в каждом индийском штате и провинции были свои магараджи, это уже неинтересно, и вкладывать в него деньги с оглядкой на имя бессмысленно. Точно так же дело обстоит с транспортом из монарших гаражей Нидерландов, Греции, Швеции, Дании...
"А": Кроме штучных экземпляров и автомобилей знаменитостей, во что еще можно вложиться?
Лен: Это непременно спортивные автомобили - Bugatti, Alfa-Romeo, Bentley. Они дают еще больший прирост в цене - до 20 процентов ежегодно. Кроме того, они весьма своеобразны, на них можно принимать участие в различных мероприятиях - Mille Miglia, Le Mans... Весьма интересны для вложения капитала прототипы - экспериментальные автомобили, выпущенные в одном-двух экземплярах. У меня сейчас в мастерской сейчас стоят два Horch 951A: один - заводской лимузин, прототип 1940 года, другой - парадный кабриолет дрезденской фирмы Glaeser. Оба уникальны тем, что с их помощью фирма "Хорьх" пыталась потеснить "Гросс Мерседесы" - официальные автомобили Третьего Рейха. Нам они достались, что называется, "в мусоре". Но после реставрации они будут очень дорого стоить.
"А": Можно ли нарваться на подделку?
Лен: Еще как! Все, что так или иначе стоит денег, очень часто подделывается. Сейчас на рынке огромное предложение Mercedes-Benz 540K c кузовом Special Roadster - достаточно открыть любой немецкий журнал и увидеть объявления об их продаже. В основном это подделки - переделанные в родстеры кабриолеты B и С, которых было сделано больше и которые дешевле. Такая подделка стоит около миллиона, но это дешевка, и серьезный коллекционер никогда не купит такой автомобиль.
"А": Насколько это выгодно: приобрести нереставрированный автомобиль, затем отдать его на реставрацию, и что получится на выходе?
Лен. Возьмем для примера Horch 853, выпущенный в 1936 году. Нереставрированный он будет стоить от ?70 000 до ?200 000. В первом случае это будет полный хлам, с недокомплектом множества деталей, во втором -- хороший автомобиль, который можно до болта разобрать и отреставрировать, не занимаясь его комплектацией. В реставрацию нужно вложить от ?180 000 до ?200 000, но это должна быть высокопрофессиональная и качественная реставрация, ни в коем случае не гаражная. В итоге Horch будет стоить от ?500 000 до ?600 000, хотя есть прецеденты продаж таких автомобилей и за ?800 000.
"А": А в случае с автомобилем 50-х годов такого прироста разве не может быть?
Лен: В условиях нашего дикого рынка - скорее наоборот. Сейчас в России уже, наверное, около сотни Mercedes-Benz 190SL. Реставрация такого "малыша" по уровню сложности не отличается от "Жигулей", но по качеству он должен остаться "Мерседесом": работы должны вестись минимум полгода и абсолютно "по-немецки". У меня сейчас в российской мастерской как раз такой автомобиль в реставрации. В России его купили в одном из отечественных "бюро" за ?45 000 как отреставрированный. Потом отдали мне с бюджетом в ?80 000. Когда мы его разобрали и отдефектовали, то ужаснулись. Подобные машины в Германии продаются по ?10 000. Четыре с половиной конца - такие деньги делают российские "бюро" на своих клиентах! Если бы этот человек сразу ко мне обратился, то мы бы нашли в лучшей германской мастерской по "мерседесам" такой автомобиль в идеальнейшем состоянии не дороже ?100 000. Или купили бы в Германии такую же рухлядь за ?10 000, за ?5000 растаможили и привезли, а за ?80 000 отреставрировали, причем не виртуально, а на его глазах.
"А": Звучит как реклама. Но на свете наверняка не вы один такой замечательный, можно поискать честных и грамотных специалистов за рубежом.
Лен: Разумеется. Для покупки недорогого автомобиля 50-х годов можно нанять эксперта, который за консультацию и сопровождение сделки возьмет максимум пару тысяч евро. И покупать старинный автомобиль надо не в автосалоне, а у реставратора. Автосалон - всего лишь посредник, который хочет только денег наварить на клиенте, сегодня он торгует антикварными автомобилями, завтра - чем-нибудь другим. Серьезный реставратор всегда дает гарантию на свою работу и отвечает за нее именем и репутацией. И уж тем более именно реставратор должен выступать консультантом при покупке настоящего антиквариата - так называемого "тяжелого автомобиля". Есть, правда, один неприятный для наших соотечественников момент. Меня в Германии приняли нормально, так как я - этнический немец. Но немецкие реставраторы уже боятся России, и это не секрет. Наши и там уже умудрились наследить своей необязательностью и тем, что хватают все без разбора. У тамошних халтурщиков даже поговорка появилась: Total Gepfusht, Aber Fuer Russland - Ganz Normal. "Полный отстой, но для России сойдет".
"А": Обидные слова.
Лен: Должно пройти время. Когда-то в нашу страну ввозили первые иномарки, и они стоили в несколько раз дороже, чем во всем мире. Но со временем ситуация стабилизировалась. Точно такой же баланс когда-нибудь наступит и на рынке старинных автомобилей.
ТЕКСТ ИВАН БАРАНЦЕВ КАПИТАЛ НА КОЛЕСАХ - Журнал "Финанс" №40/2005
Инвестиции. Специалисты высоко оценивают надежность денежных вложений в антиквариат. Одно из направлений на этом рынке — коллекционирование ретрокаров: оно приносит своему владельцу в среднем 15% прибыли в год. Предметы антиквариата хороши не только тем, что всегда остаются ликвидными, но и тем, что способны украсить жизнь своего владельца: будь то картины великих голландских мастеров или старинные автомобили. Последние являются одним из самых дорогостоящих и увлекательных предметов коллекционирования: стоимость лучших отреставрированных образцов колеблется от $200 тыс. до $25 млн. Однако без специальных знаний в этом деле, конечно, не обойтись: необходимо понимать, в какие автомобили стоит вкладывать деньги и что может увеличить цену машины. Ставка на тяжелую классику
Традиция коллекционирования ретрокаров пришла с Запада, где развитию этого направления способствовала богатейшая история автомобилестроения. Действительно стоящими и по сей день являются именно американские и европейские машины 30-х годов, среди российских же марок ценность представляют единицы. «Сейчас на рынке царит беспорядок. Люди бросились покупать авто, которые не представляют ровным счетом никакой ценности — это модели 1950-1960-х годов прошлого века, вообще не дающие никакого прироста в цене. Продают их чаще всего под видом коллекционных моделей», — говорит директор российско-немецкой реставрационной фирмы «Коллекционные автомобили» Вячеслав Лен. Стоят они недорого, и это противоречит основному правилу: качественный антиквариат не может быть дешевым. Так или иначе в автомобиль коллекционного уровня, а только такой может выступать в качестве надежного инвестиционного средства, необходимо будет вложить немалую сумму.
Если у вас есть солидный стартовый капитал, наилучшим вариантом будет приобретение таких шедевров, как Mercedes-Benz 770K, Horch 853 или Dusenberg — редкие и очень дорогие в свое время, они и по сию пору остаются настоящим воплощением роскоши и стиля. Такие машины приносят своим владельцам в среднем 15% годовых, но нередко темпы роста намного превышают этот показатель. Например, Mercedes-Benz 770K W150, его еще называют «Гросс Мерседес» — автомобиль Адольфа Гитлера, в конце 90-х годов в Канаде был продан за $3 млн, а через пять лет его купили уже за $10 млн. Кстати, этих машин было всего 88 штук, сохранившиеся находятся в частных коллекциях и, по мнению немецких реставраторов, большая часть — в закрытых собраниях русских миллионеров.
Наиболее интересные экземпляры — это модели с мощными двигателями и необычными кузовами. «Вкладывать деньги следует в «тяжелые» машины: Mercedes-Benz SSK, Mercedes-Benz 540K, Mercedes-Benz 770K, Horch 853 c эксклюзивными вариантами кузовов от известных фирм. Отлично, если это будут кабриолеты или специальные родстеры», — говорит Вячеслав Лен. Еще больший прирост в цене способны дать спортивные автомобили: Bugatti T37, Alfa-Romeo 8C 2900, Bentley Speed Six — около 20% годовых. Весьма привлекательны и прототипы автомобилей. Причем интересны они в любом состоянии, даже если это груда ржавого железа: после реставрации машина будет стоить очень и очень дорого и любая вложенная в нее сумма окупится. Выручка за «вторую жизнь»
«Стоимость реставрации зависит от того, в каком состоянии находится машина. В среднем, чтобы из «разбитого» авто сделать ретрокар уровня show room, необходимо вложить $100 тыс. Но если даже очень ценная машина в ужасном состоянии стоит $2-10 тыс., то после реставрации вы сможете продать ее за $200 тыс. и более. Выгода очевидна», — объясняет предприниматель, известный коллекционер старинных автомобилей Евгений Ярославский.
Некачественная реставрация способна существенно снизить стоимость даже очень ценного авто. Порой мелкие недочеты видны только глазу профессионала, поэтому при покупке олдтаймеров следует пользоваться услугами эксперта. Они обойдутся примерно в $200-600, но избавят вас от досадных ошибок. Он же сможет объяснить вам, насколько оправданно повышение цены, например из-за принадлежности автомобиля какой-то важной персоне. Речь об этом может идти только в том случае, если имя исторической личности гремит до сих пор: авто Геринга, Гитлера, Сталина цениться будет, а вот подъем цены на машину какого-нибудь графа или барона, коих было по нескольку десятков, например, явный обман. Кроме того, следует помнить, что голословное утверждение продавца о том, что перед вами автомобиль «самогоѕ» на цене отразиться не может — тому должны быть документальные свидетельства.
Независимый эксперт окажет неоценимую услугу и в вопросе определения подделок. Так называемых фальшаков на рынке антиквариата чрезвычайно много, и среди автомобилей, конечно, тоже. Например, в немецких специализированных журналах нередко можно встретить объявление о продаже Mercedes-Benz 300SL c кузовом «крыло чайки». Вообще их выпустили около 1400 экземпляров, а сейчас насчитывается уже порядка 6 тыс. Множатся эти редкие машины очень просто: мошенники собирают «крылья чаек» из комплектов запчастей, иногда переделывают родстеры. Стоит такой автомобиль около 200-300 тыс. евро, но, по сути, это дешевка, и истинный коллекционер никогда его не купит, а остановит свой выбор на автомобиле с историей и серьезными документами. Цена страха
Для владельцев старинных машин открываются салоны по продаже и ремонту, многочисленные бюро, где можно заказать оригинальные комплектующие, а также нередко проводятся различные ралли и выставки. Вывоз драгоценного многоколесного собрания — дело рискованное и требует страховки. Впрочем, она не помешает даже в том случае, если в гонках вы участвовать не собираетесь. «При страховании раритетных автомобилей под покрытие принимается хищение, повреждение (в том числе полное уничтожение), а также комплекс имущественных рисков: пожар, повреждение при стихийных бедствиях и в результате аварий отопительных, канализационных и иных инженерных систем», — рассказывает ведущий специалист отдела по работе с VIP-клиентами СК «Пари» Ксения Пуляткина. При этом вероятность реализации рисков по данному виду страхования сравнительно невысока, что позволяет устанавливать базовую тарифную ставку на гораздо более низком уровне, чем при страховании обычного транспорта. С другой же стороны, стоимость восстановления поврежденного раритетного авто несравнимо выше цены за ремонт машины современной.
Базовый тариф корректируется поправочными коэффициентами, основными из которых являются срок страхования и максимальный годовой пробег, учитывается возраст и количество лиц, допущенных к управлению автомобилем, наличие франшизы и многое другое. «На стоимости страхового контракта скажется и то, в каких условиях вы храните автомобиль. Лучше, конечно, если гараж будет комфортабельным, и уж точно он должен быть отапливаемым. Аренда одного машиноместа обходится обычно в $100-150», — говорит Евгений Ярославский.
Автомобиль может быть застрахован как на определенное, кратковременное мероприятие, так и на любой более длительный срок. Это позволяет комбинировать возможные риски по сезонности использования ретрокара. Тарифные планы варьируются от 0,27% (для авто стоимостью до $100 тыс.) на мероприятие длительностью до трех дней и до 7,5% (для авто стоимостью свыше $200 тыс.) на целый год. Страховка раритетного автомобиля обходится дешевле, чем современного, но с условием соблюдения определенных условий — требований страховщика.
Возможны и «оптовые» операции. «Конечно, страхование всего парка будет стоить дешевле, чем каждого авто в отдельности. Но это бывает невыгодным, поскольку за сезон не всегда возможно поездить на всех машинах. Возникает вопрос нецелесообразности вложения денежных средств. В этом случае можно воспользоваться программой страхования всей коллекции в комплексе как имущества на весь год (включая сезон и несезон), а также как автотранспорта на период, равный полугоду, то есть на время использования. Программа в части страхования автомобилей как автотранспорта предполагает, что единовременно будет использоваться не более одной машины. Таким образом, максимально возможный убыток составит стоимость самого дорогого автомобиля в коллекции», — объясняет Ксения Пуляткина.
Но самое главное, что советуют сделать профессионалы перед тем, как начать собирать коллекцию, — это понять, какое направление вам наиболее близко. Ведь великолепные раритетные автомобили способны дарить радость не только ярому их поклоннику, но и скупому на эмоции инвестору, а если есть возможность получать удовольствие от своих инвестиций, не стоит ею пренебрегать.