Просматривая старые автомобильные журналы, порой наталкиваешься на чрезвычайно интересные нестандартные решения, казалось бы давно решённых к тому времени задач.
Как только появились пневматические шины, возникла проблема спущенного колеса. На заре автомобилизма она была особенно острой, так как автомобили раскатывали в толпе гужевых повозок, а романтический цокот подкованных копыт неизбежно сопровождался появлением на дороге гвоздей, а иногда и подков. До оснащения автомобилей быстросъёмными колесами, ликвидация последствий прокола была весьма трудоёмким делом, требующим не только сноровки, но и изрядной физической силы. Это наглядно продемонстрировано на фото, где шофер и механик в окружении томящихся пассажиров оживляют шикарный Пежо 1906 года. После того, как удалось снять поврежденный скат и надеть на обод запасной, камеру нужно было еще и накачать, как правило, ручным насосом. Компрессоры для накачки шин на автомобилях появились только в двадцатых годах, да и то далеко не на всех. Предусмотрительные шоферы брали с собой в дорогу баллоны со сжатым до шести атмосфер воздухом, но хватало такого баллона только на один ремонт. В любом случае машину нужно было приподнять так, чтобы поврежденное колесо не касалось дороги. Для этого с незапамятных времен существовали домкраты самых разнообразных систем и конструкций: винтовые, реечные, гидравлические, шестерёнчатые. Все они основаны на одном принципе: "Проигрывая в скорости, выигрываешь в силе".
Но во французском автомобильном журнале Omrtia, главным редактором которого был великий Baudry De Saunier, автор классической книги "Искусство управления автомобилем", в декабре 1931 года приводится описание устройства, позволяющего обходиться без домкрата при подъеме автомобиля.
Фирма Chausson представляет новое практичное приспособление именуемое "Эксцентриком", делающее замену колеса чуть ли не забавой. Для убедительности эту веселую процедуру с колесом Ситроена Six демонстрирует миловидная улыбающаяся парижанка в шляпке и туфельках на высоких каблуках.
Штампованная пространственная конструкция, усиленная установленными на заклепках деталями, имеет две дугообразных рабочих поверхности - внутреннюю и наружную. Внутренняя служит опорой тормозного барабана. Наружная, расположенная эксцентрично относительно внутренней, плавно переходит в плоскую опорную пяту и служит для собственно подъёма.
Устройство заводится с внутренней стороны повреждённого колеса, устанавливается на тормозной баран и сдвигается вниз до соприкосновения наружной дуги, имеющей рельефную накладку, с дорожным покрытием. Судя по фото, парижанка выполнила эту работу "одной левой", даже не сняв браслета! Развитая пространственная форма поверхности контакта внутренней дуги с тормозным бараном позволяет обходиться без дополнительной фиксации Эксцентрика.
Теперь нужно, запустив двигатель, осторожно на первой передаче продвинуть автомобиль вперед до тех пор, пока поворачиваясь одновременно с колесом, Эксцентрик не встает на опорную пяту, расстояние которой от оси колеса больше его радиуса. Тут важно во время остановиться и надежно затормозить автомобиль. Колесо не касается дороги, а приходящаяся на его долю часть нагрузки, воспринимается Эксцентриком,
Остальное не вызывает затруднений.
Фирма Chausson особо отмечает отсутствие винтов и кремальер, склонных к заносу и заклиниванию.
По прошествии 70 лет с момента разработки, конструкция Эксцентрика выглядит вполне рациональной применительно к автомобилям с неглубоким оперением. Для полного удобства желательно иметь комплект из двух Эксцентриков в зеркальном исполнении, однако можно обходиться и одним. В этом случае при замене правых колес следует устанавливать приспособление сзади и поднимать машину, двигаясь задним ходом. Главный недостаток "новинки" - малая универсальность: она подходит только для замены колёс.