Автомобили "Москвич" моделей 400 и 401 наиболее привлекательны для
начинающих реставраторов. Архаичная внешность, наружные крылья-пузыри,
капот с центральной продольной петлей и вертикальная запаска сзади
сильно роднят их с машинами 30-х годов прошлого столетия. Более того,
"Москвич" являлся практически копией немецкого Opel Kadett К 38. Хотя
расхожее мнение о том, что машину выпускали на вывезенном из поверженной
Германии оборудовании, верно только отчасти. Все кузовные штампы -
наиболее сложное в изготовлении оборудование - были отечественного
производства. Доходило до смешного - скопировали даже проштамповки пола,
сделанные немцами "про запас", для переноса на другую сторону глушителя
при переходе на выпуск другого двигателя , который так и остался в
проекте. На ранних машинах приходится частенько встречать комплектующие
(колесные диски, резинотехнические изделия и т.д.) с "вражеской"
символикой.
Оригинальный кадет К-38 во дворе НАТИ. 1945 г.
фото из архива ЮА Долматовского.
Для непосвященных: выпускавшиеся с 1946 по 1954 годы модель 400
и сменившая ее 401-я (1954-1956 гг) практически неразличимы, но это
далеко не так. Ниже мы попытаемся обозначить эти различия, стершиеся к
тому же со временем усилиями владельцев.
Автомобиль с убирающейся крышей Москвич 400 - 420А из первой партии выпуска. 1949 г.
фото из архива А.С.Исаева.
В принципе, "Москвичей" 400 и 401 осталось еще очень и очень
много, но среди них практически отсутствуют машины в оригинальной
комплектации.
Забота инженеров о потребителях, выражавшаяся в замечательной
унификации узлов и агрегатов с последующими моделями, сделала свое
черное дело. Книга издательства "Транспорт" - "Взаимозаменяемость
агрегатов автомобилей "Москвич", переиздававшаяся аж 4 раза, стала
настольным пособием по порче машин для нескольких поколений
автомобилистов.
Автомобиль фургон Москвич 400 - 422 с деревянным кузовом. 1949-1958 гг.
фото из архива А.С.Исаева.
Своеобразный сутулый профиль кузова "седан", носившего индекс
420, и давший машинам клички "Хоттабыч" и "Слон", знаком почти всем, но
все равно - остановка на улице вызывает каждый раз массу эмоций и
вопросов, включая самые распространенные: "Это "Победа?" и "Под сколько
гоняет?". Удивить знатока "седаном" достаточно сложно, но и среди
массовых изделии попадаются редкие экземпляры. Автомобилей с кузовами
моделей 420А (1949-1952 гг.) - "кабриолет" с убирающимся мягким верхом -
и 422 (1948-1956 гг.) - деревянный фургон - сохранилось ничтожно мало.
Дело в том, что оба кузова имели ослабленную конструкцию, да и тираж их
был невелик. Обычным явлением считалось усиление металлическими крышами
кабриолетов, пускавших трещины в местах соединения продольных дуг с
кузовом, да и не всех устраивала тряпка над головой. Фургоны, имевшие
несущий пол, обильно нагруженный деревяшками, и вовсе были рассчитаны на
небольшой срок эксплуатации. Когда машины изнашивались, их передавали в
школы в автоклассы, где учащиеся знакомились по ним с устройством
автомобиля.
Кабриолетов в Москве осталось всего штук семь, причем
большинство из них осквернено чужими агрегатами, а фургонов - два, один
из которых принадлежит автору этих строк.
Было и еще несколько разновидностей кузовов, строившихся
несколькими заводами на выпускаемом МЗМА (Московским заводом
малолитражных автомобилей) шасси. В основном это цельнометаллические
фургоны и аэродромные пикапы для перевозки пускачей самолетных
двигателей. Пара пикапов дошла до наших дней, один из них находится в
экспозиции Монинского музея, а вот фургоны все вымерли.
Надежность "слонов" не знает границ. Многие машины,
находящиеся в постоянной эксплуатации, до сих пор имеют "родные"
агрегаты. В качестве примера можно привести юбилейный, выпущенный к
800-летию Москвы, "Моск-вич-400" (шасси N 106, кузов N 110,
двиг. N 127), принадлежащий коллекционеру Егору Карпунину. Всю жизнь
таскавшая тяжелый УАЗовский прицеп, машина не подвергалась даже
капитальному ремонту мотора.
Прочность кузова вызывает удивление Не так давно гнилой
"Москвич-401" с четырьмя пассажирами был скинут выскочившей на встречную
полосу "Шкодой" с высокой эстакады, на проходившую внизу скоростную
магистраль, где в него врезалась "Ауди". В иномарках - несколько трупов,
все четыре пассажира "Москвича" - живы, только у 80-летней пассажирки
случился перелом ноги.
Экспериментальный пикап на базе "Москвич-400". 1951 г.
фото из архива Л.М.Шугурова.
Автомобиль, не имеющий указателей поворотов и номерного знака
спереди, пользуется повышенным интересом у ГИБДДшников. Но все их
расчеты на немедленное обогащение легко разрушаются волшебной фразой "Не
положено!". Зачем вносить изменения в заводскую конструкцию? Ведь еще
никто не отменил правила дорожного движения, позволяющие показывать
повороты рукой. Да и не обязан владелец портить внешность "Москвича"
чужеродными фонариками, кронштейнами.
Один из немногих цельнометаллических фургонов на шасси Москвич 400-422 для перевозки продуктов. 1956 г.
фото из архива Б.А.Баскакова.
Покупая "Москвич", желательно иметь хоть какое-то
представление о различиях машин в зависимости от года выпуска.
Сохранность автомобиля и его комплектность могут сыграть решающую роль в
определении цены или даже послужить поводом к отказу от покупки и
поиску более достойного экземпляра.
Автомобиль для запуска авиадвигателей на шасси Москвич 400. 1952 г.
фото из архива Л.М.Шугурова.
Самое неприятное, когда коренной переделке подвергается кузов.
Очень часто попадаются "слоны" с передними лонжеронами от последующих
моделей. Их приваривали для того, чтобы установить другой передний
мост, что вообще-то глупость, ведь собственный, если его
отремонтировать, что совсем не сложно и описывается ниже, не вызывает
никаких нареканий. Собственно, наличие отсутствия замечательной
подвески "Дюбоне" - почти всегда явный признак замены лонжеронов.
От первоисточника тут только шкурка
Прелесть кузова в том, что он легко разбирается, не так, чтобы
на мелкие детали, но с "Жигулями" не сравнить. Болтовые соединения
позволяют очень быстро снять капот, крылья или облицовку радиатора с
фарами для замены или ремонта. Крепление передней рамы, состоящей из
лонжеронов, раскосов и брызговиков, на которой установлены передний мост
и силовой агрегат, было болтовым. Переход на 401 модель ознаменовался
увеличением числа точек соединения с передним щитом кузова до
шести супротив первоначальных двух и появлением треугольных косынок.
Однако сегодня почти на всех сохранившихся машинах рама уже приварена.
Редко попадаются экземпляры с уцелевшей поперечиной лонжеронов. Чаще
всего она бывает или заменена, или порвана, вследствие неправильной
буксировки (за бампер, а не за балку переднего моста).
Достаточно изящный способ ремонта силового агрегата вынесен на
обложку книги "Ремонт автомобиля "Москвич". Для его осуществления
требовалось отстегнуть КПП, отсоединить проводку, бензопровод, шланги
радиатора, гибкие валы спидометра и привода дворников, передние
тормозные трубки, трубку манометра, привод карбюратора, крепление балки
моста к лонжеронам, нижний болт радиатора, кардан, сдвинув его по шлицам
назад, задрать в небо "слоновью морду", и, отвернув выпускную трубу,
выкатить весь силовой агрегат вместе с передним мостом.
Автор благодарит Егора Карпунина и Дениса Минакова за помощь в подготовке материала.
Крылья, передние и задние, обычно трескаются по краю от
старости, вибраций и контактной борьбы с окружающим миром. В качестве
профилактики очень полезно закатать во внешнюю кромку мягкую стальную,
так называемую "вязальную", проволоку миллиметра три диаметром. Завод
такую операцию вроде бы не производил, но мне несколько раз попадались
новые крылья с проволокой по краю. Может их клепала какая-то артель?
Без слез не взглянешь.
Красота - страшная сила!
Теперь нужно сделать отбортовку и
сформировать "ручеек" для проволоки (все жестяные работы нужно выполнять
на металлической поверхности).
В щель обильно заливается натуральная олифа.
Молотком проволока фиксируется в "ручейке".
Проволока проложена и зафиксирована по всей длине крыла.
Окончательное простукивание.
Без меня тебе, любимый мой, лететь с одним крылом...
Отличить четырехсотый кузов от
четыреста первого можно по исполнению гнезда для аккумулятора, которое
первоначально было накладным, а затем оказалось утопленным в передний
щит.
Заодно, в июле 1952 года, и рычаг
ручного тормоза перекочевал с пола под торпедо, для чего возле стойки
левой передней двери добавили кронштейн. Масса других изменений -
различные косынки, усилители и т.д. менее заметны, известны только
крупным специалистам и выявляются при более детальном осмотре.
Бензопровод, проложенный изначально слева, чтоб размежеваться с
выхлопной трубой в целях пожарной безопасности, перекочевал при смене
модели на правую сторону.
Найти не тронутую коррозией машину
практически невозможно, хотя какой-то выбор пока еще имеется. В те
стародавние времена было модно обмазывать днище и всякие полости суриком
- эффект потрясающий. В случае безответственного отношения к машине
самая обильная, сквозная ржавчина поражает боковушки кузова в районе
основания передних дверных стоек, особенно под крыльями, чему
способствует почти постоянный мокрый грязевой компресс; задние
брызговики; полик под ногами водителя и пассажира, места крепления
рессор к кузову а также задней юбки в районе багажника. Причем почти
всегда внешне автомобиль производит благоприятное впечатление и вызывает
желание немедленно быть купленным. Чтобы поставить истинный диагноз и
не купить "вологодские кружева", нужно малость поваляться в пыли.
Большой дефицит - петля капота,
представляющая собой длинный металлический профиль сложного сечения.
Тянущаяся от лобового стекла до облицовки радиатора, она почти всегда
бывает обломана на несколько сантиметров, что делает невозможным ее
крепление к кузову, отчего капот на скорости за 80 км/час очень эффектно
взлетает в воздух метра на четыре и, взмахнув пару раз крыльями, падает
на едущих сзади.
Широко распространенное мнение о
том, что "Москвич" имел луженный кузов, - не более, чем красивая
легенда, возникшая от того, что многие сварщики при ремонте натыкались
на мешающий работе слой полуды. Такова уж была технология,
предписывающая заливать мягким припоем дефекты поверхности и
многочисленные швы. Перед сваркой такие места полагается прогреть до
отекания полуды, зачистить железной щеткой и еще раз прогреть до
вишнево-красного цвета.
Больное место всех кузовов - замки
дверей особенно водительской. От долгого хлопанья во всю дурь и
нежелания в момент закрывания повернуть ручку выламываются их язычки и
рвется металл двери, к которому заклепками крепятся эти механизмы. Но
выход есть: нужно разыскать пару задних дверей. Ими пользуются реже и
их замки, как правило, не страдают, а взаимозаменяемость - полная.