ГАЗ-АА – легендарный
трудяга-грузовичок. Едва появившись, он получил прозвище "полуторка",
которое закрепилось за ним навсегда. Почему именно "полуторка"? Все
очень просто: ГАЗ-АА был легким грузовиком с грузоподъемностью всего
полторы тонны
Во время Второй мировой войны "полуторки" служили
рабочими лошадками по всему Советскому Союзу. Их нещадно
эксплуатировали, они горели, тонули, взрывались... и бесконечно
ломались. Но именно этот трудяга стал символом послевоенной России.
Чудо-грузовик как он есть...
Сейчас встретить подобный раритет достаточно
сложно. Остались они разве что на постаментах-памятниках павшим
солдатам. И не просто так, ведь именно "полуторка" была в то время
наиболее популярным легким грузовиком. Ей даже песни посвящали! В
кинофильме "Репортаж с линии огня" Эдуард Хиль исполнил песню
"Грузовичок-фронтовичок", посвященную именно ГАЗ-АА.
Конструкция "полуторки" была проста, как и все
гениальное. В ней не было абсолютно ничего лишнего. Правда, и полезного
тоже явно недоставало.
Модель ГАЗ-АА – лицензионная копия автомобиля
Ford-АА образца 1929 г. Первая советская "полуторка" сошла с конвейера
29 января 1932 г. Это был "первенец" тогда еще только открывшегося
Нижегородского автомобильного завода. Первые модели собирались из
импортных запчастей, но совсем скоро, в 1933 г., ГАЗ-АА стал 100%
советским. Рамное шасси с рессорной подвеской – классическая схема для
подобных грузовиков. Советские инженеры добавили в конструкцию
автомобиля Ford и свои инновации: усилили картер сцепления, рулевой
механизм и установили воздушный фильтр. Особенностью конструкции
"полуторки" стало устройство задней подвески и трансмиссии, где в
качестве продольной тяги использовался карданный вал, упиравшийся в
бронзовую втулку, которая очень быстро изнашивалась и ломалась. Но это
была не самая большая беда "полуторки".
Самый массовый, а потому и самый популярный
автомобиль на деле показывал себя не самым лучшим образом. Но тогда на
это внимания как-то не обращали. Основное требование, предъявляемое к
автомобилю в то время, – чтобы ездил. И он ездил, еще и грузы перевозил.
Кстати, несмотря на то, что номинальная грузоподъемность "полуторки"
составляла всего полторы тонны, его нагружали гораздо больше. И ничего –
резво бегал по советским просторам... Если заводился, конечно. Ведь со
стартером у него была вообще отдельная история!
В основном заводилась "полуторка" с помощью
"кривого стартера", то есть обыкновенной ручки. А все дело в том, что
его родной, заводской, стартер с аккумулятором был очень недолговечным –
максимум через полгода он приказывал долго жить. Но в том-то и прелесть
ГАЗ-АА, что правдами-неправдами, но он все равно заводился и ехал.
"Полуторка" была оснащена простым 4-цилиндровым нижнеклапанным
двигателем объемом 3,2 л и мощностью 40 л.с. Между прочим, одним из
безусловных преимуществ "полуторки" был именно ее двигатель. Мало того,
что она развивала скорость до 70 км/ч, что для грузовика вообще много,
так еще и ездить могла на любом топливе: и на бензине самого низкого
качества, и на промышленных смазочных маслах, и даже на керосине.
Топливная система этого чудо-автомобиля была проще некуда: подача
топлива осуществлялась самотеком, номинальный расход составлял 19,5 л на
100 км.
Конечно, электрооборудования в автомобиле
практически не было. Кстати, первые выпущенные модели были оснащены
деревянной кабиной с элементами из прессованного картона. Позже, скорее
всего в целях безопасности и хоть какого-то повышения комфорта, кабины
стали делать из металла с кожаной крышей.
Еще одним преимуществом "полуторки" была ее
приспособленность к бездорожью. Дорожный просвет у грузовика составлял
20 см, плюс ко всему большие шины диаметром 840 мм. И вот уже
"полуторка" бодро катит по лесным дорогам и полям. Но далеко в лес
заезжать на ней не стоило – не пройдет...
Модель 1944-1945 гг. отличалась угловатыми крыльями, единственной фарой и отсутствием переднего бампера.
ГАЗ-ААА
На базе ГАЗ-АА была создана его модификация ГАЗ-ААА
– шестиколесный первенец. Производить его начали в середине 1930-х гг.
За основу была взята аналогичная трехосная модификация автомобиля
Ford-АА – Ford Timken. Причем в Америке эта модель как-то не прижилась, а
вот в Советской Армии получила самое искреннее признание. В первой
половине ХХ века, по сути, во время перехода от одной войны к другой,
Советский Союз уделял пристальное внимание автомобилям повышенной
проходимости. Потому и шестиколесная "полуторка" очень быстро стала
более чем просто массовым автомобилем. На базе ГАЗ-ААА был создан целый
ряд автомобилей для нужд Советского Союза – начиная от пассажирских
автобусов и заканчивая плавающими бронеавтомобилями. Десятки тысяч
шестиколесных "полуторок" сошли с конвейера бывшего Нижегородского, а
тогда уже Горьковского, автомобильного завода. Однако в 1943 г.
производство пришлось остановить: в результате военных действий завод
серьезно пострадал.
ГАЗ-ММ
В 1938 г. на базе первых "полуторок" была создана
еще одна модификация – ГАЗ-ММ. Внешне автомобили были полностью
идентичны. Все, что отличало ММ от АА, – это, в первую очередь, мощность
двигателя. Теперь при таком же объеме (3,2 л) движок стал 50-сильным.
Незначительным изменениям подверглись подвеска, рулевой механизм и
карданный вал.
Но во время войны, когда потребность в автомобилях
возросла, а запчастей и материалов катастрофически не хватало, ГАЗ
пришлось модифицировать и упростить.
Самое главное упрощение – автомобиль лишили ...
тормозов. Не полностью, только на передних колесах. Кроме того,
"полуторка" существенно изменилась и внешне. Во-первых, грузовик остался
без дверей. Не совсем, конечно, но металлические боковые дверцы
превратились в брезентовые. Во-вторых, "полуторка" стала "одноглазой":
впереди у нее красовалась всего одна фара. В-третьих, крылья были
изготовлены из обыкновенного кровельного железа с помощью простой гибки.
Ну, а кузов перестал открываться с трех сторон, точнее, теперь он не
открывался вообще.
Уже к 1944 г. первичная комплектация была почти полностью восстановлена. Правда, двери стали не металлическими, а деревянными.
Горьковский автомобильный завод перестал выпускать
"полуторки" в 1949 г., но они еще очень долго бегали по просторам
Советского Союза. Кстати, после прекращения их производства в Горьком
еще несколько лет "полуторки" собирали в других городах – Москве,
Ростове и Ульяновске.
Окончательно перестали выпускать "полуторку" только к 1956 г.
За 17 лет на Горьковском автозаводе было выпущено без малого миллион этих работяг, а если точнее – 829 тыс. 808 экземпляров.