Категории раздела
Наш опрос
какой по вашему мнению была лучшая марка советского ретро автомобиля
Всего ответов: 1385
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

"Полуторка": чудо-грузовичок.

 

"Полуторка": чудо-грузовичок


ГАЗ-АА – легендарный трудяга-грузовичок. Едва появившись, он получил прозвище "полуторка", которое закрепилось за ним навсегда. Почему именно "полуторка"? Все очень просто: ГАЗ-АА был легким грузовиком с грузоподъемностью всего полторы тонны


Во время Второй мировой войны "полуторки" служили рабочими лошадками по всему Советскому Союзу. Их нещадно эксплуатировали, они горели, тонули, взрывались... и бесконечно ломались. Но именно этот трудяга стал символом послевоенной России.

Чудо-грузовик как он есть...

Сейчас встретить подобный раритет достаточно сложно. Остались они разве что на постаментах-памятниках павшим солдатам. И не просто так, ведь именно "полуторка" была в то время наиболее популярным легким грузовиком. Ей даже песни посвящали! В кинофильме "Репортаж с линии огня" Эдуард Хиль исполнил песню "Грузовичок-фронтовичок", посвященную именно ГАЗ-АА.

Конструкция "полуторки" была проста, как и все гениальное. В ней не было абсолютно ничего лишнего. Правда, и полезного тоже явно недоставало.


Модель ГАЗ-АА – лицензионная копия автомобиля Ford-АА образца 1929 г. Первая советская "полуторка" сошла с конвейера 29 января 1932 г. Это был "первенец" тогда еще только открывшегося Нижегородского автомобильного завода. Первые модели собирались из импортных запчастей, но совсем скоро, в 1933 г., ГАЗ-АА стал 100% советским. Рамное шасси с рессорной подвеской – классическая схема для подобных грузовиков. Советские инженеры добавили в конструкцию автомобиля Ford и свои инновации: усилили картер сцепления, рулевой механизм и установили воздушный фильтр. Особенностью конструкции "полуторки" стало устройство задней подвески и трансмиссии, где в качестве продольной тяги использовался карданный вал, упиравшийся в бронзовую втулку, которая очень быстро изнашивалась и ломалась. Но это была не самая большая беда "полуторки".

Самый массовый, а потому и самый популярный автомобиль на деле показывал себя не самым лучшим образом. Но тогда на это внимания как-то не обращали. Основное требование, предъявляемое к автомобилю в то время, – чтобы ездил. И он ездил, еще и грузы перевозил. Кстати, несмотря на то, что номинальная грузоподъемность "полуторки" составляла всего полторы тонны, его нагружали гораздо больше. И ничего – резво бегал по советским просторам... Если заводился, конечно. Ведь со стартером у него была вообще отдельная история!

В основном заводилась "полуторка" с помощью "кривого стартера", то есть обыкновенной ручки. А все дело в том, что его родной, заводской, стартер с аккумулятором был очень недолговечным – максимум через полгода он приказывал долго жить. Но в том-то и прелесть ГАЗ-АА, что правдами-неправдами, но он все равно заводился и ехал. "Полуторка" была оснащена простым 4-цилиндровым нижнеклапанным двигателем объемом 3,2 л и мощностью 40 л.с. Между прочим, одним из безусловных преимуществ "полуторки" был именно ее двигатель. Мало того, что она развивала скорость до 70 км/ч, что для грузовика вообще много, так еще и ездить могла на любом топливе: и на бензине самого низкого качества, и на промышленных смазочных маслах, и даже на керосине. Топливная система этого чудо-автомобиля была проще некуда: подача топлива осуществлялась самотеком, номинальный расход составлял 19,5 л на 100 км.

Конечно, электрооборудования в автомобиле практически не было. Кстати, первые выпущенные модели были оснащены деревянной кабиной с элементами из прессованного картона. Позже, скорее всего в целях безопасности и хоть какого-то повышения комфорта, кабины стали делать из металла с кожаной крышей.


Еще одним преимуществом "полуторки" была ее приспособленность к бездорожью. Дорожный просвет у грузовика составлял 20 см, плюс ко всему большие шины диаметром 840 мм. И вот уже "полуторка" бодро катит по лесным дорогам и полям. Но далеко в лес заезжать на ней не стоило – не пройдет...

Модель 1944-1945 гг. отличалась угловатыми крыльями, единственной фарой и отсутствием переднего бампера.

ГАЗ-ААА

На базе ГАЗ-АА была создана его модификация ГАЗ-ААА – шестиколесный первенец. Производить его начали в середине 1930-х гг. За основу была взята аналогичная трехосная модификация автомобиля Ford-АА – Ford Timken. Причем в Америке эта модель как-то не прижилась, а вот в Советской Армии получила самое искреннее признание. В первой половине ХХ века, по сути, во время перехода от одной войны к другой, Советский Союз уделял пристальное внимание автомобилям повышенной проходимости. Потому и шестиколесная "полуторка" очень быстро стала более чем просто массовым автомобилем. На базе ГАЗ-ААА был создан целый ряд автомобилей для нужд Советского Союза – начиная от пассажирских автобусов и заканчивая плавающими бронеавтомобилями. Десятки тысяч шестиколесных "полуторок" сошли с конвейера бывшего Нижегородского, а тогда уже Горьковского, автомобильного завода. Однако в 1943 г. производство пришлось остановить: в результате военных действий завод серьезно пострадал.

ГАЗ-ММ

В 1938 г. на базе первых "полуторок" была создана еще одна модификация – ГАЗ-ММ. Внешне автомобили были полностью идентичны. Все, что отличало ММ от АА, – это, в первую очередь, мощность двигателя. Теперь при таком же объеме (3,2 л) движок стал 50-сильным. Незначительным изменениям подверглись подвеска, рулевой механизм и карданный вал.

Но во время войны, когда потребность в автомобилях возросла, а запчастей и материалов катастрофически не хватало, ГАЗ пришлось модифицировать и упростить.


Самое главное упрощение – автомобиль лишили ... тормозов. Не полностью, только на передних колесах. Кроме того, "полуторка" существенно изменилась и внешне. Во-первых, грузовик остался без дверей. Не совсем, конечно, но металлические боковые дверцы превратились в брезентовые. Во-вторых, "полуторка" стала "одноглазой": впереди у нее красовалась всего одна фара. В-третьих, крылья были изготовлены из обыкновенного кровельного железа с помощью простой гибки. Ну, а кузов перестал открываться с трех сторон, точнее, теперь он не открывался вообще.

Уже к 1944 г. первичная комплектация была почти полностью восстановлена. Правда, двери стали не металлическими, а деревянными.

Горьковский автомобильный завод перестал выпускать "полуторки" в 1949 г., но они еще очень долго бегали по просторам Советского Союза. Кстати, после прекращения их производства в Горьком еще несколько лет "полуторки" собирали в других городах – Москве, Ростове и Ульяновске.


Окончательно перестали выпускать "полуторку" только к 1956 г.

За 17 лет на Горьковском автозаводе было выпущено без малого миллион этих работяг, а если точнее – 829 тыс. 808 экземпляров.

Технические характеристики


Годы производства: 1932 - (1938) - 1942 - 1943 - 1944 - 1947, 1947 - 1950

Колесная формула: 4x2 1,5-тонный грузовик

Произведено всего: более миллиона штук

Двигатель: 40л.с./2200 об/ мин, 4-цилиндровый, карбюраторный, 4-тактный, 3285 куб.см

Диаметр цилиндра/ Ход поршня: 98.43/107.95 мм

Степень сжатия: 4.2:1

Коробка передач: 4-скорости + 1 задняя

Длина/ширина/ высота: 5335 мм/2040 мм/ 1970 мм

Внутренние габариты платформы: 2450 мм x 1870 мм

База/дорожный просвет: 3340 мм/200 мм

Колея передних колёс: 1405 мм

Колея задних колёс: 1600 мм

Радиус поворота: 7.5 м

Сцепление: однодисковое, сухое

Тормоза: механические

Размер шин: 6.50-20 дюймов

Емкость топливного бака: 40 л

Вес: 1810 кг

Максимальная скорость с полной нагрузкой по шоссе: 70 км/ч

Расход топлива: 20.5 л/100км


Источник: http://www.autobuy.ru/page/polutorka
Категория: Мои статьи | Добавил: amper (24.02.2012)
Просмотров: 2578 | Теги: Газ-АА, авто ссср, грузовик, полуторка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: