СУЩЕСТВУЮТ МУЗЕИ, ГДЕ В ЛЮБОЙ МОМЕНТ ЭКСПОНАТЫ МОГУТ ОЖИТЬ, СТРЯХНУТЬ С СЕБЯ СВЯЩЕННУЮ ПЫЛЬ И ВЗОРВАТЬ БЛАГОГОВЕЙНУЮ ТИШИНУ РЕВОМ МОТОРОВ. ИМЕННО ТАКОЕ МЕСТО-МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ ЭКИПАЖЕЙ И АВТОМОБИЛЕЙ.
ДМИТРИЙ ПОЛОСИН
Музей был создан группой энтузиастов - бывших сотрудников музея АЗЛК, которым в начале девяностых годов руководство завода предложило вместо реставрации старых автомобилей заняться предпродажной подготовкой новых машин. Такое положение вещей реставраторов не устроило, и они отправились на поиски людей, небезразличных к делу восстановления и реконструкции старинных автомобилей. К счастью, в лице газеты "Авторевю" такие люди нашлись, и через некоторое время в помещении конного двора парка "Кузьминки" начала работать новая мастерская. Но места для музея было явно недостаточно, поэтому при поддержке того же "Авторевю" неподалеку было найдено новое помещение - ангар бывшего овощного склада. На то, чтобы привести помещение в божеский вид и развернуть экспозицию, понадобилось около двух лет, и в итоге 31 августа 2002 года состоялось долгожданное открытие музея экипажей и автомобилей.
Практически все экспонаты музея действующие: например, пожарная машина ПМГ-1 выпуска 1937 года, которая до конца семидесятых использовалась по своему прямому назначению на мукомольной фабрике в городе Балашове, после реставрации вновь может при необходимости отправиться на борьбу с огнем. Или простоявший долгое время под открытым небом и найденный в полусгнившем состоянии итальянский Fiat 1100L Taxi. Золотые руки реставраторов - и как будто только сошедший с конвейера автомобиль готов принять на борт пассажиров. Кстати, несмотря на свои миниатюрные размеры, эту машинку можно смело назвать лимузином: тут вам и стеклянная перегородка, отделяющая водителя от пассажиров, и дополнительные откидные сиденья - "страпонтен", и, конечно, неотъемлемый для лимузина атрибут - четыре двери...
Но всевозможные раритетные средства передвижения - не единственные экспонаты музея: среди множества автомобилей и мотоциклов расставлены старые печатные и швейные машинки, приемники, телефоны и прочая древность... Я беседую с директором Музея автомобилей и экипажей Львом Наумовичем Железняковым.
Какое отношение к вашему музею имеют все эти предметы быта прошлых времен?
Это часть нашей концепции: получить какое-то представление о том или ином автомобиле в отрыве от его эпохи может только специалист, для простых посетителей это довольно сложно. Поэтому мы стараемся создавать вокруг автомобилей антураж того времени, в которое эти автомобили "жили". Люди постоянно приносят нам всякую старину, причем уже в таких гигантских количествах, что запасники буквально пухнут, но мы все равно ничего не выбрасываем.
А старые автомобили вам дарят?
Да, довольно часто, но, к сожалению, это не какие-то редкие машины, а в большинстве своем старые "Москвичи" и "Запорожцы". Правда, бывают и такие случаи: нам позвонил некий юноша и сообщил, что в их семье ходит легенда, будто бы в начале войны, когда весь личный транспорт изымался для нужд фронта, его дед или прадед закопал в огороде шасси первого советского малолитражного автомобиля - НАМИ-1. До этого он уже связывался и с Ломаковым, и с Политехническим музеем, но ему ответили, что этого не может быть, так как этот автомобиль выпускался в период с 1929 по 1931 год, было сделано чуть более четырехсот машин - они являются большой редкостью и все образцы, сохранившиеся до нашего времени, известны. В свою очередь, мы подумали: "Чем черт не шутит?" Взяли лопаты и поехали вскапывать юноше огород. Невероятно, но факт: сначала попался один аккуратно упакованный промасленный сверток, потом другой... И вот так, шаг за шагом, удалось полностью выкопать шасси, причем все его части находились в очень хорошем состоянии. Нам удалось собрать шасси, и сейчас это, наверное, самый редкий экспонат и гордость нашего музея.
Но самое удивительное было дальше: над шасси мы повесили фотографию НАМИ-1, на которой изображен какой-то мальчик за рулем этого автомобиля. Однажды в музей приехал один мужик, посмотрел на фотографию и сказал: "Боюсь ошибиться, но, по-моему, у моего друга в семейном альбоме есть точно такая же фотография". Мы позволили себе в этом усомниться, потому как фотография редкая и очень известная в автомобильном мире. Через некоторое время он вернулся вместе со своим приятелем, который привез семейный альбом, - там была не только эта фотография, но и множество других, где НАМИ-1 снят в разных ракурсах! Более того, мальчик за рулем оказался девяностодвухлетним отцом хозяина альбома и до сих пор в здравом уме и памяти проживает в городе Иваново. Если учесть, что автомобиль, изображенный на фотографии, был впоследствии продан и есть шанс, что мы откопали шасси именно от этой машины, история получается просто потрясающая! Но, к сожалению, пока никто из журналистов этой темой не заинтересовался...
Большинство ваших экспонатов - автомобили отечественного производства. Это связано с тем, что подобные машины чаще попадают к вам в руки?
Дело в том, что отечественные машины можно восстанавливать наиболее точно, так как информация, касающаяся этой техники, более доступна. Нам интересно делать автомобиль, на сто процентов соответствующий оригиналу - вплоть до ткани, которой был обшит салон. Правда, такого результата достичь удается не всегда: некоторые материалы сейчас достать либо очень сложно, либо просто невозможно. При восстановлении иностранных автомобилей мы не можем быть полностью уверены в качестве своей работы - зачастую неизвестно, каким автомобиль был изначально.
Какой автомобиль было восстанавливать наиболее сложно?
Наверное, это первый русский автомобиль Яковлева и Фрезе. Справедливости ради должен заметить, что это была не реставрация, а историческая реконструкция, поскольку от машины вообще ничего не сохранилось. Сегодня существует одна-единственная фотография этого автомобиля, сделанная на Нижегородской ярмарке в 1896 году. Второй раз за подобный проект я бы никогда не взялся, потому как начать делать автомобиль, имея только одну его фотографию, - чистое сумасбродство. Все, в том числе и такие киты автомобильной истории, как Шугуров и Дубовской, говорили: "У вас ничего не получится..." Но, видимо, это и послужило основным стимулом - мы уперлись и к столетию автомобиля Яковлева и Фрезе сделали подобную машину. Естественно, нельзя говорить о том, что у нас получился на сто процентов оригинальный автомобиль, но, с другой стороны, нет данных, это опровергающих.
Позвольте, я допускаю, что по одной фотографии еще как-то можно восстановить внешний облик автомобиля, но как же быть с двигателем?
Доподлинно известно, что Евгений Яковлев и Петр Фрезе в 1893 году побывали на всемирной выставке в Чикаго, где Карл Бенц представил свой автомобиль. На тот момент практически все автопроизводители покупали моторы у Бенца, и мы предположили, что Яковлев также мог использовать в конструкции своего автомобиля двигатель, подобный мотору Бенца. Тем не менее мы надеемся, что какая-то информация об этом замечательном автомобиле еще всплывет и все-таки удастся выяснить, насколько наши догадки были верны.
Наряду со старинными автомобилями в музее представлены и опытные модели АЗЛК. Это связано с вашей прошлой работой в музее завода?
Во всем мире концепты - опытные образцы автомобилей - бережно хранятся своими производителями. В свою очередь, у нас постановлением Совета министров СССР от 1964 года было предписано уничтожать все опытные образцы, не пошедшие в серию. Считалось, что эти машины - сырые, недоведенные и гордиться тут нечем. То, что сохранились те концепты, которые стоят у нас в музее, - настоящее чудо. Многие из них создавались у меня на глазах, и я считаю, что подобную технику нужно обязательно сохранять. Дело даже не в каких-то технических изысках или степени редкости автомобилей - просто это наша история.