Рожденные в СССР
27 июля 2010
Реставрацию старинного автомобиля поистине можно назвать ювелирной работой. Сроки восстановления олдтаймера колеблются от нескольких месяцев до двух-трех лет, а стоимость такого удовольствия доходит до миллиона современных рублей.
Восстановить советский ретромобиль, конечно, проще, нежели возродить олдтаймер зарубежного производства. Однако даже чудом уцелевший 50-летний экземпляр советского автостроения сегодня требует немалых физических и материальных вложений.
Об особенностях воссоздания исторического облика представителей прошлой эпохи рассказывают коллекционеры ретромобилей из Троицка Александр Кенарский и Михаил Зверев.
«Победа» на свалке
В 1943 году главный инженер Горьковского автозавода Андрей Липгарт доложил о разработке новых легковых автомобилей с рабочим названием «Родина». Это имя забраковал Сталин после того, как спросил у конструктора: «А сколько стоит Родина?». Так вышло постановление с 28 июня 1946 года начать серийный выпуск автомобилей ГАЗ М-20 «Победа». Позднее, в 1951 году, при разработке нового образца «Москвича» у ГАЗа заимствовали элементы внешнего дизайна и экстерьера с целью подчеркнуть: на советские дороги вышло новое поколение легковых автомобилей.
Признанные некогда предметами роскоши, теперь эти агрегаты находят своих обладателей на свалках, в кучах металлолома, старых гаражах.
«Свой «Москвич» 1963-го года я приобрел за 5 тысяч рублей, он был весь мятый, на крыше прыгали дети, – вспоминает Михаил Зверев. – Восстанавливал его год, выправил все, только материалов затратил на сумму примерно 160 тысяч рублей».
«Начало моего хобби положила «Победа» 1954 года. Я купил ее лет 7 назад, так сказать, для пробы, – рассказывает Александр Кенарский. – А вслед за ней появились ГАЗ-21 и «горбатый» «Запорожец» 1965 года с «родной» краской».
Таков первоначальный вид многих современных олдтаймеров
Основная сложность в реставрации олдтаймеров – это поиск оригинальных запчастей, поэтому к главному авто в идеале необходимо приобрести еще 3 так называемых «донора» с соответствующей модификацией кузова. За неимением таковых, реставраторам снова приходится обходить городские свалки и пункты чермета. «Сейчас я приобрел еще один «Запорожец» 1965 года в идеальном состоянии, с заводской краской, но после аварии: помято заднее крыло. И крыло это сварное. Теперь мне надо тысяч за 10 купить такой же автомобиль, нанять эвакуатор и привезти кузов сюда – и это все только ради реставрации одного крыла», – подчеркивает Александр Кенарский.
Другая проблема ретромобилей – это отсутствие или невозможность восстановления техпаспорта. По словам коллекционеров, порой только из-за этого бюрократического нюанса раритеты 30–40х годов идут на запчасти вместо того, чтобы стать достойными представителями своей исторической эпохи. «А оформление документов наследства на ретроавтомобиль выходит дороже, чем этот экземпляр приобретается», – добавляет Михаил Зверев.
Покончив с формальностями приобретения и оформления автостарины, любители олдтаймеров приступают к самому долгожданному занятию – превращению груды старого железа в красавца прошлых времен.
Смахнуть пыль истории
Опытные ретроманы советуют начинать реставрацию не с разборки автомобиля, а с его фотографирования во всевозможных ракурсах. Во-первых, это пригодится для того, чтобы правильно собрать экземпляр. А во-вторых, будет с чем сравнить и чем похвастаться перед такими же поклонниками ретро.
Полному восстановлению подвергаются даже невидимые глазу детали
Что касается самой процедуры реставрации, к ней подходят с особенной тщательностью. Сначала автомобиль или то, что от него осталось, разбирают буквально до последнего болта, затем составляют перечень деталей, которыми необходимо доукомплектовать автостарину. После демонтажа проводится тщательная очистка кузова и деталей. При проведении кузовных работ для опайки используют старинный метод: оловянно-свинцовый припой на «проблемные» места.
Перед грунтовкой старую краску рекомендуют удалить полностью, так как современное лакокрасочное покрытие может просто не лечь на такую поверхность. Что касается выбора цвета эмали, здесь все зависит от желания хозяина автостарины. Однако опытные ретроманы рекомендуют выбирать цвет, максимально приближенный к изначальному, и не извращать облик олдтаймеров новомодным «металликом».
Для достижения наилучшего результата при восстановлении ретроавтомобиля следует также выбирать соответствующие расходники и технические жидкости. «В гаражах у дедушек покупаем нигрол, им обрабатываем детали трансмиссии, а в качестве тормозной используем красную жидкость БСК», – рассказывает Александр.
Салон автомобиля «Москвич»
Новую обивку салона изготавливают по выкройкам старого, и если заново родившийся «Москвич» теперь может похвастаться кожаными сиденьями, то Газ-21 до сих пор солидно демонстрирует сохранившийся с заводских времен хлопок.
Кстати, автостарички требуют особых условий хранения: они любят сухие, проветриваемые гаражи с температурой воздуха не ниже 5ºС и относительной влажностью 40–70%. Что ж, приходится учитывать эти нюансы, тем более если автомобиль является ровесником дедушки своего нынешнего владельца.
Ожившая эпоха
В 60-е годы прошлого века даже попасть в очередь на «Победу» или «Москвич» уже было великим счастьем. Записавшись в 1956-м году на 401-й «Москвич», его можно было получить в 1959-ом, а если в 1959-ом записаться на «Волгу», выкупить ее удавалось в 1966-ом.
Сегодня, когда обновленные представители ушедшей эпохи выезжают на улицу, они, как и прежде, моментально становятся центром внимания горожан. «Под щелканье фотоаппаратов поневоле ощущаешь себя звездой», – шутят коллекционеры. «Поначалу жена совершенно не поддерживала моего хобби, дело даже до развода доходило, – вспоминает Александр. – А потом я прокатил ее по городу, и все просто шеи свернули».
«А я как-то выехал на реку на своем восстановленном ЛуАЗ-амфибии, так там даже гаишники в шоке стояли и гадали: плот это или катер, – смеется Михаил. Кстати эту амфибию я забрал у местных алкашей, распродававших ее по запчастям».
Сейчас олдтаймеры работают на свадьбах троичан и выступают на парадах в честь Дня города. «Я могу и в магазин на них съездить, хотя на «Победе» передвигаться тяжеловато, – говорит Александр Кенарский. – Интенсивность замедления у нее зависит от того, сколько сил у тебя в ногах. А перед светофором приходится притормаживать метров за 20».
«А вообще, автомобили делали, как говорится, на совесть, не то, что современные «тазы с болтами», – резюмирует Александр. – Например, эта «Победа» – аналог Opel Kapitan, двигатель – «Додж 3/4», да еще и австрийская сталь. К тому же раньше и к автомобилям бережнее относились, после покупки горячим нигролом проливали, потому они и сохранились в течение 40-50 лет».
На вопрос, готовы ли они продать своих «любимцев», реставраторы ответили отрицательно. «В них столько сил вложено! – в один голос заявляют они. – Вот поучаствовать в каком-нибудь ретроавтопробеге хочется. В Москву бы, конечно, не поехали, а вот в Челябинск – запросто». «От Троицка раритетов бы немало набралось, – говорит Александр. – Есть «Победы», «Волги» 21-е, «Запорожцы», «Москвичи», а еще у нас в городе имеется один «Ганамаг», такого точно во всей области больше не найдете». «Помимо автомобилей, которых только с моей помощью было восстановлено 28 штук, мы можем представить и ретромототехнику», – добавляет Михаил.
В финале нашего разговора троицкие коллекционеры выразили желание объединиться с такими же ретроманами для дальнейшего обмена опытом в деле сохранения советских и зарубежных автоценностей.
Светлана ПЕРВАКОВА,
Фото автора