Категории раздела
Наш опрос
какой по вашему мнению была лучшая марка советского ретро автомобиля
Всего ответов: 1385
Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Русские деморализованы? Миф 5. Контраргумент.
илл.

Русские деморализованы?
Миф 5. Контраргумент

Владимир Колотовкин



илл.

"...Русские деморализованы и практически разгромлены, паника, созданная вами в их ближнем тылу ускорит продвижение наших войск..." ...Шаг в темноту, беспорядочное падение, свист ветра в ушах, через несколько секунд рывок, теперь можно, свободно вися на стропах, подумать о том, что ждёт нашу группу в тылу у русских на этой их Смоленщине... "Главное - прикидывайся, что ты пешка, но готов всё рассказать, тогда будут хорошо кормить и может быть появится шанс удрать, судя по канонаде, наши уже близко", - жарко шептал мне в ухо Генрих Земперт, схваченный русскими сразу после приземления. Наивный, думал я, русские цари умели строить тюрьмы, наш путь отсюда, наверное, будет очень короток...".
Для героя автобиографического романа Отто Канермана "Шаг в западню" война очень скоро закончилась в лагере для военнопленных. А вот для другого участника Смоленского сражения, лейтенанта войск НКВД Андрея Афанасьевича Е., героя нашего рассказа, война только начиналась...


Рассказ Андрея Афанасьевича приводится с незначительной литературной обработкой:

"С 1940 года я служил в частях НКВД в Смоленской области. С началом войны нашей основной задачей стало обеспечение нормальной работы прифронтовых коммуникаций, а конкретно -уничтожение или нейтрализация тех, кто пытался эту работу нарушить.


илл.

Моё подразделение было в основном ориентировано на поимку диверсантов. Выявление лиц связанных с ними, возможных явок проводилось следственным отделом. Много неприятностей нашим частям доставили немецкие диверсанты, проникшие в наш тыл в первые дни войны в условиях всеобщей неразберихи. Отличительной особенностью этих групп было то, что личный состав набирался в основном из белоэмигрантских кругов. Они были одеты в советскую военную форму, вооружены советским оружием, хорошо обучены. Вычислить и уничтожить такие группы в тех условиях, было достаточно сложно. В основном они заваливались на мелочах - например, человек, двадцать лет не живший на родине, не мог знать появившихся неологизмов, новых песен и так далее. С установлением относительно стабильной линии фронта немцам пришлось для заброски диверсантов в наш тыл использовать авиацию.

Качественный состав групп тоже переменился - стали использовать предателей из числа военнопленных, уголовников, оказавшихся на временно оккупированных территориях, посылались чисто немецкие группы. Нанести ощутимого вреда они не могли, так как все военные объекты надежно охранялись, а вот посеять панику в среде отступающих солдат и беженцев (например, внезапно открытой в тылу стрельбой или распространением слухов) - это запросто, и, в случае если им это удавалось, последствия бывали трагические. Наша группа действовала по ориентировкам: служба ВНОС (Воздушного наблюдения, оповещения, связи) сообщала о характере ночных самолёто-пролётов, с мест поступали сигналы от людей, которые что-то видели. Сопоставляя эти данные, можно было начинать поиск.


илл.

Обычно немцы высаживали свои диверсионные группы в малонаселённых, глухих местах. В нашу задачу входило накрыть их до того, как они попытаются раствориться в потоке беженцев и отступающих войск. Если удавалось сразу напасть на след, мы устанавливали наблюдение, ждали, если была возможность, когда группа соберётся полностью, окружали...Ну это, конечно, подарочный вариант, а порой приходилось целыми днями колесить по просёлкам, расспрашивать местных жителей, работников лесозаготовок, шофёров попадавшихся машин. Для работы моей группы мотоциклы были просто необходимы - например, пробраться по заброшенной лесной дороге на машине нереально, а мотоциклы, бывало, протаскивали на руках, да и скорость на грунтовке можно было держать высокую, если не обращать внимания на жуткую тряску.


илл.

Технические характеристики мотоцикла "ТИЗ-АМ-600":

  • Рабочий объём одноцилиндрового нижнеклапанного двигателя, см3 - 596
  • Мощность, л.с. - 16,5
  • При частоте вращения коленвала, об/мин - 3800
  • Количество передач - 4
  • Сухой вес, кг - 190
  • Максимальная скорость, км/ч - 95


В моей группе из техники была полуторка с радиостанцией и бочкой бензина, четыре мотоцикла "ТИЗ" и один трофейный (по фото был приблизительно опознан Zundapp-KS600 - авт.), каждый с Дегтярёвым на коляске. Такая оснащённость позволяла за короткий срок обследовать большую территорию. Водителем на моём "ТИЗе" был сержант Сергей Наймушин откуда-то из-под Таганрога. До армии он успел поработать на заводе и с гордостью говорил: "Раньше мы с отцом такие машины собирали, а теперь я на них воюю". Как-то на комсомольском собрании мы написали и отправили в Таганрог на завод письмо-благодарность труженикам тыла, к которому наши водители приложили от себя листок с пожеланиями по улучшению конструкции. Собственно откуда я и узнал подробности о мотоцикле (мне, как человеку, в технике довольно слабо разбирающемуся, безразлично было её происхождение, лишь бы ездила). Наши мотоциклы здорово бегали по шоссе и укатанным грунтовкам, а вот по плохим дорогам легче шёл немец. Доходило до курьёза - его водитель Роман старался отставать от "наших", чтоб не показать преимущество вражеской машины - в период отступления хоть и незначительный, но деморализующий фактор. Общение моё с мотоциклами окончилось после ранения под Юхновом, потом я мог заниматься только следственной работой".


илл.

В середине 30-х годов в СССР появились мотоциклы, специально разработанные для нужд армии "ПМЗ-А-750" и "ТИЗ-АМ-600", причём последний стал основным армейским мотоциклом конца 30-х - начала 40-х годов. Обе эти машины, благодаря своим тяговитым двигателям, способны были перевозить несколько человек, буксировать боковой прицеп (коляску) с установленным на нём пулемётом Дегтярёва ДП-27.

Для быстрейшего создания нового мотоцикла Таганрогский инструментальный завод пошёл достаточно распространённым для того времени путём - скопировал с доработками удачную зарубежную конструкцию. В данном случае это был английский BSA - конструкция для тех лет не новая, но, достаточно отработанная. В 1935 году под руководством инженера Якова Когана был разработан пакет конструкторской документации, а в 1936 году были собраны первые машины. Как обычно в таких случаях, конструкторскому коллективу завода пришлось решать задачу адаптации зарубежной конструкции к нашим нелёгким условиям эксплуатации. Совершенствование конструкции проводилось вплоть до 1940 года. Были усилены трубчатая рама, передняя вилка, появилось несколько вариантов крыльев, модификация коснулась и двигателя. Производство в Таганроге базировалось на широкой внутриотраслевой кооперации - - многие агрегаты и запчасти поставлялись с других заводов. В целом машина получилась довольно удачная и, согласно традиции тех лет, как и всё самое лучшее, в первую очередь поставлялась в армию и милицию, в личное пользование "ТИЗ" не продавался, но мог быть подарен правительством за заслуги перед Родиной. В то время это был самый быстроходный и мощный советский мотоцикл (его ровесник "ПМЗ" при большем весе имел всего 14 л.с. против 16,5 л.с. "ТИЗовских"). Как и вся военная техника, мотоцикл был покрыт завесой секретности, хотя его не раз демонстрировали на военных парадах на Красной площади. Просматривая журналы и газеты тех лет, я ни разу не обнаружил названия "ТИЗ", сопроводительные тексты к архивным фотоматериалам тоже довольно расплывчаты. На самом аппарате не было никаких эмблем и логотипов, не считая отливок "ТИЗ" на нигрепсах. Существовал вариант "ТИЗа"-одиночки с креплением пулемёта ДТ (Дегтярёв танковый) к траверсам передней вилки. В парадном строю такая конструкция смотрелась, конечно, внушительно, но об использовании её мне ничего неизвестно, более того, зная на практике технические характеристики мотоцикла и пулемёта, я позволю себе усомниться в целесообразности такой установки.


илл.

Не лишён был мотоцикл и недостатков. Мощности двигателя не хватало для езды с коляской по бездорожью, был маловат доставшийся в наследство от шоссейного прототипа клиренс. Несмотря на это, до появления "М-72", "ТИЗ" оставался лучшим советским армейским мотоциклом. Его производство в Таганроге продолжалось до эвакуации завода в Тюмень в 1941 году. В 1943 году производство было прекращено окончательно.


илл.

В настоящее время "ТИЗ-АМ-600" не редкость на территории бывшего СССР, но сложно найти незаезженную, комплектную машину и дефицитные запчасти. Этот мотоцикл - нечастый гость на ретропарадах, хотя мне известны несколько хорошо сохранившихся у коллекционеров экземпляров, "образцовый" "ТИЗ-АМ-600" можно увидеть в Москве в Политехническом музее.



Источник: http://www.autobuy.ru/page/mif-5
Категория: Мои статьи | Добавил: amper (10.02.2012)
Просмотров: 1747 | Теги: ТИЗ-АМ-600, мотоциклы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: