"...Русские деморализованы и
практически разгромлены, паника, созданная вами в их ближнем тылу
ускорит продвижение наших войск..." ...Шаг в темноту, беспорядочное
падение, свист ветра в ушах, через несколько секунд рывок, теперь можно,
свободно вися на стропах, подумать о том, что ждёт нашу группу в тылу у
русских на этой их Смоленщине... "Главное - прикидывайся, что ты
пешка, но готов всё рассказать, тогда будут хорошо кормить и может быть
появится шанс удрать, судя по канонаде, наши уже близко", - жарко шептал
мне в ухо Генрих Земперт, схваченный русскими сразу после приземления.
Наивный, думал я, русские цари умели строить тюрьмы, наш путь отсюда,
наверное, будет очень короток...".
Для героя автобиографического романа Отто
Канермана "Шаг в западню" война очень скоро закончилась в лагере для
военнопленных. А вот для другого участника Смоленского сражения,
лейтенанта войск НКВД Андрея Афанасьевича Е., героя нашего рассказа,
война только начиналась...
Рассказ Андрея Афанасьевича приводится с незначительной литературной обработкой:
"С 1940 года я служил в частях НКВД в Смоленской
области. С началом войны нашей основной задачей стало обеспечение
нормальной работы прифронтовых коммуникаций, а конкретно -уничтожение
или нейтрализация тех, кто пытался эту работу нарушить.
Моё подразделение было в основном
ориентировано на поимку диверсантов. Выявление лиц связанных с ними,
возможных явок проводилось следственным отделом. Много неприятностей
нашим частям доставили немецкие диверсанты, проникшие в наш тыл в первые
дни войны в условиях всеобщей неразберихи. Отличительной особенностью
этих групп было то, что личный состав набирался в основном из
белоэмигрантских кругов. Они были одеты в советскую военную форму,
вооружены советским оружием, хорошо обучены. Вычислить и уничтожить
такие группы в тех условиях, было достаточно сложно. В основном они
заваливались на мелочах - например, человек, двадцать лет не живший на
родине, не мог знать появившихся неологизмов, новых песен и так далее. С
установлением относительно стабильной линии фронта немцам пришлось для
заброски диверсантов в наш тыл использовать авиацию.
Качественный состав групп тоже переменился - стали
использовать предателей из числа военнопленных, уголовников, оказавшихся
на временно оккупированных территориях, посылались чисто немецкие
группы. Нанести ощутимого вреда они не могли, так как все военные
объекты надежно охранялись, а вот посеять панику в среде отступающих
солдат и беженцев (например, внезапно открытой в тылу стрельбой или
распространением слухов) - это запросто, и, в случае если им это
удавалось, последствия бывали трагические. Наша группа действовала по
ориентировкам: служба ВНОС (Воздушного наблюдения, оповещения, связи)
сообщала о характере ночных самолёто-пролётов, с мест поступали сигналы
от людей, которые что-то видели. Сопоставляя эти данные, можно было
начинать поиск.
Обычно немцы высаживали свои диверсионные
группы в малонаселённых, глухих местах. В нашу задачу входило накрыть их
до того, как они попытаются раствориться в потоке беженцев и
отступающих войск. Если удавалось сразу напасть на след, мы
устанавливали наблюдение, ждали, если была возможность, когда
группа соберётся полностью, окружали...Ну это, конечно, подарочный
вариант, а порой приходилось целыми днями колесить по просёлкам,
расспрашивать местных жителей, работников лесозаготовок, шофёров
попадавшихся машин. Для работы моей группы мотоциклы были просто
необходимы - например, пробраться по заброшенной лесной дороге на машине
нереально, а мотоциклы, бывало, протаскивали на руках, да и скорость на
грунтовке можно было держать высокую, если не обращать внимания на
жуткую тряску.
Технические характеристики мотоцикла "ТИЗ-АМ-600":
Рабочий объём одноцилиндрового нижнеклапанного двигателя, см3 - 596
Мощность, л.с. - 16,5
При частоте вращения коленвала, об/мин - 3800
Количество передач - 4
Сухой вес, кг - 190
Максимальная скорость, км/ч - 95
В моей группе из техники была полуторка с
радиостанцией и бочкой бензина, четыре мотоцикла "ТИЗ" и один трофейный
(по фото был приблизительно опознан Zundapp-KS600 - авт.), каждый с
Дегтярёвым на коляске. Такая оснащённость позволяла за короткий срок
обследовать большую территорию. Водителем на моём "ТИЗе" был сержант
Сергей Наймушин откуда-то из-под Таганрога. До армии он успел поработать
на заводе и с гордостью говорил: "Раньше мы с отцом такие машины
собирали, а теперь я на них воюю". Как-то на комсомольском собрании мы
написали и отправили в Таганрог на завод письмо-благодарность труженикам
тыла, к которому наши водители приложили от себя листок с пожеланиями
по улучшению конструкции. Собственно откуда я и узнал подробности о
мотоцикле (мне, как человеку, в технике довольно слабо разбирающемуся,
безразлично было её происхождение, лишь бы ездила). Наши мотоциклы
здорово бегали по шоссе и укатанным грунтовкам, а вот по плохим дорогам
легче шёл немец. Доходило до курьёза - его водитель Роман старался
отставать от "наших", чтоб не показать преимущество вражеской машины - в
период отступления хоть и незначительный, но деморализующий фактор.
Общение моё с мотоциклами окончилось после ранения под Юхновом, потом я
мог заниматься только следственной работой".
В середине 30-х годов в СССР появились
мотоциклы, специально разработанные для нужд армии "ПМЗ-А-750" и
"ТИЗ-АМ-600", причём последний стал основным армейским мотоциклом конца
30-х - начала 40-х годов. Обе эти машины, благодаря своим тяговитым
двигателям, способны были перевозить несколько человек, буксировать
боковой прицеп (коляску) с установленным на нём пулемётом Дегтярёва
ДП-27.
Для быстрейшего создания нового мотоцикла
Таганрогский инструментальный завод пошёл достаточно распространённым
для того времени путём - скопировал с доработками удачную зарубежную
конструкцию. В данном случае это был английский BSA - конструкция для
тех лет не новая, но, достаточно отработанная. В 1935 году под
руководством инженера Якова Когана был разработан пакет конструкторской
документации, а в 1936 году были собраны первые машины. Как обычно в
таких случаях, конструкторскому коллективу завода пришлось решать задачу
адаптации зарубежной конструкции к нашим нелёгким условиям
эксплуатации. Совершенствование конструкции проводилось вплоть до 1940
года. Были усилены трубчатая рама, передняя вилка, появилось несколько
вариантов крыльев, модификация коснулась и двигателя. Производство в
Таганроге базировалось на широкой внутриотраслевой кооперации - - многие
агрегаты и запчасти поставлялись с других заводов. В целом машина
получилась довольно удачная и, согласно традиции тех лет, как и всё
самое лучшее, в первую очередь поставлялась в армию и милицию, в личное
пользование "ТИЗ" не продавался, но мог быть подарен правительством за
заслуги перед Родиной. В то время это был самый быстроходный и мощный
советский мотоцикл (его ровесник "ПМЗ" при большем весе имел всего 14
л.с. против 16,5 л.с. "ТИЗовских"). Как и вся военная техника, мотоцикл
был покрыт завесой секретности, хотя его не раз демонстрировали на
военных парадах на Красной площади. Просматривая журналы и газеты тех
лет, я ни разу не обнаружил названия "ТИЗ", сопроводительные тексты к
архивным фотоматериалам тоже довольно расплывчаты. На самом аппарате не
было никаких эмблем и логотипов, не считая отливок "ТИЗ" на нигрепсах.
Существовал вариант "ТИЗа"-одиночки с креплением пулемёта ДТ (Дегтярёв
танковый) к траверсам передней вилки. В парадном строю такая конструкция
смотрелась, конечно, внушительно, но об использовании её мне ничего
неизвестно, более того, зная на практике технические характеристики
мотоцикла и пулемёта, я позволю себе усомниться в целесообразности такой
установки.
Не лишён был мотоцикл и недостатков.
Мощности двигателя не хватало для езды с коляской по бездорожью, был
маловат доставшийся в наследство от шоссейного прототипа клиренс.
Несмотря на это, до появления "М-72", "ТИЗ" оставался лучшим советским
армейским мотоциклом. Его производство в Таганроге продолжалось до
эвакуации завода в Тюмень в 1941 году. В 1943 году производство было
прекращено окончательно.
В настоящее время "ТИЗ-АМ-600" не редкость
на территории бывшего СССР, но сложно найти незаезженную, комплектную
машину и дефицитные запчасти. Этот мотоцикл - нечастый гость на
ретропарадах, хотя мне известны несколько хорошо сохранившихся у
коллекционеров экземпляров, "образцовый" "ТИЗ-АМ-600" можно увидеть в
Москве в Политехническом музее.