Мучения остались позади. Любимый кузов окрашен, высушен и
готовится обрасти всевозможными примочками и деталюшками. Несмотря на
все желания поскорее его собрать, надо не торопясь отполировать
лакокрасочную поверхность. В прошлом выпуске мы вплотную подошли к теме
полировки - осветили необходимые принадлежности и расходные материалы.
Повторюсь, в идеале - это система фирмы "ЗМ".
Используя полировочные пасты для абразивной
обработки, мы получим отсутствие шагрени и уберем пылинки-соринки,
попавшие на последнем слое. Крупные дефекты, потеки лака или эмали
устраняются с помощью специальной полировочной наждачной бумаги
зернистостью Р1500 и Р2000. По классической схеме используется "мокрый"
способ шлифовки наждачной бумагой, но сейчас появились и сухие круги на
шлифмашинку Р1500. Т. к. первый способ наиболее доступен, мы рассмотрим
именно его.
Итак, выбираем деталь, подготавливаем воду и тару,
чистую ветошь, салфетки, резиновый шпатель, полировочную бумагу с
пастами и машинку с поролоновой насадкой.
Приступать к работе можно только в случае
абсолютной чистоты поверхности. Все соринки-песчинки прорисуют на свежей
краске тяжело убираемые царапины. Заранее замочив наждачную бумагу
в емкости с чистой горячей водой, берем в руки мягкий шлифок, и
аккуратно, чтобы не прошлифовать слой на ребрах и выступах, обрабатываем
плоскости до появления эффекта "прилипания" бумагой Р1500. Результат
работы контролируем снятием воды с продуктами шлифовки резиновым
шпателем (ракелем) как "дворником" по лобовому стеклу. Протерев
после этого чистой салфеткой и подсушив поверхность видны места, где
необходимо повторить шлифовку. Это могут быть не полностью удаленные
потеки, крупные включения в виде сора , которые не видны на мокрой
детали.
Перетерев эти места, еще раз контролируем результат
и проходим вручную закругления около фар, дверных ручек и др.
контролируя места и усилие нажима пальцами. Бумагой Р1500 мы как бы
срезали все выступающие "волны" шагрени и прочие нежелательные
неровности. Однако риски или микроцарапины от обработки Р1500 достаточно
велики для финишной полировки, и надо повторить операции на детали, но
уже бумагой Р2000.
Просмотрев всю деталь , наносим из тубы пасту номер
1, равномерно распределяя ее по поверхности вначале кончиком
распределяющего носика, а затем шлифовальным кругом полировальной
машинки. Начинаем полировку с малых оборотов шпинделя, и лишь
обработав всю деталь, можно увеличить обороты в два-три раза.
Превратившуюся из равномерно матовой в глянцевую деталь тщательно
протираем мягкими салфеткам и осматриваем, в случае необходимости
повторяем процедуру. Несмотря на малую абразивность пасты не стоит долго
водить кругом по одному месту чтобы не перегреть слой ЛКМ. Переходя к
следующим номерам паст мы получим в результате уже зеркальную
поверхность, которую защитим пастой для защиты блеска.
Обойдя таким образом весь кузов, можно приступить к
укладке пучков проводки по полу, крыше и моторному щиту, так чтобы при
частичной антикоррозионной обработке доступных до окончательной сборки
полостей и пазух не пачкать проводку и руки. Хорошие результаты дает
использование препарата "PACT-СТОП" по канадской технологии, который
дает защиту на молекулярном уровне. Проще говоря, если битумная мастика,
Мовили, Тектилы и пр. содержащие ингибиторы коррозии продукты просто
запирают поверхность, не допуская попадания влаги к металлу то в нашем
случае "PACT-СТОП" пробирается по микропорам и трещинам в покрытии в
полости двойного металла и даже сквозь поверхность ЛКМ. Образовавшаяся
химическая защита гораздо надежнее и эффективнее простых антикоров. При
установке на место лобового стекла смазав резиновый уплотнитель
препаратом "PACT-СТОП" для наружного применения мы даем дополнительную
защиту этому участку кузова при нейтральности к резине по химсоставу,
вдобавок облегчив себе установку. Забегая вперед, после многотрудной
сборки всего и вся автомобиль буквально обливается снаружи и
выстаивается 2-3 дня для проникновения в ЛКМ и щели для защиты от
коррозии.
Схема сборки выглядит примерно так:
укладка проводки
частичный антикор
установка мостов и агрегатов
установка механизмов и кронштейнов
подключение и проверка всех систем автомобиля
окончательная сборка салона
установка бамперов и хрома
общая и наиболее длительная доводка и проверка всего и вся
общий антикор кузова
обкатка и устранение "детских" болезней
Учитывая затраченное время и силы, не говоря уже о
"хрустящих бумажках" сборку надо вести очень аккуратно и
последовательно, так чтобы не снимать-ставить по 2 раза одну деталь,
т.к. забыли прокладку и т.п. Даже если "по науке" мы примерили на этапе
подгонки все кузовные детали, молдинги и накладки, риск поцарапать
велик. Снизить его можно, если обклеить соседние места малярным бумажным
скотчем в один или даже 2-3 слоя. Если в процессе окраски "ушли" зазоры
между деталями за счет толщины слоя это надо учитывать при установке.
Например, ободок фары как на "21 Волге" может иметь достаточно острые
края и врезавшись в свежеокрашенное крыло образует обидный скол. По этой
причине не следует сразу затягивать весь крепеж, а вначале осмотреть
равномерность прилегания по плоскости - касание в одном месте
гарантирует подрыв слоя при затягивании. Пошатайте слегка деталь,
возможно, она займет свое законное место, если нет - снять и принять
меры к устранению неравномерностей.
Весь крепеж и тыльные стороны деталей перед сборкой
желательно защитить консервантом, это облегчит заворачивание и исключит
"прикипание" в дальнейшем, а резьбовые отверстия до установки пройти
соответствующим метчиком для снятия напыла краски.
В случае попадания смазки на окрашенную поверхность
ее лучше удалять не бензином, а малярным обезжиривателем, т.к. он не
агрессивен по отношению к эмали и лаку.
Также определенную опасность представляют пятна
тормозной жидкости, попавшие на крылья при прокачке сцепления или
тормозов, нельзя допускать разъедания верхнего слоя краски и
своевременно смывать их водой.
При наклеивании резиновых уплотнителей на 88 клей
не стоит откладывать удаление пятен и излишков до окончательного
высыхания, т.к. могут остаться темные пятна на светлом фоне, а при
сборке салона тщательно мойте руки при каждой операции - это того стоит.
Хоть химчистка салона и неизбежна при всех ухищрениях, но чем меньше
работы в этой области - тем лучше.
В случае повреждения от времени пластиковых
накладок на торпедо (они особенно активно разлагаются на солнце) можно
восстановить их внешний вид, если поверхность не "повело винтом", а
покрылась трещинами и своего рода "плесенью". При этом накладка
очищается и аккуратно зачищается абразивом не грубее Р320. Далее
наносится шпатлевка по пластику и грунт по пластику, перекрывается
полиуретановой эмалью с добавкой 20-25% эластоактива для повышенной
эластичности слоя. В случае коробления отдельных кусков накладок,
например облицовки радиоприемника и динамика на Победе - можно собрать
этот элемент из двух и более аналогичных деталей, у которых эти участки
сохранились. Соединение производится либо на штифтах с фиксацией
акриловыми клеями, либо склейка на армирующем слое стеклоткани
эпоксидными композициями с последующей зачисткой и шлифовкой.
Также возможно восстановить внешний вид прошвы и
уплотняющих кантов и валиков из кожзаменителя, подобрав оттенок
полиуретановой эмали и с применением грунта по пластику. Например, если
на боковине сиденья из автобима (материал обшивки Побед 1955-56 г.г.)
появились трещины - их можно затереть тонким слоем разведенной эмали и
после сушки защитить средством для ухода за кожей.
После окончательной сборки, раны нанесенные кузову
могут быть устранены аккуратной точечной подкраской с помощью кисточек и
деревянных зубочисток, либо надо брать в руки аэрограф и а в миниатюре
повторить процесс покраски, не забывая про грунт. Торопливо заделанные
точки без грунта и обезжиривания первыми засветятся ржавыми потеками и
пузырьками. После первичной обкатки также не исключены моменты
контактной борьбы кузовных деталей, крепеж протягивают или регулируют
взаимное положение с той же подкраской.
Разумеется, описать весь процесс сборки в небольшой
статье не представляется возможным, да и машин одинаковых не найдешь,
но основные моменты мы постарались отразить.
Фотоматериалы предоставлены техническим центром нашего журнала - СТОА