СРЕДИ ТАКИХ АРИСТОКРАТИЧЕСКИХ УВЛЕЧЕНИЙ, КАК ЛОШАДИ, ГОЛЬФ ИЛИ ЯХТЫ, ВИДНОЕ МЕСТО ЗАНИМАЕТ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ СТАРИННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ.
ЛЕОНИД ТОЛМАЧЕВ
Из крупных коллекционеров таких автомобилей достаточно вспомнить Вильяма Фиска Харру, чья коллекция насчитывала 3655 автомобилей, братьев Ганса и Фрица Шлюмпф - основателей крупнейшего в мире музея "Буггати", отца и сына Бискаретти де Руффиа или Генри Остина Кларка. В 1930 году появился Клуб автомобилей-ветеранов Великобритании. Их примеру последовали любители автостарины других стран. Начало набирать обороты клубное движение.
С 30-х годов теперь уже прошлого XX века в Англии регулярно проходят ралли Лондон - Брайтон, в котором участвуют автомобили, выпущенные до 1905 года. Старейшая британская аукционная фирма Coys of Kensington ежегодно проводит слеты старинных и спортивных автомобилей в Сильверстоуне. На Женевском автосалоне обязательно присутствует экспозиция, посвященная автомобилям прошлых лет. А крупнейшие автомобильные концерны имеют свои фирменные музеи.
Эстафету сохранения автомобильных реликвий переняла Чехословакия, а от нее - страны Прибалтики бывшего Советского Союза.
28 лет назад, в 1976 году, при Московском городском обществе автомотолюби-телей был образован клуб "Следопыты автомотостарины" (САМС). В тот же год этот клуб провел свое первое мероприятие. 20 июня 36 автомобилей и мотоциклов выстроились на площади у Северного входа ВДНХ, а оттуда колонной прошли по главной выставке страны. Одновременно подобные клубы стали возникать в Ленинграде и Львове, Минске и Киеве, Одессе и Свердловске - любовь к старинным автомобилям приняла огромные размеры. Но в отличие от других клубов в САМС могли прийти не только владельцы автомобилей, выпущенных 20 и более лет назад, но и просто увлекающиеся автомобильной историей, любители масштабных моделей автомобилей, автомобильной геральдики, литературы, значков и марок. А сколько "безло-шадников", придя в САМС, стали известными автоколлекционерами! Сколько старых автомобилей обрели вторую жизнь! В Москве и других городах стали проходить выставки и парады автостарины. А летом 1981 года в нашей столице состоялся первый автофестиваль, в котором приняли участие семь клубов любителей старинных автомобилей. Какие автомобили собрались под открытым небом! Крохотный Baby Peugeot, ГАЗ-61, на котором ездил маршал И.С. Конев, Horch 853, Mercedes-Benz 540K.
На будущий год автофестиваль повторили. И снова любители автомобильной истории смогли увидеть такие раритеты, как первое берлинское такси NAG или Alfa Romeo 6C 2300S, народный автомо- биль "по-итальянски" - Fiat 500 или поставлявшийся по ленд-лизу в нашу страну Chevrolet G7107, различные Mercedes, BMW, Opel. А в 80-е годы ни один из таких праздников, как Международный день музеев, День молодежи или День города, не обходился без участия "Следопытов авто-мотостарины". И каждое мероприятие с участием старинных автомобилей собирало сотни и тысячи человек. В октябре 1986 года САМС в конноспортивном комплексе "Битца" устроил большой парад, посвященный 100-летию автомобиля и 90-летию первого русского автомобиля. Несмотря на холодную осеннюю погоду, народ на этот парад шел и шел - где еще "вживую" можно было увидеть Stoewer, выпущенный в 1899 году, автобус ГАЗ 03-30 или Mercedes-Benz 200?.. Через год САМС организовал в Крылатском большой фестиваль. И вновь подвела погода. Но все равно этот фестиваль собрал тысячи человек.
В 1989 году Каталонский автомобильный клуб организовал пробег Барселона -Москва. В нашей столице гостям были показаны не менее уникальные Mercedes-Benz 130Х или Alfa Romeo 6C2500C, чем Essex, Nash, Hotchkiss или Hispano-Suiza. На будущий год активисты САМСа совершили ответный визит в Барселону, а через год достойно встретили участников пробега Амстердам - Москва - Амстердам, организованного Международным клубом антикварных автомобилей и ралли (CAAR). Несмотря на отвратительную погоду, совместный праздник удался.
Начало 90-х годов. Наступили новые времена. Развал Советского Союза сделал Латвию, Литву и Эстонию заграницей. Экономические реформы вынудили многих реставраторов и хранителей старинных автомобилей расстаться со своими любимцами. Нужно было искать средства для выживания. Но тем не менее энтузиазм и желание сохранить автомобили для потомков остались. 1996 год ознаменовался пробегом Люксембург - Москва - Санкт-Петербург. В этом пробеге участвовало 12 автомобилей, выпущенных с 1928 по 1975 год. От Бреста до Санкт-Петербурга их сопровождал российский экипаж на ГАЗ 13Б. В следующем, 1997, году состоялось ралли Париж - Пекин, посвященное 90-летию одноименного пробега. Часть пути - от Парижа до Нижнего Новгорода - в колонне снова шел российский экипаж. И вновь в Москве зарубежным гостям был оказан радушный прием. В том же 1997 году на Тушинском аэродроме прошел первый международный автомобильный фестиваль "Экзотика-97". С тех пор каждые вторые пятница, суббота и воскресенье июля стали днями проведения этих автошоу. На редкость богатым автомобильными фестивалями стал 1999 год. Помимо парадов старинных автомобилей, посвященных Дню Победы, Дню города и фестивалю "Экзотика-99", который открыл Его Королевское Высочество принц Майкл Кентский, в тот год на Ходынском поле прошла автонеделя, а через день после нее - Московский автомобильный фестиваль в Крылатском. Своеобразным переходным мостиком из 1999 в 2000 год стала вторая выставка-музей автомобильной истории и культуры "Автоамерика - Россия" в Сокольниках.
...В последнее время увлечение старинными автомобилями в нашей стране приняло новые формы. Возникло множество фирм, оказывающих услуги по поиску, приобретению, реставрации ретроавтомоби-лей, их техническому обслуживанию, формированию коллекций. Появилось множество интересных автомобилей прошлых лет. Подоспели и новые коллекционеры старинных автомобилей. К уже известным автомобильным праздникам и фестивалям прибавляются новые. Об автомобильных фестивалях 2004 года мы расскажем в следующем номере журнала.