Советский V-Твин
В 1931 году на совещании в Главмашпроме ВСНХ СССР было принято решение о проектировании армейского мотоцикла с «мотором американского типа». Его разработкой занимался коллектив под руководством Петра Владимировича Можарова, а производственной площадкой стал Подольский механический завод.
В сентябре 1900 года знаменитый производитель швейных машин – американская компания Singer – приобрел 30 десятин земли в подмосковном городе Подольске. Через два года здесь вырос огромный завод, который уже в 1913 году ежедневно производил около 2500 только бытовых швейных машин. После революции завод был национализирован, но производство швейных машин удалось возобновить только в 1923 году – сначала под именем «Госшвеймашина», а с 1931 года под маркой ПМЗ – Подольский механический завод (не путать с Подольским машиностроительным!). Одновременно предприятие занималось выпуском широкого спектра различной продукции, в том числе и военного назначения. В 1935–1939 годах на заводе выпускались единственные советские V-твины – мотоциклы ПМЗ-А-750. Кроме того, заводские специалисты разработали мотовелосипед «Стрела» и готовили к серийному производству созданный в Ленинграде легкий мотоцикл В-125 с двухтактным 125-кубовым двигателем. Но, поскольку выпуск мототехники для завода был совершенно непрофильным, а основную долю производства занимали швейные машинки и военные заказы, изготовление мотоциклов было прекращено всего через четыре года после его начала.
Петр Владимирович Можаров по праву считается основателем советского мотоциклостроения. Под его руководством в конце 20-х годов прошлого века были построены первые пять опытных мотоциклов в Ижевске, затем он руководил подготовкой производства мотоцикла Л-300 в Ленинграде, а венцом его работы стала серия опытных мотоциклов НАТИ, один из которых, НАТИ-А-750, и стал основой для серийного подольского тяжелого мотоцикла.
Проектированием мотоцикла НАТИ-А-750 занималась группа молодых конструкторов под руководством П. В. Можарова. Среди них были Б. М. Фиттерман – будущий главный конструктор ЗИСа и НАМИ, А. М. Федоров – будущий главный конструктор Ирбитского мотозавода. На фото – уникальный опытный образец, случайно обнаруженный в Подмосковье в середине 70-х годов прошлого века.
В 1933 году четыре первых мотоцикла НАТИ-А-750, собранные в Ижевске, отправились в испытательный пробег по маршруту Ижевск – Горький – Москва. Из-за отсутствия дорог с твердым покрытием часть пути пришлось пройти на пароходе, но от Горького до Москвы мотоциклы двигались своим ходом, собирая на всех остановках толпы зрителей.
Серийные ПМЗ-А-750 выпускались как с одной, так и с двумя фарами, как с боковой коляской, так и в одиночном варианте. Мотоцикл можно было приобрести в личное пользование (на фото как раз такая машина), но управиться с ним могли немногие. Помимо того, что ПМЗ-А-750 был достаточно тяжел в управлении, не очень качественное изготовление вызывало много проблем в эксплуатации. Результатом стала «народная» расшифровка аббревиатуры ПМЗ – «Попробуй меня заведи». Первые мотоциклы в Подольске были собраны в 1934 году, в следующем году началось серийное изготовление, но уже в 1939 году оно было прекращено. За это время завод сделал 4636 машин.
Марина Ладынина с мотоциклом ПМЗ-А-750 в знаменитом советском фильме «Трактористы», снятом в 1939 году. «По ходу пьесы» мотоцикл то ли разбирали-собирали, то ли использовали разные экземпляры, потому что ПМЗ в ленте засветился в трех видах: с коляской, без коляски и без спидометра, без коляски со спидометром. Последний вариант (корпус спидометра виден справа от фары) и показан на фотографии.
Силовой агрегат мотоцикла ПМЗ-А-750. На переднем плане – педаль ножного тормоза с приводом на заднее колесо, хромированная «гребенка» справа позволяла фиксировать педаль в нажатом положении, выполняя роль стояночного тормоза. За педалью под хромированной крышкой – прерыватель системы зажигания. Интересная особенность двигателя – маслобак в картере, вынесенный назад и служащий одновременно опорой для коробки передач. Длинноходный (70х97 мм) мотор развивал всего 15 л.с. при 3800 об/ мин, но все же ухитрялся разгонять тяжелую (210 кг) машину до 90 км/ч.
Хотя ПМЗ-А-750 иногда характеризуют как «двигатель Harley-Davidson в ходовой BMW», на самом деле при проектировании его силового агрегата Можаров отдал дань не только H.-D., но и Indian. На разрезе хорошо видна чисто харлеевская схема с четырьмя кулачками, но, как и на ранних Indian, моторная передача ПМЗ была шестеренчатой, а система смазки – циркуляционной.
Серийный ПМЗ-А-750 позднего выпуска, о чем свидетельствует фара с амперметром и центральным переключателем. Перед двигателем закреплен генератор системы электрооборудования. Мотоцикл опирается на боковую подставку.
Серийный ПМЗ-А-750 раннего выпуска с приборным щитком на передней вилке. Для регулировки жесткости передней вилки на мотоцикле установлены два боковых демпфера по обе стороны передней вилки. Между подножкой и двигателем размещена двуплечая педаль привода механизма сцепления, дублирующая рычаг на руле. Мотоцикл стоит на задней подставке, облегчавшей демонтаж колеса. Аналогичная подставка для той же цели установлена на передней вилке. Примечательно, что, в отличие от других мотоциклов, здесь подставки не исполняют одновременно роль крепления крыла – для этой цели имеются специальные бугели.
Мотоцикл ПМЗ-А-750 с верхнеклапанным двигателем, подготовленный для соревнований сезона 1938 года. На этом мотоцикле выступал знаменитый в довоенные годы мотоспортсмен Евгений Грингаут, многократный чемпион СССР в линейных и кольцевых мотогонках, а также в мотокроссе.
ПМЗ-А-750 в экспозиции рижского Мотор-музея, восстановленный известным реставратором Юрисом Рамбой. Это был первый восстановленный ПМЗ на территории бывшего Советского Союза.
В 1936–1937 годах в Подольске изготовили 356 легких мотоциклов «Стрела» с двухтактными 100-кубовыми моторами мощностью 2,3 л.с. По современной классификации машину можно отнести к мопедам, поскольку она сохранила вспомогательный педальный привод.
Еще одна попытка выпускать легкий мотоцикл – ПМЗ-125 1938 года. Спроектированный инженерами ленинградского завода «Вулкан», он имел двухтактный двигатель мощностью 3,25 л.с., установленный в штампованную дуплексную раму. Было изготовлено 18 опытных экземпляров, после чего документация была передана на вновь образованный Серпуховский мотоциклетный завод.
Журнал «МОТО» – февраль 2014