Категории раздела
Наш опрос
какой по вашему мнению была лучшая марка советского ретро автомобиля
Всего ответов: 1385
Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Спецтехника"ЗиЛ-131 с установкой Периметр".
Всем окопаться
Александр ЛАЗАРЕВ

Чем больше всего занимается пехота на войне? Стреляет? Как бы не так! Больше всего на войне пехота занимается оборудованием занимаемой позиции. Проще говоря, роет землю. Кто хоть раз копал себе окоп, знает, что занятие это, мягко говоря, малоприятное. А если требуется "закопать" грузовик? Конечно, наш солдат и под грузовик укрытие выроет. Вот только потом он вряд ли покажет образцовую стрельбу и чудеса героизма. Бульдозер тоже не годится: на марше он разве что черепаху обгоняет, куда ему за военной колонной угнаться. Тяжёлые машины на базе современных танков всем хороши - они и скоростные, и манёвренные и землю великолепно роют, одна беда: высокая стоимость. И потом: не придашь же каждому взводу (а в нынешней армии на каждый мотострелковый взвод полагается грузовик) по сапёрному "танку". Как ни крути, без спецтехники тут не обойтись. Вот только что это за техника должна быть?

Осознав в полной мере описанную выше проблему, военные через Министерство автомобильной промышленности СССР заключили договор с ЗИЛом на разработку и постройку опытных образцов оборудования для самоокапывания. Созданные в июне 1969 года три опытных экземпляра этого оборудования, отличавшиеся друг от друга толщиной ножей (10,12,14 мм), были установлены на 3-х серийных автомобилях повышенной проходимости ЗИЛ-131.

Установка "Периметр" представляет собой широкий нож бульдозерного типа с зубьями, крепящийся к задней части рамы грузовика. К ножу прикреплён гибкий фартук из полотен прорезиненной ткани толщиной 7 мм; в транспортном положении фартук скатывается в рулон. Подъём, опускание ножа и прижимание его к земле обеспечивают два гидроцилиндра. В "боевом" положении бульдозерный нож опущен, полотнище фартука раскатано. При движении машины вперёд нож, прижимаемый гидравликой к обрабатываемой поверхности, "соскребает" слой грунта (толщина снимаемого слоя варьируется в зависимости от тяжести грунтов), при этом снятая земля попадает на фартук и буксируется вслед за грузовиком. Вывезенная земля сбрасывается в нужном месте поднятием бульдозерного ножа с фартуком. Цикл повторяется.



С каждым "проходом" глубина траншеи увеличивается, рытьё продолжается до тех пор, пока не будет достигнута необходимая глубина "автоокопа". Идея само-окапывателя, как видим, гениальна в своей простоте. Вес установки составлял 550 кг, при этом много места на автомобиле она не занимала. Машина прибавила в длине к своим 7 метрам всего 0,5 метра, ширина же (2,51 м), хоть и превышала габариты автомобиля, оставалась, можно сказать, приемлемой. При необходимости ножевую часть установки можно было легко демонтировать. С этой задачей легко справлялись два слесаря-водителя. Не вызывало особых затруднений также снятие захвата и фартука. На демонтаж этих узлов тратилось 15 минут.

Итак, три машины со спецоборудованием были собраны и укомплектованы установками самоокапывания. Но перед тем как дать машинам возможность показать себя в деле, их отправили на пробеговые испытания. Целью этих испытаний было выяснение качеств автомобилей после дооборудования. Были опасения, что "самоокапыватель" может создать помехи движению машины вследствие увеличения нагрузки. После кратких испытаний все опасения развеялись. Машины готовились к "землеройным" работам. Наконец, когда все подготовительные мероприятия были позади, автомобили отправились на полигон ЦНИИ N 15 им. Карбышева. Там им предстояло показать, на что они способны. Дёрн с грунта снимался легко, ложась на фартук единым пластом, не дробился и не разламывался, что наверняка понравилось бы дачникам. Известно, что процедура снятия дёрна на участке довольно трудоёмка, да и большого пласта вручную не получить. А тут - всё быстро: срезал, отвёз, положил. Но работа с дёрном -только начало, дальше был грунт. Впрочем, и с грунтом машины успешно справились. Единственное, что при этом комиссия отметила, - повышенный расход топлива: до 80 л на 100 км. Но такой расход не должен был удивлять, поскольку нагрузка на машину в процессе работы увеличивалась в несколько раз.



Как глубоко мог закопаться грузовик, оснащённый "Периметром"? Испытания показали, что машина могла вырыть укрытие глубиной 1,7- 1,9 метра за 2 часа при последовательной одновременной работе 3-х автомобилей. За 6 часов тремя автомобилями было отрыто шесть укрытий. На грунте 2-ой и 3-ей категории "сто тридцать первый" мог вырыть такую же траншею за 1 час, вытащив при этом 50м3 земли. К сожалению, время заводских испытаний было ограничено, и многое из того, что было запланировано, сделать не успели. Но и тех данных, которые были получены, было достаточно для того, чтобы сделать выводы, разобраться в конструкции, улучшить её, где это необходимо. В частности, было обнаружено, что в средней части 10-миллиметрового ножа образовался прогиб. Был сделан вывод, что данная толщина слишком мала для подобной нагрузки и требует увеличения.

Таким образом, можно сказать, что завод им. Лихачёва полностью выполнил весь объём работ по разработке, постройке и испытанию оборудования для самоокапывания "Периметр". Результаты кратких заводских испытаний были признаны положительными, все три образца рекомендованы к передаче для прохождения полигонных испытаний у заказчика.

К сожалению, "Периметр" по неизвестным до сих пор причинам не пошёл в серию и так и остался опытной разработкой. А жаль, ведь как бы он сейчас понадобился, и не столько в армии, сколько в сельском хозяйстве. Чем держать неповоротливый бульдозер, лучше иметь ЗИЛ-131 с "Периметром". Прокопал, где нужно, за 15 минут снял нож - вот и полноценный грузовик. Езжай себе, куда надобно, хочешь с грузом, хочешь - без.

Источник: http://www.autobuy.ru/page/vsem-okopatsya
Категория: Мои статьи | Добавил: amper (05.02.2012)
Просмотров: 2036 | Теги: грузовик, вездеходное транспортное средство, Периметр, ЗИЛ-131 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: