Как-то разбирая
старые, потрескавшиеся и выцветшие от времени черно-белые фотографии,
хранящиеся в коробке у моей бабушки, я обратил внимание на несколько
фотоснимков, на которых был изображен один и тот же автомобиль с
эмблемой из четырех сплетенных колец с надписью Auto Union на
радиаторной решетке. Как и любой другой старинный автомобиль он вызвал у
меня закономерный интерес, и после опроса своих родных мне удалось
восстановить историю появления этой машины в нашей семье.
Мой дед, гвардии инженер-полковник Иван
Федорович Баранцев, 1945 году был заместителем командира по технической
части 1-го Гвардейского Донского танкового корпуса. После капитуляции
Германии его часть оказалась в Саксонии, в небольшом городке Глаухау.
После тягот и лишений военных лет, эвакуации и послевоенного
разрушенного Ленинграда жизнь в Германии казалась райской: семья
полковника жила в отдельном двухэтажном особняке с немецкой прислугой,
которая обращалась к своей русской хозяйке не иначе как Oberst Frau,
дети ездили в школу на машине с личным шофером. Одним из любимых
развлечений советских офицеров были автомобильные поездки па пикник в
выходные, когда можно было отдохнуть от службы, выпить вина и
запечатлеть себя культовым в то время фотоаппаратом Leika. В гараже того
особняка, где жила семья полковника, и был обнаружен автомобиль
Wanderer W24.
Четырехдверный шестиоконный лимузин (по
немецкой классификации) Wanderer W24 был расчитап па представителей
среднего класса, обыкновенных немецких бюргеров со средним достатком. От
предыдущих моделей его отличала более современная округлая форма
крыльев, капота и облицовки радиатора. Характерной чертой Wanderer W24,
по которой можно безошибочно отличить эту машину от всех остальных,
стали круглые решетчатые воздухозаборники на передних крыльях. На
Wanderer W24 устанавливался четырехцилиндровый двигатель мощностью 42
л.с., который разгонял автомобиль массой 1120 кг до 108 км/ч. На "сотню"
километров машина расходовала 11 литров бензина. Весьма оригинально
была решена задняя подвеска на одной полуэллиптической высоко
расположенной поперечной рессоре, позволяющая уменьшить угол наклона
кузова при поворотах. При такой конструкции отпадала необходимость
применения стабилизаторов поперечной устойчивости.
Своим левым концом рессора соединялась с
кронштейном тормозного барабана через обычный -сайлент-блок, а правый
конец имел скользящее соединение с таким же кронштейном, укрепленным на
правом тормозном барабане, в виде стальной плоской подушки, на которую
опирался конец коренного листа рессоры. Двери навешивались на задних
петлях и открывались против хода, что по современным меркам весьма
небезопасно. Запасное колесо располагалось сзади, а доступ в небольшой
по размерам багажник можно было получить, откинув спинку заднего
сиденья. В гамме моделей были шести- и чстырехоконные лимузины, реже
встречались купе, двух- и четырехдверные кабриолеты, и совсем редко -
фургоны на шасси W24. С 1938 года на W24 стали устанавливать новую
панель приборов: приборы приобрели прямоугольную конфигурацию и
располагались по центру, вместо прежних круглых на щитке.
Стать счастливым владельцем новенького
Wanderer W24 можно было, заплатив 6240 рейсмарок. Всего Wander модели
W24 с 1937 по 1940 год завод Wanderer Werke A.G. сделал примерно 22 500
экземпляров.
Один из таких Wanderer глубокого
темно-синего цвета с бежевой обивкой салона, выпущенный в 1938 году,
обрел своего хозяина в городе Глаухау, совсем недалеко от Хемница, где
находился автомобильный завод фирмы Wanderer. Тихая довоенная жизнь
маленького городка Германии, автобаны и брусчатка, по которой Wanderer
шуршал покрышками, гаражное хранение, своевременный уход и ремонт не
предвещали автомобилю ничего особенного. Весной сорок пятого все
изменилось: бежавшие в ужасе от наступающей Красной Армии немцы бросили и
дом, и машину.
Когда Wanderer достался новым хозяевам, на одометре
было всего несколько тысяч километров, а сам автомобиль, очевидно, был
законсервирован п каким-то чудом избежал мобилизации в армию.
Автомобиль понравился полковнику, и он решил забрать его себе. Чтобы
как-то легализовать Wanderer, в полиции Глаухау была сделана справка о
том, что машина куплена за 2 500 марок у некоего Макса Гебеля из
Лихтенштейна.
Когда пришла пора возвращаться на Родину,
Wanderer погрузили на железнодорожную платформу и отправили в Ленинград,
где он получил номерной знак ЛЕ 69-34 и сразу был поставлен в гараж.
Во-первых, после войны был дефицит автомобильных покрышек, п их надо
было беречь, а, во-вторых, дед пользовался служебными ЗИС 101 и
"Победой", что было более патриотично, чем ездить на немецкой машине. И
только после выхода в отставку стал пользоваться трофеем. В основном он
ездил на машине к себе на родину в Курскую область, иногда совершал
поездки по городу. Все остальное время автомобиль стоял в гараже.
Поразительно, но, когда машина потребовала ремонта, то все износившиеся
детали были заменены на найденные "родные" - полковнику технической
службы не составило большого труда отыскать их по своим каналам. Тогда
же Wanderer перекрасили из темно-синего в зеленый цвет и заменили обивку
салона.
В середине шестидесятых полковник отдал
машину своему старшему сыну - моему отцу. Немного поездив на ней, он в
1971 году продал Wanderer вместе с гаражом за 600 рублей одному
таксисту, который для удобства эксплуатации машины заменил большинство
"родных" агрегатов на "волговские", заварил крышу, поменял салон и
панель приборов. Окончательно изуродовал облик Wanderer случившийся в
гараже пожар, от которого пострадал передок машины. Были уничтожены
воздухозаборники, а место "родной" облицовки радиатора заняла
самодельная. Впоследствии автомобиль сменил еще нескольких хозяев,
простоял десять лет без движения в сарае в Обухове, его последний хозяин
умер, и в 1996 году след Wanderer окончательно затерялся. Все мои
попытки отыскать машину не принесли никакого успеха. От Wanderer
остались одни фотографии, которые и были обнаружены мной однажды в
старой бабушкиной коробке.