Автомобиль на наших фотографиях большинству читателей известен, как «микроавтобус из «Кавказской пленницы». Между тем, машина эта по-своему уникальная. Единственный в шестидесятых по-настоящему авангардный автомобиль с пластмассовым кузовом, комфортабельным салоном и агрегатами от «двадцать-первой» Волги. Назывался он «Старт»… С изменением государственной структуры управления и введением обкомов в стране становится возможной некая самостоятельность в принятии решений «на местах». Объект нашего внимания как раз стал плодом проявления такой самостоятельности.
Не секрет, что с общественным транспортом вообще, а с микроавтобусами в частности, в послевоенном СССР была сильная «напряженка» - в деревнях основным транспортом порой оставался грузовик или архаичный ГАЗ-651. Именно в шестидесятые годы появляется целая плеяда новых по типу и содержанию микроавтобусов вагонной компоновки: в 1961 году РАФ-977Д, в 1962 – ЗиЛовская «Юность», о которой мы уже рассказывали, в 1958 году открывается КАВЗ, в этом же году ПАЗ осваивает новую модель. Но автобусов все равно катастрофически не хватает.
Именно в такой атмосфере коллектив Северодонецкой ремонтной базы (САРБ) под руководством Г.В. Дъяченко и главного инженера автотреста А.Г.Ивановым задумывают заняться новым для себя делом – созданием полноценного автомобиля. Благо, на их стороне был и весьма энергичный и «креативный» начальник главного автотранспортного управления Луганского Совнархоза А.С. Антонов, до этого предложивший идею постройки пластикового прицепа – кунга для автомобиля.
Выбор пластмассы, как основного материала кузова, был не случаен. Во-первых, в регионе было большое количество предприятий, занятых производством эпоксидных смол, во-вторых, в стране тогда шла правительственная программа по поиску альтернативных материалов, а, в-третьих, ждать собственных штампов для производства металлических деталей было просто неоткуда.
Оригинальный дизайн и форму кузова разработал художник-архитектор Ю.И. Андрос. Машина на тот момент выглядела броско, изящно, «по-западному». Для создания технологии выклейки кузова пригласили студентов Харьковского автодорожного института, имевшими дело со спортивным автомобилем ХАДИ.
Т.к. по понятным причинам, рассчитывать на собственную светотехнику и стекла не приходилось, стилисту удалость оригинально вписать счетверенные фары от "Москвича" в передок, а стандартные фонари от «Волги» разместить в длиннющих «килях» задних крыльев. Привычной задней двери в этом микроавтобусе нет – её заменяет небольшой багажник. Вообще, для тех времен автобус был очень комфортабелен. На первой версии было 3 удобных дивана, расположенных буквой «П», ящички для посуды, а чехол двигателя служил столиком. В багажнике размещался умывальник. Кроме того машина обладала модной двухцветной окраской с вишневым или голубым основным цветом.
Для создания пластмассового кузова первоначально был создан эталонный гипсовый макет. Затем прямо по нему было создана контрформа, внутри которой и выклеивались из эпоксидной смолы кузова автобусов. Несмотря на отсутствие испытательной базы и больших финансовых ресурсов, машину удалось довести до ума и даже привезти в Москву, где она стала настоящим медийным персонажем. "Старт" обладал тремя дверьми: двумя с правой стороны, и одной - водительской, с левой. Его показали в выпуске программы «Время», упомянули в «Правде», выставили в одном из павильонов ВДНХ и даже продемонстрировали Хрущеву. На волне такой популярности коллективу САРЗа удалось получить согласие от руководства отрасли на поставку в Северодонецк пятидесяти комплектов агрегатов от ГАЗ-21. Именно автомобиль из этой серии и был направлен в Москву для съемок в Кавказской пленнице! Впрочем, по некоторым данным, до конца восьмидесятых годов на телерадиостудии Луганска работал ещё один «коллега» «киноавтобуса» - единственная за все время выпуска модификация Старта.
В дальнейшем из-за особенностей плановой экономики централизованная закупка агрегатов от «Волги» прекратилась, т.к. «выбить» дефицитные детали не представлялось возможным, не говоря о том, что бы просто закупить их с ГАЗа. Однако, коллектив САРБа переориентируется на выпуск Стартов по индивидуальным заказам при условии наличия агрегатной базы. В основном ей служат списанные таксомоторы.
В 1964 году идеолог проекта Антонов переходит на работу в Донецкий совнархоз, попутно «прихватив» с собой дублирующую оснастку для производства автобусов. Получив имя «Донбасс» ,иную эмблему и несколько косметических отличий, автобус-близнец продолжает выпускаться на предприятии «Главдонбасстрой». Произвели их не более десяти штук. Именно "Донбасс" размещен в титуле этой статьи.
Последней «контрольной точкой» на дистанции «Старта» стал Луганский автосборочный завод, где по собственной технологии создания кузова (в основе лежал деревянный макет, по которому кузов выклеивался, а затем зачищался и шпатлевался) было выпущено ещё 20 автобусов. Внешне они отличались наклонной средней стойкой кузова вместо треугольной у оригинальной машины.
Автобус луганской сборки. Внешне отличается иной эмблемой и более простой по дизайну наклонной средней стойкой кузова. Фотография с сайта Игоря Денисовца
По разным данным, за период с 1963 по 1970 гг. было выпущено около 200 «Стартов», однако точную цифру никто не знает. Несмотря на наличие очевидных недостатков в конструкции и сложность в производстве нового типа кузова, конструкция была вполне жизнеспособной. Основной причиной малого тиража автобуса послужило, прежде всего, отсутствие поддержки со стороны руководства отрасли, а так же банальная невозможность закупить агрегаты на собственные средства. Кроме того, признать успешным проект никому неизвестных «ремонтников» с Донбасса ученые умы и бюрократические чины тоже никак не могли, отсюда и фактическая гибель проекта. «Старт» во многом повторил судьбу «Юности», став лишь ещё одним украшением Выставки Достижений Народного Хозяйства 1963 года. Стране были важны все достижения, но некоторые- важнее…