Автор Данилов Михаил 07.09.2010 Люди моего поколения хорошо помнят Детскую Энциклопедию, вышедшую в 60-е годы и имеющую 12 томов защитного цвета. Она появилась у меня, когда я едва научился читать. Самым зачитанным, естественно, оказался пятый том, посвящённый технике, а самым зачитанным местом в этом томе – раздел, повествующий об автомобилях. Один из этих автомобилей как-то особенно запечатлелся в моём сознании. В книге он был представлен как Лимузин ЗиЛ. Позже я узнал, что это ЗиЛ-111, один из самых редких советских автомобилей, который на протяжении девяти лет являлся лицом советского автопрома и своего рода визитной карточкой страны. О том, чтобы увидеть такой автомобиль вживую, не было и речи, так как предназначались они исключительно для обслуживания высших лиц государства. К тому же в моё время их уже заменили более современными. И информации по ним было совсем мало. Мне пришлось собирать её по крупицам, поскольку это автомобиль меня серьёзно интересовал. Автомобиль высшего класса ЗиЛ-111, призванный заменить собой устаревший ЗиС-110, появился в 1958 году. Надо сказать, сама концепция автомобилей этого класса к тому времени несколько изменилась. Если ЗиС-110, наряду со своими прямыми обязанностями (обслуживание руководства страны), ещё и работал в народном хозяйстве (такси, скорая помощь), то ЗиЛ-111 предназаначался лишь для перевозки первых лиц государства. Отсюда и несопоставимость общего количества выпущенных автомобилей (112 против 2089). Внешне ЗиЛ-111 напоминал всем известную "Чайку": панорамные стёкла, козырьки над фарами, вытянутые задние крылья. Чувствовалось влияние американского стиля 50-х годов. Правда, о прямом копировании речь всё же не шла. Поскольку ЗиЛ-111 являлся флагманом советского автомобилестроения, то в техническом плане он был весьма незауряден. На нём впервые появились такие интересные решения, как V- образный восьмицилиндровый двигатель с полнопоточным бумажным масляным фильтром, Х-образная рама, панорамные стёкла, четырёхкамерный карбюратор, кнопочное управление автоматической коробкой передач, электрические стеклоподъёмники, антенна с электроприводом, кнопочное управление радиоприёмником от отдельного пульта, раздельный привод тормозов, кондиционер. Кроме того, это был первый легковой автомобиль с гидроусилителем руля и вакуумным усилителем тормозов.
Да и конструктивно этот автомобиль весьма интересен. Попробуем ознакомиться с его устройством подробнее. Начнём с двигателя. Как уже говорилось, это был первый в СССР V-образный восьмицилиндровый автомобильный двигатель. Он очень похож на широко известный двигатель ЗиЛ-130 (который появился позже), но всё же имеет ряд отличий. Так, распределительный вал здесь, как и на ЗиС-110, приводится в действие бесшумной цепью (у ЗиЛ-130 – шестернями). Кроме того (опять же, как и у ЗиС-110), двигатель оборудован гидравлическими толкателями клапанов, исключающми регулировку и уменьшающими шум (вспомним класс автомобиля). Изменены и фазы газораспределения. Помимо этого, гильзы цилиндров уплотняются тремя резиновыми прокладками вместо двух. Поршни – облегчённого типа, компрессионных колец всего два. Изменены и головки с крышками вследствие повышения степени сжатия. Система смазки также имеет отличия. Как уже говорилось, здесь впервые появилась полнопоточная фильтрация с бумажным фильтрующим элементом. Масляный насос – не двух-, а односекционный. Что интересно, система вентиляции картера открытая, вывод газов осуществляется через вытяжную трубку с косым разрезом, выведенную под брызговик с правой стороны двигателя. Карбюратор К-85 – четырёхкамерный (также применён впервые). Воздушная заслонка управляется автоматически, с помощью температурного регулятора, который связан с впускным коллектором. Показатели двигателя рабочим объёмом 6 литров были тогда выдающимися: мощность – 200 л.с., крутящий момент – 45 кГм. Правда, из-за высокой (9,0) степени сжатия он требовал высокооктанового бензина. Трансмиссия. Безусловно, самым интересным местом здесь является автоматическая коробка передач. Хотя ЗиЛу и не принадлежит пальма первенcтва в этой области (это была "Волга" ГАЗ-21), но всё же его трансмиссия отличается оригинальностью. Так, регулятор режимов здесь кнопочного типа и расположен слева на торпедо (как и на "Чайке"). Гидротрансформатор – двухреакторный, с коэффициентом трансформации 2,45. Сама коробка достаточно простая по устройству, имеет всего две ступени (I - 1,72, II – 1,00). Интересно, что идея двухступенчатых коробок в дальнейшем развития не получила (если не считать ЛиАЗ-677). Задний мост с гипоидной главной передачей не отличается по устройству от моста ЗиС-110. Правда, передаточное число меньше (3,54 вместо 4.36). И точно так же зазор в конических подшипниках полуосей регулируется с помощью прокладок. Передняя подвеска также аналогична подвеске ЗиС-110. Она пружинная, двухрычажная. Нижний рычаг – составной, с реактивной штангой (растяжкой). Амортизаторы, в отличие от ЗиС-110, телескопические. Задняя подвеска – зависимая, рессорная, без стабилизатора поперечной устойчивости (ЗиС-110 его имел). Тормоза у ЗиЛ-111 были ещё барабанными (дисковые, кстати, впервые в СССР, появились на его преемнике, ЗиЛ-114). Передние – с двумя ведущими колодками. Привод тормозов – раздельный. Но тормозные цилиндры – не саморегулирующиеся, колодки подводятся эксцентриками. Вакуумный усилитель не совсем привычной конструкции. Он не диафрагменного, а поршневого типа. Стояночный тормоз – трансмиссионный. Конструкция его достаточно тщательно продумана, ибо у автоматической трансмиссии ЗиЛа нет режима парковки, и к эффективности стояночного тормоза предъявляются повышенные требования. Рулевое управление – с гидроусилителем. В отличие от других автомобилей того времени, усилитель является интегральным, т.е. управляющий и исполнительный механизм объединены в один узел и выполнены как одно целое с рулевым механизмом. Сейчас это стало привычным.
Как мы видим, для 50-х годов автомобиль имел достаточно передовую конструкцию. Но в 60-е годы его внешность стала устаревать, поэтому в 1963 году появился рестайлинговый вариант – ЗиЛ-111Г. Передняя и задняя части кузова были сильно изменены, и автомобиль приобрёл более современный вид. Но кузов в основе своей остался прежним. Не изменилась и конструкция агрегатов. Именно этот вариант и изображён в пятом томе ДЭ (1965г) и запомнился мне. Кстати, это первый автомобиль с четырёхфарной системой освещения. ЗиЛ-111 был представлен на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году. Тогда он вместе с другими новыми моделями имел большой успех. А вот отзыв одного западногерманского журналиста, опробовавшего на ходу ЗиЛ-111Г: "Отделка автомобиля неброская, но добротная. Имеется обогреватель больших размеров, что не поразит, знающих русский климат. Большое рулевое колесо расположено очень удобно. Вначале я рассмотрел с некоторым недоверием широкую педаль тормоза, так как она побуждала к тому, чтобы использовать для торможения левую ногу. Потом я понял, что мои опасения напрасны. От Бонна мы ехали по автостраде в направлении Вакена. 140 км/ч были быстро достигнуты, а педаль акселератора была ещё в среднем положении. Максимальная скорость 170 км/ч. Большую скорость замечали только по спидометру – автомобиль двигался плавно, как океанский пароход, без каких-либо толчков. Поездка произвела очень сильное впечатление: она показала, что русские могут создавать хорошие и современные автомобили. Удивительно, что расход топлива очень мал: в среднeм 20 литров на 100 км. У этого автомобиля, кажется, каждая детaль способна выдержать высокие нагрузки." На базе ЗиЛ-111 был создано небольшое количество кабриолетов. Кабриолет ЗиЛ-111В знаменит тем, что на нём встречали первого космонавта Юрия Гагарина. На ЗиЛ-111Д (на базе ЗиЛ-111Г) совершали торжественные проезды Шарль Де Голль и Фидель Кастро (говорят, ему был подарен такой кабриолет). Кстати, по поводу Де Голля. В 1967 году в Ницце прошла Международная неделя автобусов. Большой приз Президента Французской Республики – синюю с золотом фарфоровую вазу – завоевал советский автобус Зил-118 "Юность", построенный на базе ЗиЛ-111. Ещё один момент. Когда в своё время в Китае начали выпуск представительских автомобилей "Хунцы", то за основу была взята конструкция ЗиЛ-111 и "Чайки". Последний ЗиЛ-111 собрали в 1967 году. Всего же за девять лет было изготовлено 112 экземпляров всех модификаций. Жаль, так и не довелось увидеть этот замечательный автомобиль. Наверное, уже и не доведётся. Впрочем, кто знает..