Категории раздела
Наш опрос
какой по вашему мнению была лучшая марка советского ретро автомобиля
Всего ответов: 1385
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ЗиС-150
Властная поступь ЗИСа-полтораста.
Автор Данилов Михаил
21.10.2009

Представители старшего поколения помнят, что в 50-е и 60-е годы на дорогах было очень много грузовиков, едва ли не больше, чем легковых автомобилей. В детстве я очень любил стоять и наблюдать за ними. Но вот больше всего мне почему-то нравился ЗИЛ-164. Уж не знаю, чем он завоевал моё сердце. Может, своими формами, которые к концу 60-х были уже сильно устаревшими. Грузовик выглядел архаично, но как раз в этом был особый шарм. Мне нравилась его скруглённая облицовка, большие выпуклые уши-крылья, установленные на кронштейнах фары. И что-то в нём было ещё... Вот отрывок из беседы Льва Шугурова с известным автомобильным инженером Валерием Николаевичем Беляевым:

- Но чем же он так хорош, Валерьниколаич: и руль тяжёлый, и вентиляция дрянь, и отопителя нет - зимой в кабине всегда холодрыга?
- Он, знаешь ли, не только внешне сурово-благородный, но и по всей конструкции такой же. Ты здание Центрального телеграфа, конечно, знаешь – его строил Иван Иванович Рерберг, потомок датского корабела. Вот всё в нём есть, как в "ЗИС-полтораста": аскетичность и рационализм, необычность и традиционность, свои неудобства и свои достоинства.

ЗИС-полтораста... В 1974 году в "За рулём" мне встретилась такая фраза: "Разве можно забыть властную поступь ЗИСа-полтраста". Да, его властную поступь мне не забыть никогда...
Немного истории. Знаменитая трёхтонка ЗИС-5 к концу 30-х годов выглядела уже устаревшей. Поэтому ещё до войны была разработана новая модель грузовика – ЗИС-15. имеющая цельнометаллическую кабину более современной формы. Развернуть его производство помешала война. Но именно на его основе после войны был сконструирован 4-тонный ЗИС-150 – ЗИС-полтораста. Его производство началось в 1947 году. Суровость и аскетизм – эти термины как нельзя лучше подходят к этому грузовику. После войны приходилось экономить на всём. В дефиците был стальной лист, поэтому кабину вначале изготавливали из дерева. О комфорте речь не шла. Отсутствовал даже отопитель. Не было и усилителя руля (его не имел и 7-тонный ЯАЗ-200). Вместе с тем, многие технические решения были достаточно свовременными. На автомобиле впервые появилась пятиступенчатая коробка передач (без синхронизаторов) с пятой ускоряющей передачей. Привод тормозов – пневматический. Будучи ребёнком, я ещё не понимал происхождение шипящего звука, который издавал грузовик после каждого торможения. Мне потом объяснили, что у него тормоза приводятся в действие сжатым воздухом. Как тут не вспомнить фразу Полесова из романа "Двенадцать стульев": "Воздушный тормоз работает неважно, не всасывает." Пневматическим был и привод "дворников".
Двигатель представлял cобой модернизированный вариант двигателя ЗИС-5, который, как известно, происходил от американского Джи-Эм-Си. Об американском происхождении свидельствуют его размеры: диаметр цилиндра – 101,6мм, ход поршня – 114,3мм (4 и 4,5 дюйма соответственно). Рядная нижнеклапанная "шестёрка" отличалась плавной и бесшумной работой. Помню, стоял как-то возле работающего двигателя грузовика со стороны, где меньше был слышен шум выхлопа, и был удивлён почти полным отсутствием шума и вибрации. Казалось, лишь вентилятор и трепещущиеся ремни выдают его работу...
Система смазки было традиционной для тех лет – с фильтрами грубой и тонкой очистки. Привод стартера – механический, ножной. Он приводился в действие маленькой педалькой. Задний мост автомобиля имел двойную главную передачу, а его картер – съёмную крышку сзади, что было очень удобно (у ЗИЛ-130 картер глухой). Поскольку у грузовиков задний мост отчётливо виден, я всегда обращал на это внимание. Тормозные камеры устанавливались не сзади, а спереди моста и были почти незаметны.
В 1957 году после очередной модернизации грузовик (теперь уже ЗИЛ) получил индекс 164. Иным стал рисунок облицовки радиатора, несколько повышена мощность двигателя (степень сжатия возросла с 6 до 6,2, но он по-прежнему потреблял бензин А-66).
Однако более детальная модернизация последовала в 1961 году. Двухдисковое сцепление было заменено на более простое однодисковое. Но самое главное, автомобиль получил новую коробку передач типа ЗИЛ-130 с синхронизаторами и высшей прямой передачей. Соответственно было уменьшено с 7,63 до 6,45 передаточное число главной передачи. Изменилась и схема переключения передач (4-ая и 5-ая поменялись местами). Это уже был ЗИЛ-164А.
Нельзя не отметить полноприводную модификацию этого грузовика – ЗИЛ-157. Он был настолько удачным, что его выпуск продолжался вплоть до 90-х годов на Урале (ЗИЛ-164 сняли с производства в середине 60-х). Односкатные колёса с шинами 12,00 х 18 в сочетании с плоскими крыльями делали этот автомобиль исключительно изящным.
И всё-таки я бы хотел особо остановиться на его двигателе. У него было множество модификаций с различной степенью сжатия, с разными головками (чугунными и алюминиевыми) и разными карбюраторами. До 1951 года ставился карбюратор типа ЗИС-5 с компенсационным жиклёром. Затем появился К-80 с переменным сечением диффузора и без ускорительного насоса. В 1956 года начали устанавливать К-82, традиционной конструкции, более надёжный и стабильный в работе. Существовал и двухкамерный вариант – К-84. Его ставили на ЗИЛ-157, а также на автобусы, седельные тягачи и модификации, предназначенный для работы с прицепом.
В середине 70-х годов двигатель существенно модернизировали. Был уменьшен со 101,6 до 100мм диаметр цилиндров что позволило применять поршневые кольца от ЗИЛ-130. Изменилось и навесное оборудование. Помимо ЗИЛ-157 эти двигатели ставили и на некоторые модификации ЗИЛ-130. Интересная деталь: двигатель получил центрифугу для очистки масла. Здесь следовало бы вспомнить другого потомка ЗИС-5 – УралЗИС-355М. Его двигатель имел схожую конструкцию, но именно на нём ещё в 1958 году впервые появилась система центробежной фильтрации масла. Кстати, увидеть УралЗИС-355М можно в фильме "Джентльмены удачи" (та самая цистерна с цементом). Между прочим, грузовик, в который они должны были забраться по плану, был как раз ЗИЛ-164.
Эти грузовики можно было увидеть во многих старых фильмах. Они были одними из самых распространённых в 50-е и 60-е годы. Работали в народном хозяйстве, на стройках, в колхозах, служили в армии. Их агрегаты использовались в автобусах ЗИС-155, ЗИЛ-158, ЛАЗ-695Б. А рулевой механизм применялся на автобусах ЛАЗ и более позднего выпуска. Поставлялись они и в другие страны. Вот выдержка из журнал "За рулём" за 1971 год: "Мы разговаривали с афганским водителем ЗИЛ-164. За несколько лет он прошёл свыше 300 тыс. км. по разным дорогам. Афганец доволен машиной: наращённые борта позволяют ему создавать полутора-двукратную перегрузку, при этом серьёзных поломок ходовой части не было. Он считает, что ЗИЛ превосходит по прочности "Бедфорды" и ФИАТы".
Участвовал ЗИЛ-164 и в автомобильных кроссах. Этот снимок летящего грузовика взят из "За рулём" за 1969 год.
Если ЗИЛ-157 ещё можно изредка встретить на дорогах, то ЗИЛ-164 я не видел уже лет 30. Их, наверное, осталось совсем мало. Иногда этот ретроавтомобиль попадает в современные фильмы. Когда я его увидел в фильме "Серые волки", у меня защемило сердце... И сегодня, стоя на улице, я инстинктивно пытаюсь выхватить взглядом из транспортного потока тот самый грузовик, чья властная поступь раздавалась на дорогах во времена моего детства.


Источник: http://www.auto-retro-museum.ru/articles/51/
Категория: Мои статьи | Добавил: amper (04.02.2012)
Просмотров: 2232 | Комментарии: 1 | Теги: ЗиС-150, авто ссср, грузовик | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: